Татьяна Королева
Обследование как метод обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обследование как наглядный метод обучения – это целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть цель обследования – формирование представлений об изображаемом предмете. Тогда обследование изобразительной деятельности – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить. Кроме этого, освоение самостоятельного познания окружающего.
Публикация «Обследование как метод обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Правильное проведенное обследование способствует более успешному решению частных задач конкретного занятия, делает процесс учения ребенка более активным и самостоятельным. Обследование можно разделить на три разных по характеру этапа:
Первый – целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак. (например6 пушистый, мягкий котенок; спелое, вкусное яблоко). У дошкольников на этом этапе нужно вызвать чувство удивления, восхищения, любопытства и т. п. в зависимости от характера предмета. Это порождает соответствующее настроение и приводит к желанию нарисовать, вылепить такой же предмет.
Второй этап – аналитическое восприятие предмета, т. е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей, свойств предмета. Порядок такого выделения и определения должен соответствовать последовательности изображения. Примерная последовательность анализа такова:
1. Выделение и называние крупных частей предмета, начиная с основной.
2. Определение формы этой части. По возможности выясняют зависимость формы от функции: назначения, условия жизни. (Например, почему рыбка овальной формы)
3. Определение величины и ее зависимости от назначения (Например, почему у жирафа такая длинная шея)
4. Определение положения этих частей в пространстве относительно самой крупной части.
5. Выделение цвета, если он является неизменным признаком (Например, лиса-рыжая)
6. Выделение деталей, мелких частей предмета. (Например, украшение на одежде; уши, хвостик у зайца; чешуя у рыбы). По возможности определяется форма, величина, расположение в пространстве, цвет.
Третий этап – предполагает целостное эмоциональное восприятие предмета, но уже в совокупности всех выделенных признаков. Это позволяет объединить возникающие представления о предмете в целостный образ.
Обследование предмета имеет некоторые особенности в зависимости от возраста детей, а значит, их возможностей в восприятии и изображении.
В младшем дошкольном возрасте дети изображают простые предметы, либо одночастные, либо состоящие из 2-3 частей. Форму передают обобщённую, приближающуюся к геометрической фигуре – эталону. Поэтами содержание обследования простое – вычленение частей, формы, величины, цвета предмета. Очень важно приучать детей контролировать, сопровождать взглядом движения пальчика по форме, устанавливать связь между обследующим жестом и формообразующим движением. Поэтому в обязательном порядке используется совместный обводящий жест, который помогает сосредоточить внимание на обследуемой части предмета, соотнести форму с геометрическим эталоном и правильно определить ее. Если предмет плохо знаком детям и ни разу не изображался, то воспитатель сам рассказывает о нем. В другом случае педагог привлекает к обследовательской деятельности детей через вопросы, обобщая их ответы.
В средней группе при обследовании предмета особое внимание обращается на его строение, т. к. предлагаемые для изображения игрушки, предметы имеют до 5-6 частей. Важна также ориентировка в пространстве, и воспитатель словом уточняет расположение частей предмета (наверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны). Особенно тщательным должно быть обследование предметов, форму которых дети изображают впервые. В этом случае требования те же, что и в младшей группе. Дети средней группы должны быть активны при обследовании, важно побуждать их действовать жестом, отвечать на вопросы педагога, вслух называя части, форму и т. д. возможно привлекать детей к выявлению связей, зависимостей между внешним видом и названием предмета.
При обследовании предметов с детьми старшего дошкольного возраста в связи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Обследующий жест подчеркивает и фиксирует внимание на пропорциях. Важно установить отличие форм предметов, их частей от геометрических эталонов, выявляя характерную для этого предмета форму. Следует использовать прием сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнение подобных предметов между собой с целью формирования обобщенных представлений, а на их основе – и обобщенных способов изображения. Сам процесс обследования может быть более свернутым, неполным. Движение руки по предмету применяется в отдельных случаях. Следует обращать внимание не на основные, известные детям характеристики, а на своеобразие, отличительные особенности предлагаемого для изображения предмета. Возможно привлекать детей к самостоятельному обследованию перед группой сверстников по предложенному воспитателем плану.
Таким образом, обследование является одним из основных методов обучения дошкольников изобразительной деятельности, имеет определенную структуру. Методика проведения обследования изменяется от группы к группе и зависит от сенсорного опыта детей, изобразительных задач занятия, возрастных особенностей развития восприятия дошкольников.