Ирина Кокорина
Обучение грамоте «Знакомство со звуками [К], [К «] и буквой «К» с использованием технологии интеллектуальных карт»
Логопедическое занятие по обучению грамоте подготовительная группа" Знакомство со звуками К, Кь и буквой "К" с использованием технологии интеллектуальных карт"
Цель: познакомить старших дошкольников со звуками К, Кь и буквой К посредством метода интеллектуальной карты.
Образовательные задачи:
Публикация «Обучение грамоте „Знакомство со звуками [К], [К „] и буквой „К“ с использованием технологии интеллектуальных карт“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
способствовать развитию навыка звукового анализа и синтеза, развитию навыка слогового анализа и синтеза, формированию навыка чтения слогов с новой буквой, используя интеллектуальную карту;
Развивающие задачи:
обеспечить развитие фонетико-фонематических процессов, памяти, мышления и внимания;
Воспитательные задачи:
вызвать желание помочь "сказочному герою"; подвести к формированию навыка сотрудничества, самостоятельности, ответственности.
Оборудование и материал: ноутбук, «цветик- семицветик» с заданиями, презентация Артикуляционная гимнастика от Жени», карточка с физминуткой по лексической теме недели «День народного единства», индивидуальные зеркала, контейнеры с песком, «смайлики» для самооценки, 2 корзинки с предметами (перчатки, матрёшка, кегля, резиновые игрушки кит и лук, книга, предметные картинки, индивидуальные «интеллект карты» по количеству детей, интеллект карта- образец, клеёночки, клей-карандаш, цветные карандаши, ручки, магнитная доска, карточки с печатными слогами.
Ход занятия.
Организационный момент:
Логопед: ребята, сразу обратите внимание, что у нас с вами сегодня много гостей.
Я вам предлагаю поздороваться с нашими гостями- приветствием «Здравствуйте».
Л: А теперь подойдите пожалуйста ко мне. У меня для вас картинки. Выберете себе,пожалуйста по одной. Можно не рассматривать картинки,а просто взять по одной картинке. (Катя взяла)
Л: так,а теперь внимательно посмотрите на свою картинку. Назовите её и назовите первый звук,который мы слышим в названии вашей картинки.
Л. : Вика назови свою картинку.
Ребё нок: это арбуз, первый звук в этом слове Звук А.
Ребё нок: это утёнок, первый Звук У.
Л. : хорошо. Назови Катя свою картинку.
Ребё нок :это тарелка на звук Т
Л. : Кирилл назови свою картинку.
Ребё нок: это индюк, первый Звук И
Л. : Назови Вика свою картинку.
Ребё нок: это пылесос на звук П
Л. : Хорошо. Теперь Кристина назови свою картинку.
Ребё нок: это обруч на звук О.
Л. :Хорошо. Назови Иван, что изображено у тебя на картинке.
Ребё нок: машинка на звук М.
Л. : молодцы ребята, а теперь садитесь.
Посмотрите пожалуйста где ваши стульчаки. Садитесь на свои места. Послушайте,пожалуйста ребята меня.
Сегодня на электронную почту моего компьютера пришло письмо. Письмо адресовано нашей группе "АБВГДейка". Вы хотите узнать, что в нем?
Ребята: Да.
Л. : Сейчас я вам его включу. Мы с вами вместе узнаем, что это за письмо. Ребята, без вас я не стала открывать это письмо.
Л. : Ребята смотрите кто это?
Ребята: Женя.
Л. :да это девочка Женя из сказки "Цветик- семицветик"
Обращение к ребятам девочки Жени с экрана ноутбука.
Л. :Вы услышали ребята о чём просит нас Женя?
Ребята: чтобы мы научили её запоминать звуки и буквы.
Л. : да, ребята, Женя также как и вы готовится к школе и знакомится со всеми звуками и буквами. Но Женя не может запомнить звуки и буквы.
Л. : а мы ребята можем помочь в этом Жене?
Р. :Да
Л. :Мы можем показать Жене, как лучше запоминать звуки и буквы?
Р. :да
Л. :А как мы можем это сделать? Ну давайте с вами вместе подумаем.
Л. :А какой,ребята, у нас есть способ, который помогает нам запоминать всё о звуке и букве, которой мы обозначаем звук?
Р. : картинки
Л. :Так, картинки,а ещё что мы ребята умеем делать?
Р. : составлять карты
Л. : конечно,Катя, правильно мы умеем с вами составлять карту, которая помогает нам запоминать всю информацию.
Мы можем составить карту для Жени?
Р. : Да.
Л. : Вот, ребята, если мы с вами составим карту, то можем сфотографировать её и отправить Жене по электронной почте и она тоже будет знать как лучше запоминать звуки и буквы.
Л. : Ну вот ребята, а поможет нам в работе сегодня вот такой наш цвекик-семицветик. Ребята на этих лепестках написаны для нас разные задания. Мы с вами будем выполнять задания, составлять карту и когда у нас всё будет готово мы сможем выполнить просьбу Жени и сами будем знать всё о новом звуке.
Л. :Но сначала,ребята, давайте вспомним, какие правила нам нужно соблюдать на занятии?
внимательно слушать, другим не мешать, когда тебя спросят
тогда и отвечай
Л. : молодцы!
Л. : Я предлагаю посмотреть задание для нас на первом (1) лепестке.
"Выполните артикуляционную гимнастику от Жени.
Ребята гимнастика у нас тоже на компьютере
Женя будет называть вам упражнения и мы с вами будем их вспоминать и выполнять. Хорошо?
Р. :(Да)
Женя :"Часики"(четверостишье про "часики")
Дети выполняют упражнение "часики" и др.
«Язычок наш отдохнет и спокойно в домике живёт»
Всё ребят язычок наш отдохнул
Л. : Итак начинаем работать. Я свою карту располагаю на доске, давайте как вы уже знаете я буду
составлять карту на доске, а вы будете составлять каждый свою карту у себя на столе.
И вы лучше запомните всё о чём мы с вами познакомимся на занятии.
Л. : сейчас всё расскажу, как мы будем работать. И вы запомните и для Жени у нас карта будет заполнена.
Л. : итак открываем второй(2) лепесток, что же там для нас?
Л: Ребята, а мы с вами знаем с каким звуками и буквой мы сегодня будем знакомится?
Р. : нет
Л. : Значит для начала нам нужно узнать самим какой это звук и какая это буква?
Р. : Да. Нам нужно самим узнать.
Л. : ребята как раз лепесток поможет нам узнать с каким же звуком
мы сегодня познакомимся. Для этого послушайте чистоговорку. Слушаете внимательно.
Л. : ребята, какой звук чаще других вы услышали?
Р. :Звук К.
Л. :Давайте теперь с вами дадим характеристику этому звуку. Что мы с вами можем про него рассказать?
Давайте ещё раз произнесём его и узнаем можем мы петь этот звук или нет.
Р. :нет
Л. :Произнесите ещё раз.
Р. :К-К-К
Л. :Ниточка рвётся и петь мы его не можем. (наша воздушная струя на пути встречает препятствие)Значит какой мы можем сделать вывод?
Р. :звук согласный
Л. :конечно звук согласный. Язычок мешает, создаёт преграду нашей воздушной струе.
Л. :А теперь давайте проверим звонкий это звук он или глухой?
Л. : Приложите ладошку к горлышку (К-К-К)Работает горлышко?
Р. :нет
Л. :Тогда звук какой?
Р. :глухой.
Л. : ребята,если звук глухой нам нужна какая картинка?
Р. : перечёркнутый колокольчик
Л. :правильно, перечёркнутый колокольчик Пока ребятки ничего не делайте на карте мы потом все вместе сделаем
А теперь давайте ребята определим твёрдость и мягкость этого звука.
Вот послушайте я вам произнесу слова капуста, кукла, конь как слышится звук К?
Р. :твёрдо.
Л. : правильно,твёрдо, значит нам нужен «кирпичик».
Л. : А теперь послушайте ещё слова какие у меня есть: кино, кисть, кисель, как здесь произноситься звук?
Р. :мягко.
Л. :правильно, значит этот звук может быть каким?
Р. : твёрдым и мягким.
Л. : правильно,хорошо обозначим мягкость условной картинкой,где изображена_ «Вата»
Л. :Ребята звуки К и Кь обозначаются на письме буквой,хотите узнать какой?
р. :да.
Л. :сейчас я вам её покажу, посмотрите вот она какая буква- похожа на клоуна, который выставил руку и ногу
(показ графемы К и чтение четверостишья про букву К)
Давайте сейчас пальчиком напишем эту букву в воздухе, сначала длинную палочку сверху вниз пишем, затем от середины нашей длинной палочки ввех с наклоном вправо напишем короткую палочку, и затем от середины нашей длинной палочки также с наклоном вправо пишем вниз короткую палочку.
Л. :А теперь,пожалуйста на песочке напишите эту букву пальчиком. (проверяет правильность написания)
Л. :ну,а теперь возьмите ручки и напишите нашу новую букву у себя в карте.
Л. :а теперь я предлагаю разместить на карте всю информацию, которую мы с вами узнали.
Где мы должны её записать? У нас в центре карты есть квадратик. Давайте я уберу баночки с песком чтобы они нам не мешали.
Л. :и теперь пододвиньте к себе клеёночки, клей и тарелочки с картинками- давайте будем оформлять нашу карту и я вместе с вами.
Итак в серединке у нас буква К.
Л. :кто знает как разместить картинки можете преступать,кто сомневается тот вместе со мной работает.
Л. : в серединке наша буква (размещает печатную букву).
Наверху над буквой приклеиваем перечёркнутый колокольчик-звук глухой.
Л. :теперь мы знаем что звук К может быть твёрдым и мягким.
л. слева от буквы,ребятки, наклеиваем «кирпичик», а справа-«вату»(проверяет выполнение задания)
Л. : а теперь давайте,ребята,вспоминать,как мы обозначаем твёрдый звук и мягкий?
Р. :твёрдый звук мы обозначаем синим кружочком, а мягкий звук обозначаем зелёным кружочком.
Л. :правильно,рисуйте кружочки синий под «кирпичиком»,а зеленый под картинкой,где нарисована вата.
Дети выполняют задание-наклеивают кружочки,символы твёрдости и мягкости звуков. (Логопед проверяет правильность выполнения задания)
Л. :ребята, сейчас я возьму третий (3) лепесток и посмотрю,какое же там задание для нас?
Л. : на предлагается такое задание: "Разложи предметы по корзинкам"
Л. :ребята,вот здесь у нас две корзинки на одной символ-твёрдого звука, а на другой-мягкого.
Л. :в одну корзинку нам нужно собрать предметы в названии которых слышится твёрдый звук-К, а в другую корзинку сложить предметы в названии которых слышится мягкий звук-Кь.
Л. : подойдите все,пожалуйста,сюда-вот какие у нас предметы есть,давайте с вами разбираться какие предметы и куда их нужно положить?
Раскладывают предметы по корзинкам, по ходу выполнения проверяет логопед,и затем проверяют все вместе с логопедом.
Л. :молодцы, мы с вами справились с этим заданием?
Л. :а теперь садитесь на свои места,у вас в тарелочках лежат точно такие же картинки,давайте с вами их распределим и наклеим на нашу карту.
Л. :ребята давайте будем вспоминать куда будем наклеивать картинки, давайте начнём с твердого звука,картинки будем наклеивать слева,кто может самостоятельно может это выполнить,выполняйте сами.
Ну,а остальные ребята давайте выполнять вместе. Ребята у вас есть подсказка-это корзиночки с этими предметами (логопед выкладывает предметы из корзинки возле корзиночек с нужным символом твёрдости и мягкости звука)
Дети выполняют задание -наклеивают картинки на карту. Логопед проверяет правильность выполнения задания и наклеивает картинки на свою карту.
Л. :все выполнили?.
Л. :Теперь давайте посмотрим задание для нас на четвёртом (4) лепестке нашего цветика-семицветика.
Задание такое "Разделить слова на слоги"
Л. :ребята как мы выполняем это задание?
Л. : у нас для этого есть цифры:1,2,3. Для картинок с твёрдым звуком мы используем синий карандаш, а для картинок с мягким звука -зелёный карандаш.
Л. :ну давайте будем разбираться,тот кто может выполнить это задание самостоятельно,тот может выполнять, а тот кто затрудняется выполняйте вместе со мной.
Дети выполняют задание,логопед проверяет и выполняет показ на доске в своёйкарте,просит комментировать каждую картинку детей по выбору.
Л. :первая картинка- книга,правильно два слога,значит картинку соединяем с цифрой 2 -синим карандашом и т. д.
Л. :ребята открываю следующий (5) лепесток. нашего цветка.
Л. :это минутка отдыха-давайте выполним физминутку. Встаньте,пожалуйста возле своих стульчиков и выполним её.
Логопед читает текст физминутки, а дети выполняют движения в соответствии со словами.
Л. :ну, а теперь я предлагаю открыть следующий (6) лепесток.
Л. :нам с вами нужно «определить место звука К или Кь» в названии наших картинок.
У нас с вами есть «звуковые домики»,давайте определим где слышится звук в начале, в середине или в конце слова.
Л. :выполняем задание самостоятельно,актот затрудняется выполняйте вместе со мной.
Выполняют задание. Логопед выполняет задание на доске,коментирует и проверяет выполнение задания у детей, также просит их комментировать,
то что они делают.
Л. :всё, все закончили?И теперь я открываю следующий последний (7) лепесток.
Задание называется "Слоги перепутались,помоги разделить слоги"
Л. : Ребята нужно прочитать слоги со звуком К и разделить их на те в которых звук Кслышится в твёрдой позиции и те, где звук Кь слышится мягким.
Давайте с вами посмотрим (выставляется магнитная доска с заданием.
Л. :Вы будите называть слоги, а я буду переставлять слоги.
Л. :Обратите внимание на верх здесь у меня два кружочка синий и красный,значит у меня должны быть расположены какие звуки?
Р. :твёрдые.
Л. :значит звук К в твёрдой позиции вместе с гласным звуком,красный кружочек обозначает гласный звук.
Л. :А зелёный и красный -звук Кь в мягкой позиции с гласным звуком.
Л. :итак,давайте мы с вами сначала прочитаем все слоги,а потом уже будем распределять.
Л. :итак читаем все вместе ребята.
Р. : читают вслух слоги:ка,ко,ку,кы,ки.
Л. :ну и теперь помогаем мне распределить,слог КА как слышится твёрдо или мягко? на какой стороне его расположим?
Ответы детей.
Л. :правильно располагаем слог КА слева,где у нас кружочки синий и красный.
Задание выполняется также с остальными слогами.
Л. :а теперь ребята посмотрите внизу вашей карты есть по две строки слева и справа,
на которых мы записываем с вами слоги. Но сначала нужно раскрасить кружочки,
первый кружочек закрашиваем синим цветом-это звук К в твёрдой позиции и второй кружочек закрашиваем красным карандашом;
ну а с права первый кружочек закрашиваем зелёным цветом-это звук Кь в мягкой позиции и второй кружочек тоже красного цвета.
Л. :ну а теперь ручкой перепишите себе слоги в карту. А я всё это выполню на доске.
Дети выполняют задание,логопед проверяет.
Л. :ребята, кто всё сделал оцените,пожалуйста свою работу в нижнем правом углу карты наклейте смайлик,
те кто считает, что что он отлично справился -наклейте улыбающийся "смайлик",
те кто испытывал затруднения-наклейте серьёзный "смайлик",
ну,а кто считает, что он плохо справился с заданиями,тот может наклеить грустный "смайлик"
Л. :Ну что,ребята карта наша готова?Все задания мы с вами выполнили,которые были на нашем цветике-семицветике. Давайте я подпишу ваши карты.
Р. :да
Л. :давайте посмотрим,чтоже у нас получилось. Ребята с чем мы сегодня с вами познакомились?
Р. :с буквой К. И звуками К,Кь.
Л. :что мы про неё узнали?
Р. :что звук глухой,может быть твёрдым и мягким.
Л. :правильно это звук согласный, глухой,может быть твёрдым и мягким
Л. :итак мы с вами познакомились с новым звуком и буквой, мы составили про неё карту,мы всё теперь про неё знаем,поучились читать слоги.
Скажите,пожалуйста,какое задание вам на занятии было трудно выполнять?Саша что у тебя вызвало затруднение?Что тебе,Арина трудно было сделать?
Ответы детей.
Л. :ну,а теперь я сфотографирую нашу карту и отправлю по электронной почте Жене.
Давайте посмотрим получила ли Женя нашу карту.
Л. :ну,а теперь,ребята, наведите пожалуйста порядок на ваших рабочих местах. Спасибо вам за наше занятие и за то что вы смогли помочь Жене.
Л. : ребята,предлагаю вам попрощаться с нашими гостями «распевкой "До свидания"Ещё раз, спасибо вам ребята и спасибо нашим гостям за внимание.