Наталия Михайлова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача педагогов дошкольного образования – воспитать маленького гражданина своей страны. И именно экологическое образование здесь играет большую роль. Уже с самых ранних лет, ребенок начинает познавать окружающий его мир, формировать о нем представление.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития.
Экологическое воспитание направлено на то, чтобы ребенок узнал законы, по которым живёт природа, умел организовывать свою деятельность и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и имел осознанное желание обращаться с окружающей природой бережно.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
- понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Экологическое воспитание дошкольников нужно осуществлять поэтапно.
Первое, с чего нужно начинать – это рассказывать ребенку дошкольного возраста о том, как развивалась жизнь на планете Земля, и как на ней появился человек. О разнообразии форм жизни на суше и в воде, как эта жизнь отличается друг от друга.
Второе, что будет нам необходимо – это детская энциклопедия животных, растений, рыб и грибов. Так можно донести до ребенка учебный материал, который будет доступен для понимания и освоения.
Третьим шагом будет знакомство ребенка с проблемами окружающей среды. Кто и как её загрязняет и что необходимо делать для того, чтобы экологическая обстановка на Земле была в норме.
Четвертый шаг – это выработка у дошкольника бережного, осознанного отношения к природе и животным, а так же правил безопасности, которые необходимо соблюдать.
В экологическом воспитании дошкольников большую роль играют не только воспитатели, но в первую очередь родители. Поведение взрослых, окружающих ребенка является самым главным фактором в экологическом воспитании детей. Ведь невозможно научить ребенка тому, чего не выполняешь сам или не выполняют или не одобряют родители. Ребенок, во многом опирается на поведение своих родителей и считает, что это правильно. И если родители загрязняют окружающую среду в присутствии своих детей, то очень сложно потом донести до ребенка, что так делать нельзя. А несовпадение требований, которые предъявляются ребенку в детском саду и дома, могут спровоцировать у него обиду, агрессию или растерянность в выборе правильной позиции.
Поэтому очень важно проводить работу с родителями и донести до них, что необходимо поддерживать единый подход всех взрослых, окружающих ребенка, обязательно, нужно спрашивать у своего ребенка о том, чему его учили в детском саду и поддерживать эти знания. На основе этого можно сформировать правильный подход к его экологическому воспитанию. Ведь не всегда воспитатели позволяют ребенку делать то, что он делает дома. В большинстве случаев, в дошкольном учреждении имеется большое количество ограничений, поэтому, необходимо объяснить ребенку, почему этого делать нельзя и что будет, если такое делать. Например, если ребенок с родителями едет на природу, и там собирают букет из полевых цветов, то родители должны также объяснить, что в детском саду рвать цветы на клумбе нельзя. Что если каждый сорвет хотя бы по одному цветочку, то цветов не останется, и не будет нас окружать такая красота. Также нужно подчеркивать, что и на природе нельзя рвать цветы с корнем, или какие-то редкие цветы. И единый подход воспитателей и родителей в таких вопросах очень важен.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Для занятий можно использовать наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.
Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:
– экологические занятия;
– экологические экскурсии;
– уроки доброты;
– уроки мышления;
– экологические конкурсы;
– обсуждение и проигрывание ситуаций;
– трудовой десант;
– коллекционирование;
– экологические праздники;
– экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);
– экологические сказки;
– инсценировки.
Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи.
Одной из форм общения с природой являются экскурсии. Они отличаются от прогулок более чёткой структурой, определёнными познавательными и воспитательными задачами, содержанием. Экскурсии организовывают для детей старшей и подготовительной группы. Местом их проведения может стать парк, сад. Живо и интересно проходят экскурсии в природу в одном и том же месте в разные времена года. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим в парке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность. Для этого нужно создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (вместе с детьми озеленять уголок природы, заботиться о его обитателях, разбивать цветники). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалой, расцветший цветок, способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать
её красоту.