Татьяна Тукиш
Обучение грамоте детей старшего дошкольного с использованием технологии В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение ребенком с тяжелыми нарушениями речи основам грамоты - очень сложный процесс. Мой личный опыт свидетельствует о том, что использование разнообразных традиционных методов и приемов для успешного формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, уже недостаточно. Поэтому я постоянно ищу новые технологии, для того чтобы превратить сложный процесс обучения грамоте, и обучения чтению в занимательную, интересную игру. Эффективен ТРИЗ, интерактивные техноло-гии, и многое другое. Заинтересовалась я в свое время и игровой технологией В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Темочки:
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предположила, что неплохой результат может получиться в процессе развития звуковой стороны речи, ознакомления со знаковой стороной языка и при подготовке руки к письму.
"Сказочные лабиринты игры" — является формой взаимодействия взрослого и ребенка и при этом реализуется определенный сюжет.
Все игры В. Воскобовича, в первую очередь, отличаются тем, что построены на основе сказки. Инструкции к играм – это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Каждая игра имеет свою область и своего героя.
Очень активно использую на занятиях «Прозрачный квадрат».
«Прозрачный квадрат» - это игра, в которой формируются почти все виды речевой деятельности. Ребенок, играя, пересказывает сказочную историю, придумывает описательный или сюжетный рас-сказы, доказывает правильность своих решений.
Игра «Прозрачный квадрат» - это также развитие творческих способностей и развитие мелкой моторики рук.
Также игра развивает память и логической мышление. В играх с «Прозрачным квадратом» необходимо соблюдать два правила:
1. При складывании квадратов пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью.
2. При наложении пластинок друг на друга не допускается совмещение (пересечение) цветных элементов.
Вот такие игровые задания дети выполняют с удовольствием. Эти задания направлены на развитие мышления, внимания, мелкой моторики рук, и, конечно же, развития речи.
1. Игра «Найди лишнюю льдинку и расскажи ее историю». У детей три льдинки, дети анализируют и называют лишнюю. Затем придумывают историю о том, как появилась эта льдинка и почему она не похожа на две другие.
2. Игра «Что общее?».
Дети составьте ряд из пластинок. Объясняют, что объединяет пластинки? Называют одним словом. Расскажи, в чет секрет этого ряда?
3. Игра «Найди закономерность».
Выложи точно такой же ряд, найди закономерность и продолжи его. Чем отличаются пластинки друг от друга? Сделай из трех пластинок две.
4. Игра «Составь одинаковые фигуры».
Положи перед собой такие же пластинки. Какие из них нужно наложить друг на друга, чтобы получились две одинаковые геометрические фигуры?
5. «Сортировка пластинок».
В одну группу собираем льдинки с треугольниками, во вторую-с четырехугольниками, в третью-с пятиугольниками и в четвертую-с шестиугольниками. Оставшуюся фигуру превратим в Ворона Метра.
Раскладываем льдинки по размеру треугольников.
Находим все треугольники и квадраты и раскладываем их в круги.
6. Игра «Сложи квадрат из частей». Все действия комментируем.
- Какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат?
- Какую часть от целого она составляет?
-Придумайте и сложите свой квадрат из двух равных частей.
-Составьте из льдинок три квадрата: один-из больших треугольников, второй-из средних и третий из маленьких.
-Найдите пять льдинок со средними треугольниками, две льдинки с трапециями и четыре льдинки с маленькими квадратиками. Сложите из них три квадрата.
-Выберете льдинки с разными фигурами и добавьте их к прямоугольнику так, чтобы получился квадрат.
-Какие еще могут быть варианты? (дети предлагают различные способы решения задачи)
Эти игры и еще многие другие способствуют развитию речи детей, развивают память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику. Включение их в ежедневные занятия также способствуют разнообразию методов и приемов, позволяет поддерживать интерес детей к занятиям, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.