Рубель Лариса
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква и»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква [И].
Цель: Создать условия для знакомства детей с гласным звуком и буквой [И].
Задачи:
Образовательные: Познакомить с гласным звуком [И] и с печатным написанием буквы [И]. Учить детей читать слоги. Учить различать твердые и мягкие согласные.
Развивающие: Развивать слуховое внимание, память, речь, моторику.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, усидчивость.
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал «Звуки и буквы», рабочая тетрадь «От А до Я», цветные карандаши, кукла, иллюстрации, раскраски.
Предварительная работа: Словесные игры: «Узнай звук», «Кто внимательный».
Методические приёмы:
Темочки:
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Наглядный - рассматривание иллюстраций.
Словесный - художественное слово, объяснение, показ, игра, беседа, вопросы к детям, поощрения.
Игровой – артикуляционная гимнастика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Организация детей: Фронтальная.
Виды детской деятельности: Познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(дети вмести с воспитателем становятся в круг)
Воспитатель: Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Воспитатель: У вас сегодня хорошее настроение? Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу хорошее настроение.
2. Основная часть.
Знакомство со звуком [И]
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Ира.
Воспитатель: Ребята, как зовут куклу? (Ира).
Уточнение артикуляции. Характеристика звука.
Воспитатель: А теперь послушайте, как я сейчас произнесу слово «И-и-ира». Какой звук я выделяла голосом? [И]
Воспитатель: Правильно, звук [И]. Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым, появляется улыбка на лице. Давайте проверим. Повернитесь друг другу и произнесите звук [И]. (Дети произносят звук)
Воспитатель: Ребята, когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык? (Нет)
Воспитатель: А как мы этот звук произносим? (протяжно, поем)
Воспитатель: Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос. Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой.
Воспитатель: Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук)
Воспитатель: Какой фишкой обозначим звук [И]? (Красной)
Пальчиковая гимнастика.
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Игрушка расписная.
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Игрушка заводная.
Работа в рабочих тетрадях.
Упражнение №1. (Обведи предметы, в названии которых есть звук [И]. Назови их (Иголка, улитка, муравьи).
Упражнение № 2. (Нарисуй красный квадрат в каждом прямоугольнике там, где слышится звук [И] в названии предмета. (Очки, гриб, пила)
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный»
(Дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук [И], если звука [И] нет, то приседают)
Слова: Ива, иголка, индюк, рыба, шар, икра, аист, мишка.
Знакомство с буквой [И] (показ буквы И)
Воспитатель: А теперь ребята, мы познакомимся с буквой [И]. Скажите, чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву читаем и печатаем)
Воспитатель: Посмотрите на букву [И], на что она похожа? (картинка калитка)
А теперь, выложите букву [И] из карандашей. Сколько карандашей понадобилось? Посмотрите, как я печатаю букву на доске. (Начинаю с верху от верхней строки веду прямую линию вниз касаюсь строки, не отрывая руки веду наклонную линию в право к верхней строки опускаю прямую линию вниз к рабочей строки)
Работа в рабочих тетрадях.
Упражнение № 3 (Обведи букву [И] по пунктирным линиям и напечатай слоговых шариках. Прочитай слоги.)
Воспитатель: Ребята, что вы заметили, прочитав слоги [Мы – Ми], [Лы - Ли], [Ны - Ни], [Ры - Ри]? Одинаково ли звучат согласные звуки? (Нет) Почему? (Согласный звук звучит твердо, когда после них стоит [Ы], а звук [И] смягчает согласный звук он звучит мягко).
3 .Заключительная часть
Воспитатель: С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
- Какой это звук?
- Какой фишкой обозначаем?
- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
- Кукла Ира приготовила вам раскраски с буквой [И].