Феоктистова Юлия
«Моя малая Родина». Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений общеразвивающих групп.
Место проведения: группа.
Время проведения:1-я половина дня.
Продолжительность: 25-30 минут.
Цель. Продолжать формировать представления воспитанников о малой Родине - г. Сердобск.
Задачи:
обобщить и систематизировать знания детей о своей малой Родине и Отечестве.
закрепить знания детей о символике.
воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений о Родине, изучение пословиц и поговорок о Родине, рассматривание флага, гербов России, Пензенской области и Сердобского района.
Оборудование: ИКТ, презентация «Добро пожаловать в Сердобск», иллюстрации старого города Сердобск, музыка, ватман, кисти, клей, салфетки, геометрические фигуры из цветной бумаги, заготовки для индивидуальной работы, карта России, пазл-герб «Сердобска», листы-задания «Найди свои достопримечательности», костюм для героя «незнайка».
Список используемых источников:
1. «История Пензенского края, как средство развития личности ребенка дошкольного возраста». Парциальная образовательная программа. Авт. -сост. В. Ф. Купецкова, Е. П. Куренкова и др. ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2014
2. «Человек на родной земле». Парциальная программа, под редакцией Е. Ф. Купецковой, автор-составитель В. Ф. Купецкова. ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2015
3. https://zagadkisotvetami.ru
Ход занятия:
Воспитатель: О чём сегодня будет идти речь, вы узнаете, отгадав загадку.
О ней все знают
Любят, уважают.
А солдат на посту бережет, охраняет.
Кто она все знают!
(Родина)
Воспитатель: Как вы думаете что такое Родина?
Дети:
- Родина – это место где я живу, Город - где я родился.
Воспитатель: Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна.
Воспитатель: расскажите пожалуйста какая наша Родина
Игра «Что такое Родина»
(дети передают друг другу шарик и называют слова прилагательные какая Россия)
(необъятная, великая, могучая, непобедимая, гордая, великая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная).
Воспитатель: У каждого человека есть ещё и малая Родина. Как вы понимаете, что такое малая Родина?
Дети: Малая Родина – это место, где мы родились и живём
где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это город, улица, дом и наш детский сад.
Это маленький кусочек нашей огромной страны.
Воспитатель: Наша малая Родина – город, в котором мы живем. Как он называется?
Дети: Сердобск
Воспитатель: Ребята, а как можно увидеть сразу всю страну?
Дети: на карте
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, это карта России.
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
(Воспитатель обводит указкой территорию нашей страны).
-Это Пензенская область (показывает границы нашей области)
-А вот здесь наш город Сердобск (показывает маленькую точку на карте)
Воспитатель: Ребята, а чтобы вам было понятнее почему Малую Родину называют малой, я предлагаю вам изобразить это схематически, с помощью картонных сердечек. (Работа в парах)
Воспитатель: большое белое сердечко – это Россия, в нем среднее синее сердечко – это Пензенская область, в нем малое красное сердечко – это Сердобск.
Воспитатель: Таким образом, мы с вами сделали макет нашей Малой Родины, где видно, что малая Родина это маленькая часть от нашей большой Родины – России.
Воспитатель: А на что похожа расцветка этих сердечек?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно на флаг России триколор!
Воспитатель: Где можно увидеть российский флаг?
Дети: На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.
Воспитатель: Ребята, наш флаг имеет три цвета: белый, синий и красный. У каждого цвета – свое значение.
Белый цвет (он вверху) - цвет чистоты. Это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет (он посередине) - это цвет наших рек и озер, синего неба и цветов – васильков. Это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный цвет (он внизу) - это цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Собери Российский флаг»
(дети с ленточками цветов российского триколора под музыку бегают, прыгают, по сигналу «Флаг» встают по цвету Российского флага)
Воспитатель: Ребята, но наш город не всегда был таким большим и современным. Давайте совершим путешествие в прошлое города и узнаем, каким он был много, много лет назад.
Когда-то, очень давно город был не большим селом, жители которого жили в небольших домах. Наш город был основан как Сердобинская (Архангельская) слобода сторожей корабельных лесов. Намного позже была основана почта, пущен водопровод, появилась телефония. Вскоре через Сердобск была проложена железнодорожная ветка. Уже в нашем веке в Сердобске появилась первая электростанция и открылся сельскохозяйственный техникум. Наш город получил новый импульс развития с открытием часового завода, ставшего одним из крупнейших в России.
(Дети рассматривают фото, иллюстрации старинного города)
Под музыку Вбегает Незнайка
Незнайка: А куда я попал?
Дети: Это Д/С
Незнайка: А город какой?
Дети: Сердобск.
Незнайка: Что это за город такой?
Воспитатель: Уважаемый Незнайка, а хочешь с нами отправиться в путешествие по нашему городу.
Незнайка: Конечно.
Воспитатель: Вот только на чем мы отправимся?
Незнайка: Посмотрите сколько воздушных шаров. Вот на них то мы и полетим. Поднимите правую руку и представьте, что держитесь за нитку шарика. Полетели…
На мониторе гимнастика для глаз «Воздушные шарики»
Воспитатель: Вот мы и добрались.
Просмотр презентации «Добро пожаловать в Сердобск»
Воспитатель: Незнайка, а в нашем городе много писателей. Послушай стихотворение одной из них.
Ребенок: Посреди моей земли
Городок лежит,
Ото всех границ вдали
Сердоба бежит.
Там, где берег речки плоск,
Кони бродились,
Триста лет хранит Сердобск
Славу Родины.
(Евгения Владимировна Мягкова «БАЛЛАДА О СЕРДОБСКЕ»).
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться.
Раз, два, три, повернись, в детском саду очутись
Дети повторяют движения.
Воспитатель: Ребята наш город большой и красивый, но что является главным его богатством?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам ребята и нашему гостю не гадать, а узнать правильный ответ на этот вопрос. Но для этого вам необходимо выполнить несколько заданий. Вы согласны?
Все: Да!
Дети подходят к столу, где расположены полоски-сектора с заданиями и игрушка (волчок со стрелкой) и рассаживаются. Воспитатель предлагает одному из детей запустить волчок.
Конверт №1
Воспитатель: Листочки с заданием. Нужно обвести в кружок только те достопримечательности, которые есть у нас в городе.
(Дети получают конверт в котором находится часть пазла-отгадка)
Конверт №2
Воспитатель: Необходимо собрать пазл (герб Сердобска)
Дети на столе собирают из маленьких кусочков пазл.
Воспитатель: Наш город основан 320лет назад. По указу Екатерины II приобрёл статус города. К статусу города царица пожаловала герб: на щите с тремя стерлядками в нижнем поле, на золотом фоне, оказались две дыни, означающие места «с изобилием таковыми продуктами».
(Дети получают конверт в котором находится часть пазла-отгадка)
Конверт №3
Воспитатель:- Какие праздники отмечают на Руси с древних времен? (Рождество, Пасха, Масленица)
- Какие блюда русской кухни вы знаете? (щи, каша, пироги, блины)
- Какой сувенир считается символом России? (матрешка)
(Дети получают конверт в котором находится часть пазла-отгадка)
Конверт №4
Воспитатель: А в этом конверте бумажные, цветные геометрические фигурки, силуэты зданий, цветы, деревья, кисти и клей. А ещё у нас с вами есть большой лист бумаги, на котором изображена совершенно пустая и унылая городская улица. А самое главное, что каждый из вас маленький художник и фантазер. Я думаю, вы без моей подсказки придумаете, какой же город вы хотите увидеть в будущем?
Дети приступают к самостоятельной работе. Приклеивают на силуэты зданий детали отдельных изображений (окна, двери, крышу, а затем готовые изображения помещают на большой лист ватмана, создавая коллективную композицию. Композиция дополняется деревьями, цветами… Воспитатель следит за ходом деятельности, своевременно помогает советом, затрудняющимся детям. Звучит «вальс цветов» П. И. Чайковский
(Дети получают последний конверт в котором находится часть пазла-отгадка)
Воспитатель: Ребята вы справились с заданиями. Давайте сложим картинку и узнаем, что получилось. Ребята -это ваше общее фото, а это значит, что вы сами являетесь главным богатством. И став взрослыми сможете прославить своими добрыми делами родную землю. Пока вы еще маленькие, но можете сделать нашу страну могучей и крепкой, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Незнайка: ребята, вы такие большие молодцы. Спасибо большое, мне так понравилось у вас, ну а теперь мне пора отправляться на свою Малую Родину. До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие по нашему городу? Что понравилось больше всего? Может, какие-то из заданий показались вам трудными? Сегодня ребята, вы показали, как хорошо знаете и сильно любите свою Малую Родину. Я желаю вам пронести эту любовь через всю свою жизнь и неважно, где вы будете, когда вырастите: останетесь ли вы в нашем городе или покинете его, главное храните образ своей Малой Родины и ее тепло в своих сердцах. Ну а на память о нашем сегодняшнем путешествии хочу подарить вам небольшие подарки.
Воспитатель вручает детям значки с изображением достопримечательностей Сердобска.
Информация о результативности
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной образовательной программы МДОУ д/с №3 г. Сердобска. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия на мультимедийной доске отражалась наглядная информация, которая стимулировала и активизировала детей к мыслительной деятельности. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, пауза в виде гимнастики для глаз во время путешествия «на воздушных шарах», переходы от одного стола к другому во время выполнения задания в конвертах. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей: закрепляла понятие Малая Родина, символику страны (флага Росии).
Использование макета «Малая Родина» (из сердечков, помогло в интересной игровой форме реализовать основную задачу.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде коллективной аппликации где дети проявляют взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
В связи с тем, что детей много, при проведении аппликации их можно разделить на подгруппы, которые будут выполнять отдельные элементы (клеить дома, магазины, школы, и только потом размещать на общем ватмане. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены