Елена Демченкова
Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: Составление рассказа по картине И. И. Левитана "Весна. Большая вода"
Цель: помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах.
Программные задачи:
• формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом;
• учить при описании событий, указывать место и время действия, используя имеющиеся у них знания;
• воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно, понимать их содержание;
Публикация «Составление рассказа по картине И, И, Левитана „Весна, Большая вода“» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Левитан И. И. Картины «Март» и «Весна»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Грамматика и словарь: обогащать словарь детей определениями, активизировать синонимы и антонимы; формировать образную речь: умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.
Развивать эстетические чувства детей; воспитывать любовь к природе, творческую активность.
Предварительная работа: рассматривание с детьми пейзажных картин И. Левитана, прослушивание произведений П. Чайковского из цикла «Времена года», знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами. Беседы с детьми о весне. Рассматривание иллюстраций о весне. Чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, исполнение и прослушивание песен о весне.
Материал: репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»; буквы ВЕСНА, домик с пятью окошками. Музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Ход деятельности:
Мотивационно - ориентировочный этап
Воспитатель. – Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками, а с корзинкой – это «корзинка для ответов». В корзинке есть вопросы, на которые нужно ответить. Вы попробуете ответить на вопросы из корзинки? - Хорошо, вы будете отвечать, а я складывать ваши ответы в корзинку.
Игра «Корзинка с вопросами». (Какое сейчас время года? Какие вы знаете приметы весны? У слова «солнышко», какие есть родственные слова)
Воспитатель. – Много чудес принесла весна. И сегодня я хотела пригласить вас в необычное место. Но чтобы добраться до этого места, нужно выполнить задания. Вы поможете мне выполнить эти задания? (Ответы детей)
Проблема: Дети хотят добраться до необычного места. Но для этого им нужно выполнить задания.
Цель работы детей: Выполнить задания.
Поисковый этап
Организуется обсуждение, какие задания и как нужно выполнить.
Практический этап
Звучит музыка.
Воспитатель. – Вам знакомо это музыкальное произведение? О каком оно времени года? Как она называется? (о весне).
Воспитатель. – Хорошо ребята, а теперь посмотрите, на доске буквы. Из этих букв надо составить слово. У каждой буквы есть свой номер. Этот номер показывает, в какое окошечко домика нужно поставить букву. (Дети выполняют задание). Получается слово Весна.
- Значит, куда мы с вами совершим прогулку? (ответы детей: к весне) А поможет нам в этом картина художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».
- Я предлагаю остановиться на берегу реки и полюбоваться красотой наступившей весны.
Воспитатель. – Дети, что художнику хотелось рассказать нам про весну? (Ответы детей). - Как вы думаете, почему разлилась река? (Ответы детей).
- А знаете дети, когда весной разливается и выходит из своих берегов река, такое явление в природе называется «половодьем» или «большая вода».
Воспитатель. – Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Кто назовет, что еще изображено на картине? (Ответы детей).
- Что художнику казалось интересным и красивым? (Ответы детей).
- А теперь ко всему этому подберем слова яркие, красивые.
- Скажите, березки какие? (Ответы детей).
- А есть ли картине солнце? А как вы узнали? (Ответы детей)
- Дети, что мы видим на переднем плане картины, слева? (Ответы детей).
- А что видно справа на картине? А что мы видим чуть дальше? (Ответы детей).
- А какой цвет у неба? (Ответы детей).
- Посмотрите на цвет воды, какой он? (Ответы детей).
- Какими красками нарисована картина?
- Ребята, ощущаете ли вы присутствие человека на картине?
Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказы по картине. Воспитатель предлагает план рассказа.
1. Дайте название картине.
2. Расскажите о том, почему разлилась вода, и началось половодье?
3. Расскажите о лодке, как она появилась на берегу?
4. Расскажите о том, что осталось на берегу, а что в воде?
5. Расскажите о настроении, которое вызвала у вас эта картина.
(Дети по желанию рассказывают)
Молодцы, а давайте немного поиграем.
Физкультминутка
Воспитатель. – Мы поиграли, а теперь сядем и послушаем отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Лесные картинки»
Воспитатель читает отрывок.
- Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолкой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах.
Скоро. Скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку – ку! Ку – ку!». Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища и загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки.
Хороша, радостна, весела весна в лесу!
Воспитатель. – О чем говориться в этом рассказе? (Ответы детей).
- Какие лесные картинки запомнили вы из рассказа? Какие описания запомнили? (Ответы детей).
- Какие определения вы можете подобрать к слову ручеек? С чем его можно сравнить? (Ответы детей).
- Ребята, о какой весне говориться в этом рассказе? Какими словами автор называет весну? (Ответы детей).
Воспитатель. – Ребята, давайте поиграем в игру «Волшебный цветочек». Вы будете передавать цветочек, и называть весну красивыми словами.
Воспитатель. – Ой, ребята, вы почувствовали, как стало холодно. Это на нас подул ветер с Севера.
- Как его называют? Какой он? (Ответы детей).
- А с юга дует другой ветер. Как его называют? (Ответы детей).
- Подберите к слову холодный слова противоположные по смыслу.
Воспитатель. – Постарайтесь сказать чего-нибудь о весне так, чтобы всем было понятно, что вас это радует, что вы увидели что-то красивое, интересное, чему-то обрадовались.
- Но и весной нас что-то может огорчить. Придумайте предложение и произнесите его так, чтобы было ясно, что вы чем-то недовольны или огорчены.
Воспитатель. – Молодцы, наша прогулка закончилась и нам пора возвращаться в группу.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель. – Ребята, что вам понравилось на нашей прогулке к весне?