Татьяна Валерьевна
Педсовет в форме круглого стола «Сюжетно-ролевая игра — средство формирования у дошкольников знаний об окружающем мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра – средство формирования у дошкольников элементарных знаний об окружающем мире.
Цели:
Определить пути совершенствования в организации сюжетно-ролевой игры
Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности.
Повестка дня:
Теоретическая часть:
Сюжетно-ролевая игра в дошкольной педагогике – выступление ст. воспитателя. Морозовой З. Н
Публикация «Педсовет в форме круглого стола „Сюжетно-ролевая игра — средство формирования у дошкольников знаний об окружающем мире“» размещена в разделах
- Кафе, кухня. Сюжетно-ролевая игра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми – выступление воспиателя группы № 1 Бурлеевой Т. В.
Аналитическая часть:
Итоги тематической проверки – выступление ст. воспитателя Морозовой З. Н
Отчё ты воспитателей:
Развитие сюжета игр
Воспитание положительных взаимоотношений детей в процессе игр
Практическая часть:
Брей-ринг для педагогов «Игра – дело серьезное»
Презентация «Организация предметной развивающей среды в группе для сюжетно-ролевой игры» воспитатели группы № 1.
Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям — это важнейшая предпосылка воспитания воли.
В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.
Вигре ребенок развивается духовно. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной действительности
т. к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
В дошкольной педагогике существуют различные подходы к руководству детской игрой. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми (Е. В. Зворыгина, Н. Ф. Комарова, Н. Т. Гринявичене, А. Д. Саар под руководством С. Л. Новосёловой).
Поэтапная передача усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова)
И другие
1. Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности.
а) Определить, с какими событиями окружающей действительности нужно знакомить детей, чтобы происходило обогащение содержания детских игр.
б) С учетом возраста планировать на какие стороны окружающей действительности нужно обращать внимание детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
в) Использовать эффективные формы и методы ознакомления с окружающим (непосредственное наблюдение, чтение художественной литературы, просмотры телепередач, фильмов и т. п.
2. Обогащение игрового опыта.
а) Усложнение содержания
б) Усложнение игровых действий
в) Взаимодействие с партнером
г) Самостоятельность и творчество
Данный компонент решается через обучающие игры с педагогом. Педагог выступает в роли равноправного партнера. Создает серию игровых проблемных ситуаций, решает в сотрудничестве с детьми.
3. Организация предметно-игровой среды.
Необходимо соблюдать условия:
-оснащение игровых уголков разными по тематике игрушками и другим игровым материалом зависит от знаний детей об окружающим мире;
- игровые уголки комплектуются различным игровым материалом с учетом уровня развития игры.
-игровая среда не должна быть статична и неизменна.
-дети должны сами участвовать в оформлении игровых уголков, приготовлении игрушек-самоделок.
4. Активизирующее общение воспитателя с детьми.
-Воспитатель вступает с детьми в игровое сотрудничество, строит с ними диалог.
-Воспитатель должен планировать, моделировать этап общения, планировать содержание проблемных ситуаций.
-Включаться в игру своевременно, когда дети испытывают затруднения.
-Воспитатель должен включаться в игру тактично, деликатно, осторожно
Об особенностях руководства игрой на разных этапах её развития – сюжетно-отобразительной, начального этапа сюжетно-ролевой и развитой сюжетно-ролевой, можно узнать и прочитать в книге :
Н. Ф. Комарова Комплексное руководство сюжетно - ролевыми играми в детском саду.
Брейн-ринг для педагогов :
Вопрос 1: Что требуется для развития игровой деятельности?
2: Какой должна быть предметно-игровая среда?
3: Какова роль взрослого в организации детской игры?
4: Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?
5: Какой должна быть игрушка?
6: Надо ли запрещать так называемые военизированные игрушки?
7: Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?
8: Чем отличаются сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация и режиссерская игра?
9: Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно-ролевой игре?
10: Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?
11 : Назвать по группам:
-Игрушки, моделирующие семейные отношения.
-Игрушки, моделирующие отношения вне дома.
-Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний.
Второй подход к руководству сюжетной игрой детей является формирование игровых умений.
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства,но на каждом этапе следует развернуть игру таким образом, чтобы дети сразу " открыли " и усваивали новый,более сложный способ её построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия,так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику
Совместная игра со взрослым на разных этапах развития дошкольников формирует следующие игровые умения:
1. Ранний возраст (1.5-3 года).Формируется игровое действие с предметом заместителем.
2. Младший дошкольый возраст (3-5 лет).Формируется умение брать на себя игровую роль,развёртывать ролевые диалоги.
3. Старший дошкольный возраст (5-7 лет).Через игру-придумывание осваивается новый способ-творческое комбинирование разнообразных событий.
Средством для формирования игровых навыков является сюжет игры.
1) Этап формирования условных игровых действий
- " однотемные "
- " одноперсонажные "сюжеты (мама готовит обед, врач лечит и т. п.
2) Этап формирования ролевого поведения
- " многоперсонажный "сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей) (врач,пациент,медсёстры, главврач и др.)
3) Этап формирования умения строить сюжеты игры
- " многотемные "сюжеты предпологающих
комбинирование разнообразных событий,выстраивание новых событийных рядов.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя и создание условий для самостоятельной детской игры.
Условия для самостоятельной детской игры:
Обеспечение соответствующим игровым материалом (особенно ранний и младший возраст, для старших детей – также сюжетные игрушки и полифункциональные материалы.
Для старших дошкольников – специальная организация воспитателем подготовленного периода игры в непринужденной форме совместного придумывания разнообразных событий.
Подробно познакомиться с конкретными приемами, позволяющими реализовывать принципы организации сюжетной игры в разных возрастных группах детского сада Вы можете в этой книге: Н. Михайленко, Н. Короткова " Организация сюжетной игры в детском саду "
Игра это серьёзно :
Наши дети растут в непростое время, и все же они - надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с ее помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться
.Игра — это тот чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая, благодаря условностям, громоздкие формы нашего существования. И это необходимое условие для социально-личностного развития ребенка…
Рекомендуемая литература :
Венгер Л. А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. - М., 1991.
Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.
Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989.
Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М., 2010.
Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – 5-е изд. – Ростов-на-Дону, 2010.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателей. – 3-е изд., испр. – М., 2009.
Новоселова С. Л., Реуцкая Н. А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень. - М., 1997.