Любовь Баклашкина
Общение дошкольников со сверстниками в совместной деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Огромное значение в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит усвоению знаний, умений и навыков, полученных в процессе какой либо деятельности. Но совершенно особое место в жизни ребенка занимает игра.
В процессе игры ребенок живет, подражает окружающим его взрослым, героям любимых рассказов, сказок и т. д. В игре ребенок может быть врачом, летчиком, строителем, или кем захочет. И это доставляет ему огромную радость.
Публикация «Общение дошкольников со сверстниками в совместной деятельности, Сюжетно-ролевая игра „Парикмахерская“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Парикмахер. Знакомство с профессией
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
У дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности. И прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события. В игре подражание сочетается с творческим воображением. Развитие игрового творчества появляется прежде всего в постепенном обогащении опыта и путем усложнении содержания игры.
От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре постепенно развивается целенаправленность действий.
В совместных играх возникает необходимость боле точно определять цель игры, согласовывать действия, а это самое трудное. В совместной игре у каждого свой замысле, который часто не совпадает с общими. Дети не всегда умеют сговариваться. В результате сильный, смелый ребенок подавляет других, хотя, быть может, воображение у него беднее, чем у сверстников.
Воображение как необходимое условие для совместной деятельности сверстников в сюжетно-ролевой игре.
Опыт показывает, что уже на пятом году жизни можно поучить детей не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. Важно, чтобы воображение каждого ребенка было направлено на осуществление цели в игре. Под руководством воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать ход игры.
Развитие замысла связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей пяти лет возникает интерес к различным событиям в жизни, к разным видам труда взрослых, они стараются им подражать. И замыслы игры становятся более стойкими, иногда длительное время завладевают воображением дошкольников. Некоторые игры («Магазин», «Доктор», «Семья», «Строители», «Парикмахерская») продолжаются более длительный период, постепенно развиваясь и усложняясь.
Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение и усложнение задуманного сюжета.
Благодаря этому мышление и воображение детей становится целенаправленным. Продолжительное пребывание в одной роли заставляет ребенка глубже вникать в смысл изображаемого. Согласованность действий в длительных играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержание игры комбинируется различные впечатления из жизни.
Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между различными явлениями жизни.
2. Сюжетно-ролевая игра как один из видов совместной деятельности дошкольников
Старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в играх свои знания, которые они почерпнули в наблюдениях и из рассказов взрослых.
Ребенок отличает игру от действительности, недаром в лексиконе всех дошкольников есть слова «как будто», «понарошку» и «по правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренние. Ребенок не фальшивит, не притворяется.
С усложнением игры, игрового замысла чувства детей становятся более осознанными, сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Игровое творчество проявляется и в поисках средств для выполнения замысла, изображении задуманного. Выразительность действий и речи достигается естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали ее.
В создании образа велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров по игре, согласовать с ними свои действия. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает действия, таким образом, осмысливает их, словом он пользуется, чтобы дополнить свои действия, выразить свои мысли и чувства.
Для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.
Таким образом, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом наблюдается, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношения с товарищами по игре.
ОПЫТ РАБОТЫ
На протяжении моего опыта работы с детьми, я стала замечать, что многим детям очень нравится играть в сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская». Несмотря на то, что в эту игру дети играют с сентября месяца, она продолжает нравиться и интересует их до конца учебного года. Детям очень нравится, когда я с ними играю, исполняя какую-либо роль. А особенно им нравится, когда в игре я использую загадки на тему «Парикмахерская», они хорошо влияют на развитие логики, мышления, памяти и внимания. (См. приложение 1). Дети взрослеют и более осмысленно используют сюжеты для этой игры.
Для того, чтобы расширить и пополнить кругозор знаний детей об этой профессии, была проведена целевая экскурсия в парикмахерскую, в которой дети смогли сами увидеть работу парикмахера.
Они заметили какие инструменты имеются у парикмахера и как он использует их в своей работе.
Так же они увидели и сравнили виды инструментов имеющихся у них в группе, для того чтобы осуществить сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская», а какие инструменты они увидели впервые. Из этой экскурсии дети подчеркнули, что в их детской парикмахерской тоже есть : ножницы, расчески, разнообразные флакончики-заменители шампуней.
Однако они обратили внимание на использование следующих предметов: фен, краска для волос, бигуди, грим. Дети очень заинтересовались и затем в своей игре стали использовать предметы-заменители этих инструментов. Это подтолкнуло меня на мысль о приобретении новых атрибутов для детской парикмахерской. Так же в процессе экскурсии дети заметили: что в парикмахерской работают еще два человека с новыми для них названиями профессий. Это мастер маникюра (маникюрша, которая следит за красотой и здоровьем ногтей человека и помогает правильно подобрать для ногтей по цвету и оттенкам. И вторая специальность, на которую дети обратили внимания – это визажист, человек, который учит правильно накладывать на лицо косметику и грим. Таким образом, в детскую парикмахерскую добавились два новых действующих лица, а значит и два новых сюжета.
Но для более подробного рассказа о парикмахерской, в нашу группу мы пригласили двух мам, которые работают в парикмахерской. Наши дети очень заинтересовались их рассказами, и в своих рисунках попробовали стать сами парикмахерами и визажистами, передавая свои впечатления от увиденного и услышанного. (См. приложение 2)
ВЫВОДЫ
Таким образом, по мере усложнения игры, нашу парикмахерскую мы дополнили новыми атрибутами: феном. Многочисленными кремами. Лаком и краской для волос, гримом и помадой. А после посещения парикмахерской и рассказа мастеров, я убедилась, что у детей появился еще больший интерес к этой игре, разнообразились сюжеты, требующие участия большего количества детей в совместной деятельности.