Валентина Чебунина
Дидактичекое напольное пособие «Занимательные коврики»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание.
Методическое пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений и предназначено для работы с детьми в возрасте от трех до семи лет.
Его можно использовать в процессе совместной деятельности с детьми, в самостоятельной деятельности детей и в индивидуальной работе с ребёнком.
Игровые коврики представлены в трех вариантах:
«Занимательный коврик» №1 представляет собой тканевый равносторонний обрез, сверху которого на одинаковом друг от друга расстоянии расположены восемь пар разноцветных квадратов – белых, черных, красных, синих, зеленых, желтых, оранжевых и фиолетовых. Размер одного квадрата 30*30см.
«Занимательный коврик» №2собирается из мягких пазлов из ЭВА материала, на которых размещены фигуры (круги, состоящие из основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Размер одного элемента 33*33 см. Данный коврик дети могут собрать как по предложенной схеме, так и по собственному замыслу из 9 или 16 элементов.
«Занимательный коврик» №3изготовлен из баннерного полотна, имеет два варианта – 3*3 клетки (9 квадратов, 4*4 клетки (16 квадратов). Размер одного квадрата на полотне 30*30 см. Коврики, изготовленные из данного материала, достаточно прочны и устойчивы к механическим повреждениям, их поверхность легко и быстро обрабатывается. С пособием дети могут придумывать свои варианты игр, рисовать любые изображения по замыслу игры, а затем их легко стирать.
Использование «Занимательных ковриков» направлено на достижение поставленной цели и на решение ряда задач.
Цель: создание условий для развития ориентировки в пространстве, двигательной активности детей и творческого мышления.
Задачи:
- способствовать развитию двигательных умений детей, физических качеств;
- развивать ориентировку в пространстве (на плоскости);
- учить выполнять задания по схемам;
- развивать у детей внимание, мышление, воображение;
- развивать интерес к двигательной деятельности.
Варианты игр.
Игра «Пройди путь». (4-7 лет)
Проводится с использованием всех вариантов ковриков.
Цель: формирование навыка выполнения задания по схеме, содействие развитию ориентировки на плоскости, творческого мышления, координации движений, внимания.
Оборудование: «Занимательный коврик», игровой комплект к игре «Пройди путь» (поле, разделенное на 16 пустых квадратов; набор магнитных квадратов (зеленого, черного, желтого, красного, синего, оранжевого и фиолетового цвета, магнитные кружочки или следочки, магнитная доска.
Содержание: На полу лежит коврик, впереди него на доске висит карта- маршрут с изображением движения. Задача детей правильно сориентироваться по схеме и пройти путь, про прыгав его на двух или одной ноге. Задание можно проводить в виде соревнования. Также оно может быть частью какой-либо эстафеты.
Варианты схем: Схемы передвижения может составлять не только педагог, но и сами дети.
С детьми подготовительной группы можно работать следующим образом: указывать только начало и конец маршрута, затем давать задание, например, пройти путь за определенное количество шагов – 4 или 5 и т. д.
Игра «Разноцветное путешествие». (5-7 лет) Проводится с использованием коврика №1.
Цель: формирование или закрепление навыка ориентировки на плоскости, содействие развитию воображение.
Оборудование: «Занимательный коврик», какая-либо игрушка.
Содержание: Ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов («Занимательный коврик»). На заданную педагогом клетку ставится игрушка, которая отправляется в путешествие. Взрослый задает направление перемещения игрушки командами: «Одна клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой?» Ребенок смотрит, какого цвета клетка, на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например, клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т. д.). Как вариант, ребенок может сам передвигаться по заданному полю.
Игра «Попади в цель». (5-7 лет)
Проводится с использованием всех вариантов ковриков.
Цель: содействие развитию глазомера, ловкости в метании предмета в цель.
Оборудование: «Занимательный коврик», мешочки с песком, таблица с баллами, магнитная доска.
Содержание: На полу лежит «Занимательный коврик». Дети по очереди метают на него мешочки с песком различными способами (из-за плеча, снизу-вверх) правой и левой рукой.
Вариант 1 (для детей старших и подготовительных групп). Педагог дает задание метать мешочки на все цвета, кроме любых двух (для коврика №1, на все фигуры, кроме 1 или 2 (для коврика №2, на коврике №3 по замыслу игры можно что-либо нарисовать. После того, как дети выполнят упражнение, подсчитывается количество баллов, т. е. мешочков, упавших не на запрещенные квадраты и не за пределы одеяла и т. д.
Вариант 2 (для детей подготовительной группы). Каждому цвету соответствует определенное количество баллов: черный – 0, белый – 1, зеленый - 2, желтый и оранжевый - 3, фиолетовый и синий - 4, красный – 5 (по аналогии используется коврик №2, а на третьем – баллы прописываются на самом полотне). Дети метают мешочки, стараясь попасть в квадрат, которому соответствует наибольшее количество баллов.
Игру можно проводить в виде эстафеты между двумя, тремя командами.
Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Игра «Займи место». (5-7 лет)
Проводится с использованием ковриков №1 и №2.
Цель: содействие развитию и закреплению ориентировки на плоскости, формирование навыка ориентировки по схеме.
Оборудование: «Занимательный коврик», карточки к игре «Займи место».
Содержание: Дети получают карточки, согласно которым они должны занять место на полотне, т. е. встать на определенный квадрат. Задание можно проводить в игровой форме (например, представить, что это ракета, автобус и т. д., а также в виде эстафеты между 2, 3командами.
Игра «Классики». (6-7 лет)
Проводится с использованием коврика №2.
Цель: Содействие развитию координации движений, глазомера, тренировка мышц ног.
Оборудование: «Занимательный коврик», «битка» - камушек, мешочек с песком и т. д.
Содержание: Из мягких пазлов дети составляют классики. Определяется очередность игроков. Первый игрок бросает камушек или мешочек с песком (далее «битку») в первый квадрат. Битка не должна задевать края квадрата, иначе ход передается следующему ребенку. Игрок, попавший «в цель», начинает передвигаться по клеткам на одной ноге, на обе можно приземлиться лишь на спаренных клетках. Встать на 2 ноги можно, допрыгав до места отдыха (финиш, затем нужно развернуться и следовать обратно к старту.
По правилам игры нельзя наступать ногой на ту ячейку, где находится битка – через нее нужно перепрыгнуть. Иначе участник теряет свою очередь. Пропустить ход придется и в том случае, если наступишь на границу клетки, выйдешь за ее пределы или встанешь на неправильную.
На обратном пути ребенок поднимает камешек с квадрата и вновь перепрыгивает через него, не касаясь стопой. И с игровым жребием в руках завершает свой ход. Тогда считается, что он закончил этот класс и перешел в следующий. Битку передают другому участнику. Игра заканчивается, когда юный спортсмен пройдет все классы, бросив на них битку. Тот, кто сделает это первым, то есть про прыгает через все клетки быстрее всех, становится победителем.
Игра «Фантазеры». (5-7 лет)
Проводится с использованием коврика №3.
Цель: Содействие развитию творческого мышления, координации движений, глазомера; тренировка мышц ног, памяти и внимания.
Оборудование: два «Занимательных коврика», состоящих из девяти клеток.
Содержание: Коврики лежат на полу, соединены в одно полотно.
Определяется очередность играющих. Затем педагог или ребенок-водящий придумывает путь и пропрыгивает его, чередуя количество ног. В конце пути – на последней клетке – выполняет какое-либо движение (например, хлопок над головой). Задача следующего игрока по памяти повторить путь, в конце также сделать хлопок и добавить свое движение и т. д. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно.