Мария Павлова
Обучение грамоте и составление рассказа в старшей группе по теме «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте и составление рассказа в старшей группе
по теме «Весна»
(план-конспект занятия)
Павлова М. А., старший воспитатель,
Павлова З. Н. воспитатель структурного подразделения дошкольного отделения № 13
ГБОУ «Школа 2101 «Филевский образовательный центр» г. Москва
Программное содержание.
Образовательные.
Публикация «Обучение грамоте и составление рассказа в старшей группе по теме „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Закрепить в сознании детей признаки весны (сезонные изменения в природе, связанные с приходом весны) : тает снег, греет солнце, птицы прилетают с теплых стран, пробуждаются звери и вся природа оживает.
Воспитательные.
Воспитывать и развивать социальные навыки:
-умение работать в команде;
-договариваться;
- умение отстаивать собственное мнение;
-воспитывать любовь к природе.
Развивающие.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Закрепить правильное, отчетливое произношение звуков, учить на слух определять место звука в слове и работать по схемам, закрепить слова-анонимы.
Для проведения данного занятия с детьми указанной группы используются словесные, наглядные и практические методы. Занятие проводится с использованием демонстрационного материала: кроссворд (на листе бумаги, разрезные картинки о весне, предметные картинки, схема слов на каждого ребенка, синие и красные кружочки для звукового анализа слова, условное обозначение слова: полоска бумаги, игрушка «Буратино», большой мяч.
Далее представим примерное содержание занятия по данной теме.
Дети свободно играют.
Воспитатель зазывает детей на игру:
Та-ра-ра, та-ра-ра
Собирайтесь, детвора,
Та-ра-ра, та-ра-ра
Начинается игра.
Воспитатель:
- Ребята, встали все в круг, поиграем в игру: «Наоборот». Будем называть слова антонимы. Какие это слова?
Дети:
- Противоположные по значению слова, когда нужно говорить наоборот.
В ходе игры, когда воспитатель обойдет всех детей, появляется Буратино (игрушечный).
Буратино:
- Здравствуйте, ребята. Меня Мальвина учит читать, писать, задала очень много заданий, а я ничего не умею. Вот посмотрите. Это кроссворд, здесь загадки, картинки. Я не умею отгадывать кроссворды, загадки, не знаю буквы и звуки.
Воспитатель:
- Ребята, поможем Буратино разобраться во всем?
Дети: -Да!
Воспитатель:
- Тогда очень тихо пройдите на свои места, а ты Буратино тоже присядь и учись вместе с нами.
(Первая проблемная ситуация).
Воспитатель:
- За каждый правильный ответ, ребята, вы получите звездочку. (Достает кроссворд и вывешивает на доску)
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, здесь в пустых клеточках спряталось слово. А внизу есть схема этого слова. Только вот почему-то одни клетки закрашены в синий цвет, а другие – в красный?
Дети:
- Синий цвет обозначает согласный звук, а красный цвет-гласный звук.
Воспитатель:
- Назовите гласные звуки?
- Назовите согласные звуки? (ответы детей)
Воспитатель:
- Теперь мы знаем, где гласная буква, агде согласная буква живет в этом слове.
- Начнем отгадывать кроссворд. Слушайте внимательно.
(вторая проблемная ситуация)
1. В первой клетке живет буква, которая спряталась в слове «ВОДА» и стоит в нем на первом месте, (В).
2. Во вторую клеточку нужно записать букву, которая спряталась в имени мальчика «ЕГОР» и стоит на первом месте, (Е).
3. Для того, чтобы узнать, какая буква живет в третьей клетке, нужно отгадать загадку : «Что растет вниз головой?». Первая буква отгадки живет в третьей клетке (СОСУЛЬКА, (С).
4. В четвертой клеточке спряталась буква, которая находится в слове «ОКНО» на третьем месте, (Н)
5. В последней клеточке живет буква, которая находится в конце слова «РЕКА», (А)
Воспитатель:
-Какое слово у нас получилось?
Дети:
- Весна!
Воспитатель:
- И так тема нашего занятия – «ВЕСНА».
Воспитатель:
- Разделите слово «ВЕСНА» на слоги и выберите на столах схему этого слова (схемы лежат на столах).
Дети:
- В слове «ВЕСНА» два слога. Первый слог вес, второй –на.
Воспитатель:
- Правильно, молодцы!
(Третья проблемная ситуация)
-Посмотрите сюда на доску. (На доске предметные картинки- жук, грачи, тучи)
- Назовите кого вы видите на картине?
- А теперь, разделите эти слова на слоги и выберите схему.
Воспитатель:
- Почему ты выбрал эту схему? (Дети объясняют)
Воспитатель:
- А теперь произведем звуковой анализ слова, определим, какие гласные и согласные звуки живут в этом слове. Слушайте внимательно: выложите на полоску бумаги схему звукового состава слова, используя синие и красные кружочки (это условное обозначение любого слова).
Дети:
- В слове «ЖУК» один гласный –«У» я его обозначил красным кружочком и два согласных: «Ж»-стоит впереди и «К» в конце слова, их обозначаем синими кружочками. (Таким образом проанализировали все имеющиеся слова).
Тут вмешивается Буратино.
Буратино:
- Спасибо, ребята. Теперь я знаю, как делить слова на слоги и какие звуки живут вэтих словах. А вот Мальвина мне задала загадки, помогите отгадать.
Загадки:
1. Тает снежок, ожил лужок. День прибывает, когда это бывает? (Весной)
2. Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал. (Снег)
3. Черный проворный, кричит «крак», червякам - враг? (Грач)
4. Не конь, а бежит, не лес, а шумит? (Река)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята. Вижу я, устали вы, покажем Буратино физкультминутку:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино:
-Спасибо, ребята, вы мне очень помогли! У меня осталось еще одно задание. Посмотрите, вот какие картинки Мальвина мне дала. Они все разрезаны на части, я ничего в них не понимаю.
(Четвертая проблемная ситуация)
Воспитатель:
- Не переживай, Буратино, наши ребята помогут тебе разобраться в этом.
Ребята, я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь, посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой» подойдите к столу, отмеченному с синим кругом, а у кого желтая «рубашка»- к желтому столу. Вы разделились на две команды. Соберите фрагменты. Чья команда быстрее соберет?
А теперь, скажите, какое время года изображено на ваших картинках?
Дети:
- Как вы догадались, что здесь изображена именно весна?
Вопросы для мозгового штурма:
1. Что происходит весной?
2. Как греет солнце?
3. Почему весной становится теплее?
4. Какие первые весенние цветы вы знаете?
5. Кто прилетает к нам с теплых стран?
6. Каких перелетных птиц вы знаете?
7. Чем заняты птицы?
8. Кто пробуждается от зимней спячки?
Воспитатель обобщает:
- Правильно, ребята. Весной снег тает, солнце светит ярче и теплее. Дни стали длиннее, прилетают перелетные птицы, потекли первые ручейки. Весна чудесное время года.
(Пятая проблемная ситуация)
Воспитатель:
- Я вам предлагаю поиграть в игру «Подбирай, называй, запоминай».
1. Весна какая? (ранняя, теплая, долгожданная, солнечная, веселая)
2. Солнце какое? (теплое, лучистое, яркое, красивое).
3. Почки на деревьях какие (липкие, толстые).
4. Солнце весною, что делает? (греет, припекает, ласкает, согревает).
5. Ручьи, что делают (бегут, играют, журчат, веселятся).
(Шестая проблемная ситуация)
Игра «Что здесь лишнее?»
Среди картинок о весне (вывешиваются на доску) поместить картинку с зимним пейзажем, который покажется лишним. Но, если рассуждать так : снег- это замерзшая вода, то она перестанет быть лишнею.
Воспитатель:
- Буратино, ну как все ли твои задания мы помогли тебе выполнить?
Буратино:
- Да, ребята, огромное вам спасибо. Мне очень понравилось у вас. Вы очень умны, я многому научился. А можно мне еще у вас остаться?
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей.
Москва. Мозаика –Синтез,1999.
2. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры.
Издательство «Гном и Д», 2001
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду.
Москва. Мозаика-Синтез, 2017.
4. Подрезова Т. И. Материалы к занятиям по развитию речи.
Москва. Айрис- пресс, 2006.