Папки-передвижки

Обследование как метод обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Татьяна Королева
Обследование как метод обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Обследование как наглядный метод обучения – это целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть цель обследования – формирование представлений об изображаемом предмете. Тогда обследование изобразительной деятельности – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить. Кроме этого, освоение самостоятельного познания окружающего.

Публикация «Обследование как метод обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Правильное проведенное обследование способствует более успешному решению частных задач конкретного занятия, делает процесс учения ребенка более активным и самостоятельным. Обследование можно разделить на три разных по характеру этапа:

Первый – целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак. (например6 пушистый, мягкий котенок; спелое, вкусное яблоко). У дошкольников на этом этапе нужно вызвать чувство удивления, восхищения, любопытства и т. п. в зависимости от характера предмета. Это порождает соответствующее настроение и приводит к желанию нарисовать, вылепить такой же предмет.

Второй этап – аналитическое восприятие предмета, т. е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей, свойств предмета. Порядок такого выделения и определения должен соответствовать последовательности изображения. Примерная последовательность анализа такова:

1. Выделение и называние крупных частей предмета, начиная с основной.

2. Определение формы этой части. По возможности выясняют зависимость формы от функции: назначения, условия жизни. (Например, почему рыбка овальной формы)

3. Определение величины и ее зависимости от назначения (Например, почему у жирафа такая длинная шея)

4. Определение положения этих частей в пространстве относительно самой крупной части.

5. Выделение цвета, если он является неизменным признаком (Например, лиса-рыжая)

6. Выделение деталей, мелких частей предмета. (Например, украшение на одежде; уши, хвостик у зайца; чешуя у рыбы). По возможности определяется форма, величина, расположение в пространстве, цвет.

Третий этап – предполагает целостное эмоциональное восприятие предмета, но уже в совокупности всех выделенных признаков. Это позволяет объединить возникающие представления о предмете в целостный образ.

Обследование предмета имеет некоторые особенности в зависимости от возраста детей, а значит, их возможностей в восприятии и изображении.

В младшем дошкольном возрасте дети изображают простые предметы, либо одночастные, либо состоящие из 2-3 частей. Форму передают обобщённую, приближающуюся к геометрической фигуре – эталону. Поэтами содержание обследования простое – вычленение частей, формы, величины, цвета предмета. Очень важно приучать детей контролировать, сопровождать взглядом движения пальчика по форме, устанавливать связь между обследующим жестом и формообразующим движением. Поэтому в обязательном порядке используется совместный обводящий жест, который помогает сосредоточить внимание на обследуемой части предмета, соотнести форму с геометрическим эталоном и правильно определить ее. Если предмет плохо знаком детям и ни разу не изображался, то воспитатель сам рассказывает о нем. В другом случае педагог привлекает к обследовательской деятельности детей через вопросы, обобщая их ответы.

В средней группе при обследовании предмета особое внимание обращается на его строение, т. к. предлагаемые для изображения игрушки, предметы имеют до 5-6 частей. Важна также ориентировка в пространстве, и воспитатель словом уточняет расположение частей предмета (наверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны). Особенно тщательным должно быть обследование предметов, форму которых дети изображают впервые. В этом случае требования те же, что и в младшей группе. Дети средней группы должны быть активны при обследовании, важно побуждать их действовать жестом, отвечать на вопросы педагога, вслух называя части, форму и т. д. возможно привлекать детей к выявлению связей, зависимостей между внешним видом и названием предмета.

При обследовании предметов с детьми старшего дошкольного возраста в связи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Обследующий жест подчеркивает и фиксирует внимание на пропорциях. Важно установить отличие форм предметов, их частей от геометрических эталонов, выявляя характерную для этого предмета форму. Следует использовать прием сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнение подобных предметов между собой с целью формирования обобщенных представлений, а на их основе – и обобщенных способов изображения. Сам процесс обследования может быть более свернутым, неполным. Движение руки по предмету применяется в отдельных случаях. Следует обращать внимание не на основные, известные детям характеристики, а на своеобразие, отличительные особенности предлагаемого для изображения предмета. Возможно привлекать детей к самостоятельному обследованию перед группой сверстников по предложенному воспитателем плану.

Таким образом, обследование является одним из основных методов обучения дошкольников изобразительной деятельности, имеет определенную структуру. Методика проведения обследования изменяется от группы к группе и зависит от сенсорного опыта детей, изобразительных задач занятия, возрастных особенностей развития восприятия дошкольников.

Публикации по теме:

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Зимние совы»Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Зимние совы» Цель: Продолжать работу с детьми по созданию зимней композиции, используя имеющиеся умения и навыки работы с гуашью. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бабочка красавица»Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бабочка красавица» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаМетод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.

Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возрастаНетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возраста Дорогие, коллеги! Хочу с вами поделиться опытом работы с детьми по изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках. Все мы знаем,.

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возрастаОбследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают, как - фонематическое восприятие, - фонематический анализ и синтез, - фонематическое представление.

Педагогический проект «Индивидуализация обучения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится: «Одним из основных принципов дошкольного образования является: построение.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обследование как метод обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 января 2023 в 05:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обследование как метод обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Королева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД