Папки-передвижки

Общеразвивающая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Айгуль Калимуллина
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Общеразвивающая программа

дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

«Ловкие ладошки»

для среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Срок реализации программы : 1 учебный год

Автор-составитель: Калимуллина А. Н.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…. 3

Актуальность программы…. 3

Новизна и педагогическая направленность программы….….4

Цель программы…. 5

Задачи программы…. 5

Публикация «Общеразвивающая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности» размещена в разделах

Возраст детей и срок реализации программы…. 6

Форма организация занятий…. 6

Планируемые результаты реализации программы…. 6

Календарный учебный график…. 7

1. Учебно-тематический план…. 8

2. Содержание программы…. 8

3. Методическое обеспечение программы…. ….18

4. Организационно-педагогические условия реализации программы…. ….20

Литература…. …21

Пояснительная записка.

«Ловкие ладошки» - общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Актуальность программы.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием способов лепки, их особенностями, разнообразием пластических материалов, используемых в лепке, учатся на основе полученных знаний создавать свои поделки из пластилина, глины, соленого теста. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Новизна и педагогическая направленность программы.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Программа «Ловкие ладошки» заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной). Педагог пробуждает в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Цель программы : конкретно: развитие творческих способностей в процессе лепки

Задачи программы :

Обучающие:

• Обучать умению лепить из пластилина, теста, глины, из целого куска и из отдельных частей, создавать образ;

• Формировать приемы нетрадиционной техники лепки и способам изображения с использованием различных материалов;

• Совершенствовать у детей навыки лепки из глины, соленого теста, пластилина.

Развивающие:

• Развивать воображение, мелкую моторику, речь, творческие способности;

• Развивать опыт и творческую активность в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

• Развивать способность к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.

Воспитывающие:

• Воспитывать интерес к лепке, прививать культурно-гигиенические навыки, умение аккуратно пользоваться материалами;

• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

• Стимулировать желание детей экспериментировать с пластическими материалами;

• Формировать коммуникативные навыки.

Формирующие:

• Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

В процессе занятий дошкольники знакомятся с различными техниками лепки:

• лепка из соленого теста

• расписывание сделанной поделки

• пластилинография

• работа с глиной

Данная программа отличается от уже существующих своей адресной направленностью на детей среднего дошкольного возраста, интегрированным подходом к художественно-эстетическому развитию дошкольников, применением современных методов и приемов.

Возраст детей и срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей 4-5 лет.

Форма организации занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в групповой форме. Длительность

занятий с детьми 4-5 лет –– 20 минут.

Планируемые результаты реализации программы.

Главным результатом является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ребенка является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами лепки может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

К концу срока реализации программы у ребенка могут быть сформированы:

• умения лепить предметы разной формы, применять в лепке по тестопластике знакомые способы и приемы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые изделия налепами;

• умения составлять несложную композицию, создавать объемные лепные фигуры, расписывать вылепленные изделия.

Календарный учебный график.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий с детьми 4-5 лет –– 20 минут -? занятий в год.

1. Учебно-тематический план.

№ занятия

Тема Количество занятий

1. «Гроздь винограда» 1

2. «Овощи на тарелке» 1

3. «Фрукты в вазе» 1

4. «Осеннее дерево» 1

5. «Улитка – длинные рожки» 1

6. «Мухомор» 1

7. «Плюшки - завитушки» 2

8. «Снеговики» 2

9. «Украшения на елку» 2

10. «Зимняя ночь» 1

11. «Свитер для куклы» 1

12. «Лепка по замыслу» 1

13. «Обитатели зимнего леса» 1

14. «Глазки для светофорика.» 1

15. «Танк» 1

16. «Веселые человечки» 2

17. «Цветик - семисветик» 2

18. «Подкова на счастье» 2

19. «Украшенное яйцо» 1

20. «Радуга на небе» 1

21. «Божья коровка на листочке» 1

22. «Цыплёнок» 1

2. Содержание программы.

Тема занятия Задачи Материал

октябрь

1.«Гроздь винограда» Учить скатывать маленькие шарики, выкладывать шариками форму грозди винограда. пластилин, дощечка для лепки

2 «Овощи на тарелке» Учить скатывать шарики, овал, расплющивать пластилин и придавать пластилину форму тарелки. Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. пластилин, дощечка для лепки

3.«Фрукты в вазе» Учить скатывать шарики, овал. Соблюдать цвета фруктов. Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. пластилин, дощечка для лепки

4.«Осеннее дерево» Учить создавать барельеф из пластилиновых колбасок, раскатывать колбаски и выкладывать их в нужную форму. пластилин, картон, стеки.

ноябрь

1.«Улитка – длинные рожки» Продолжать учить детей лепить из пластилина. Упражнять в умении раскатывать столбик. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке. пластилин, картинка с улиткой, доска для лепки

2.«Мухомор» Учить наносить пластилин на поверхность, закрепить знания о ядовитых грибах. пластилин, картон зелёного цвета.

3.«Плюшки – завитушки» Познакомить со свойствами солёного теста, способами работы с ним. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. соленое тесто, фартук.

4.«Раскрашивание красками «Плюшки - завитушки из соленого теста»

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.

декабрь

1.«Снеговики»

Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом. солёное тесто, семена вишни, фундука.

2.«Раскрашивание красками «Снеговиков» из соленого теста»

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.

3.«Украшения на елку» Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом

4.«Раскрашивание красками «Украшений на елку» из соленого теста». Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить видеть конечный результат задуманной работы.

стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.

январь

1. «Зимняя ночь»

Научить лепить картины на плоскости, развивать воображение, закрепить знание понятий «день-ночь».

пластилин, доска для лепки, чёрный или тёмно-синий картон

2.«Свитер для куклы»

Учить детей рисовать на пластилине.

пластилин, шаблон куклы из картона, стеки.

3. «Лепка по замыслу» Учить задумывать содержание работы, закреплять знакомые способы лепки. Рассказывать о своей работе. пластилин, доска для лепки

февраль

1. «Обитатели зимнего леса» (Коллективная работа) Учить соединять детали плотно, лепить животных. Развивать интерес к животным, воображение. пластилин, дощечка для пластилина, макет зимнего леса.

2.«Глазки для светофорика» Продолжать учить детей раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивая шарик, сдавливая его ладонями. Продолжать отрабатывать навыки лепки. Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

контур светофора, пластилин, дощечки для лепки.

3.«Танк»

Закрепить знания о государственном празднике «День защитника Отечества», научить лепить танк, познакомиться с профессией танкиста. пластилин, доска для лепки,

март

1.«Весёлые человечки» Учить лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание. Для соединения частей использовать спички, палочки. Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой.

Учить работать коллективно. Солёное тесто, зубочистки, семена фруктов кисточка.

2.«Раскрашивание красками «Весёлые человечки из соленого теста» Формировать навыки аккуратности при работе с красками. Научить видеть конечный результат задуманной работы. Дополнять работу, украшая одежду своих человечков,

Краски «Гуашь», кисточка, бусинки, бисер.

3. «Цветик – семицветик»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. соленое тесто, фартук.

4.«Раскрашивание красками "Цветик - семицветик"

из соленого теста» Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Учить видеть конечный результат задуманной работы.

Сделанная поделка, гуашь, кисти

апрель

1.«Подковка на счастье»

Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы.

Закрепить умение,из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия. Солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька, кисточка

2.«Раскрашивание красками «Подковка на счастье».

из соленого теста» Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Учить видеть конечный результат задуманной работы.

Сделанная поделка, гуашь, кисти

3. «Украшенное яйцо» Продолжать учить делать налеп. Дать представление о празднике «Пасха». пластилин, шаблон яйца из картона.

4. «Радуга на небе» Учить детей делать налеп. Дать представление о радуге, о цветах радуги. пластилин, картон голубого цвета, картинка радуги.

май

1.«Божья коровка на листочке» Учить лепить божью коровку из нескольких частей, разрезать шар пополам, передавать строение стекой. пластилин, доска для лепки, листик из картона.

2.«Цыплёнок»

Продолжать учить детей лепить из пластилина, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке. пластилин, арбузные семечки, горох, пшено, доска для лепки.

3. Методическое обеспечение программы.

При проведении занятий используются приемы и методы: игровые, словесные (беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя, наглядные (показ образца, рассматривание картинок, репродукций, практические. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от темы занятия и поставленной цели. Также на каждом занятии проводятся физкультминутки и упражнения для снятия усталости. Предлагаем методику проведения занятий.

Распишите по каждому занятию: тема, методические приемы (краткое содержание занятия).

4. Организационно-педагогические условия реализации программы.

Для эффективного развития творческой деятельности дошкольников 4-5 лет необходимы следующие педагогические условия:

1) Разработанное планирование образовательной работы по художественно-эстетической деятельности.

2) Создание творческой среды для занятий лепкой.

Для проведения занятий необходимо помещение, хорошо освещенное, проветренное, проведена влажная уборка в соответствии с СанПиН. Количество столов и стульев должно соответствовать количеству детей, размеры мебели – соответствовать ростовым показателям.

Оборудование, методические пособия, наглядный демонстрационный материал должны быть содержательно-насыщенны, безопасны, практичны, доступны. Для проведения занятий необходимо следующее оборудование, материалы и инструменты:

• пластилин

• соленое тесто

• глина

• доски для работы с пластилином

• стеки

• репродукции картин и иллюстрации

• акварельные краски

• гуашевые краски

• палитры

• подставки для кисточек, баночки-непроливайки

• листы ватмана

• листы картона

• кисти разных размеров

• тряпочки

• клеенки

• фартуки

Литература

1. Гипсон Р., ТайлерТ. Делай и играй. Весёлые игры. – М. «РОСМЕН», 2015.

2. Зимина Н. В. Шедевры из солёного теста. – М. «Мир книги», 2014.

3. Кискальт И. Соленое тесто. Пер. с нем. — М., 2013.

4. Лобанова В. Волшебная глина. Лепим и познаем мир. - Р-на-Д., 2012.

5. Лыкова И. А., Глушина А. И. Пир на весь мир из солёного теста. – М. Издательский дом «Карапуз», «Мастерилка» №5, 2013.

6. Михайлова И. Лепим из солёного теста. – М. Издательство «Эксмо», 2014.

7. Рубцова Е. В. Фантазии из солёного теста. – М. Издательство «Эксмо», 2012.

8. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. - М., 2013.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Опубликовано: 27 октября 2020 в 18:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общеразвивающая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Калимуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД