Анна Кругликова
Общение детей с заиканием в разновозрастной группе: опыт исследования
▼ Скачать + Заказать документы
Общение детей с заиканием в разновозрастной группе : опыт исследования
На фоне разработанности проблемы общения и взаимоотношений детей-дошкольников со свертниками в коллективе, построенном по принципу одновозрастности (В. С. Мухина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская и др., по-прежнему остается малоизученной проблема разновозрастного детского коллектива и его влияния на общение и развитие каждого ребенка. То, что в таком коллективе партнерами выступают не только сверстники, но и дети более младшего или более старшего возраста, создает совершенно особую ситуацию их социально-личностного развития. В пространстве разновозрастного общения реализуется возможность подлинного разнонаправленного и разноуровневого диалога и задается ориентация на «завтрашнюю перспективу», что отвечает идеям Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития».
Публикация «Общение детей с заиканием в разновозрастной группе: опыт исследования» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Актуальность научного изучения дошкольных разновозрастных коллективов обусловлена современными реформами в области дошкольного образования (частные, семейные детские сады, разновозрастные коррекционные группы, кружки в сфере дополнительного образования). Вектор их изучения основан на методологических подходах концепции общения М. И. Лисиной: интерес к общению с другими детьми онтогенетически проявляется несколько позднее, чем интерес к общению с взрослым (Е. О. Смирнова, В. А. Бутенко, И. Б. Едакова, В. А. Колпакова). Однако именно через общение со сверстниками и другими детьми у ребенка формируется адекватное представление о себе и своих возможностях, развивается самооценка, складываются определенные личностные качества.
Наш научно-практический интерес к изучению специфики разновозрастных групп дошкольного образовательного учреждения вызван тем, что на протяжении более десяти лет мы осуществляем логопсихокоррекцию заикания (логоневроза) у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Цель нашей практической работы – формирование (а в ряде случаев восстановление) способности к полноценному речевому общению по системе семейной групповой логопсихотерапии (Н. Л. Карпова). В соответствии с нормативными документами и спецификой речевого нарушения набор детей в логопедическую группу изначально происходит по разновозрастному принципу. В таких группах особенно остро стоит вопрос об адаптации детей к условиям разновозрастного, ежегодно обновляющегося детского коллектива. Особенностью семейной логопсихотерапии является включение в процесс логопсихокоррекции совместно с педагогами и детьми их родителей, родственников в качестве активных и равноправных участников. Это позволяет говорить о процессах групповой динамики в более сложной социальной системе – разновозрастном детско-взрослом коллективе.
Данная статья является попыткой подытожить результаты многолетнего (более десяти лет) научно-практического исследования разновозрастного коллектива логопедической группы для заикающихся детей посредством формирующего эксперимента. В его основе наблюдение за свободным и организованным взаимодействием детей и общением их со взрослыми, а также организация особых форм взаимодействия и сотрудничества детей с детьми, детей со взрослыми в целях преодоления заикания, понимаемого как нарушение речевого общения.
Полученный нами опыт позволяет утверждать, что разновозрастность сама по себе не порождает беспроблемного и гармоничного общения детей и не оказывает безусловно положительного влияния на их развитие. Чтобы стать фактором позитивного влияния и пространством восстановления полноценного общения, необходимо создание определенных психолого-педагогических условий: создание общего «смыслового поля общения» для детей и взрослых (педагогов и родителей, которое формируется посредством сказкотерапии для детей и библиотерапии для взрослых; организация разнообразных форм детского и детско-взрослого сотрудничества; предоставление возможности для разноуровневого общения детей в творческих видах деятельности (сочинение сказок, изготовление пособий и атрибутов к играм и праздникам, создание собственных книжек, игрушек, поделок); активизация семейных форм работы в логопсихотерапевтическом процессе (взаимообучение дыхательной гимнастике, голосовым и речевым упражнениям на совместных занятиях и т. п.). Разнообразие форм организации совместной деятельности является важным фактором опосредствования межличностных отношений в детской группе. Чем выше уровень совместной деятельности в детской группе тем интенсивнее протекают процессы коллективообразования, рельефнее проявляются отношения взаимного соучастия и сотрудничества.
Таким образом, разновозрастная дошкольная группа семейной логопсихотерапии становится особым пространством логопсихотерапевтического процесса в целях восстановления нарушенного речевого общения у детей, страдающих заиканием. Данную группу можно рассматривать как модель интегративного детского коллектива, объединяющего детей разного возраста с общим речевым нарушением (но выраженным в разной степени тяжести, имеющих различия в физических и умственных возможностях. В ней интегрированы три подсистемы: «подсистема младших» и «подсистема старших» детей и подсистема «взрослых», включающая воспитателей и родителей с родственниками (бабушки, дедушки, братья и сестры разного возраста). Правильно выстроенный коррекционно-развивающий логопсихотерапевтический процесс позволяет перенести в плоскость детских взаимоотношений позиции «учитель-ученик» и «ведомый-ведущий», естественно через предварительное обучение детей, используя разнообразные ситуации общения, которыми богато разновозрастное детское сообщество. Причем в роли «учителя» для взрослых могут быть и дети.
Разновозрастность коллектива создает особое пространство для оптимальной логопсихокоррекции, где более активно и разнопланово происходит формирование коммуникативно-речевой компетентности. В связи с заиканием коммуникативно-речевая сфера детей, как правило, нарушена, что закладывает предпосылки к несоответствию сформированности их общения возрастным нормативам. Это проявляется на коммуникативном, интерактивном и перцептивном уровнях. В логогруппе возникают необходимые и достаточные условия для формирования навыков гибкого общения, воспитания коммуникативной чуткости к ситуации общения, к партнерам, а также для отработки освоенных навыков на разном уровне сложности (со взрослыми, со старшими детьми, с младшими, со знакомыми и незнакомыми). Речевые образцы, эталоны различного коммуникативного поведения (приветствие, прощание, просьба, совет, выражение благодарности и пр.) в разновозрастной группе могут транслироваться не только по вертикали (от взрослых к детям, но и по горизонтали (от сверстника к сверстнику и от старших к младшим).
Как показывают данные эмпирического исследования, в результате логопсихотерапевтической работы в разновозрастной группе, осуществляемой воспитателями и группой специалистов при активном участии родительского коллектива, отмечается позитивная динамика коммуникативной деятельности детей, которая отслеживается по ряду критериев, построенных на дихотомии: а) легкость и свобода в общении – избегание или ограничение общения; б) способность проявления речевой инициативы – неспособность использовать речь в качестве начала контакта; в) разнообразие речевых средств для поддержания общения – недостаточность речевых средств для поддержания общения; г) умение позитивно влиять на партнера в общении – агрессивность, авторитаризм как стратегия влияния на собеседника; д) способность выражать в речи свое эмоциональное состояние – неспособность адекватно выражать свое эмоциональное состояние (плач, жалобы, нытье).
По результатам эмпирического исследования за период 2009-2012 гг. в логопсихотерапевтической группе у детей отмечаются значимые изменения в овладении коммуникативно-речевыми навыками. Так, на начало года пребывания 58,5% детей экспериментальной группы имели II (ниже среднего) уровень развития коммуникативно-речевых навыков и 41,5% детей I – низкий – уровень. Перед выпуском в школу 27,5% детей из группы уже имели IV – высокий уровень, 52,5% детей – III (средний) уровень, 20% детей – II (ниже среднего) уровень развития коммуникативно-речевых навыков. Детей с низким уровнем обнаружено не было.
В исследовании были поставлены и успешно решались такие проблемы разновозрастного коллектива, как: 1) подвижность состава группы и подвижность подсистем (младшие старшие, что влияет на социальный статус каждого ребенка; 2) относительная независимость социального статуса от речевого (состояние речи ребенка в связи с заиканием, поскольку на социальный статус влияние не само по себе нарушение, а отношение к нему родителей и других взрослых; 3) гендерный аспект: трудности адаптации девочек (заиканием страдают преимущественно мальчики – соотношение 1:4); 4) необходимость повышения психологической компетентности родителей и педагогов (психотерапевтические беседы, тренинги, практикумы).
Таким образом, опыт функционирования разновозрастных дошкольных логопсихотерапевтических групп позволяет осуществлять процесс восстановления полноценного общения и личностного развития детей, имеющих широкий спектр психологических трудностей во взаимодействии со взрослыми и другими детьми.