Мария Андрианова
Открытое фронтально-групповое занятие для детей с заиканием по формированию навыка шёпотной речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное занятие для детей с заиканием по формированию навыка шёпотной речи в старшей группе (первый год обучения)
Логопедическая тема: шёпотная речь;
Лексическая тема: «Фрукты»
Цель: закреплять навык шёпотной речи;
Задачи:
- развитие длительного плавного речевого выдоха;
- развитие умения произвольно расслаблять мышцы рук, ног и шеи;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие подражательности;
Публикация «Открытое фронтально-групповое занятие для детей с заиканием по формированию навыка шёпотной речи в старшей группе» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- формирование умения синхронизировать речь с движениями;
- актуализация словаря по теме: «Фрукты»;
- развитие умения подбирать слова – признаки к указанным словам;
- развитие умения согласовывать имена существительные с местоимениями;
- развитие умения согласовывать имена существительные с числительными;
- развитие ВПФ;
- развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование: корзинка с фруктами, предметные картинки с изображением фруктов, цветные карандаши, листы для рисования.
Ход занятия.
I. Организационный момент: Логопед просит детей встать так, чтобы они друг другу не мешали: «Встаньте на свои места».
«Здравствуйте, ребята,» - логопед говорит медленно, шёпотом.
II. Введение в тему: Логопед напоминает главное правило занятия : «На занятии мы говорим шёпотом, одним словом».
III.Основная часть
1. Упражнение на развитие умения произвольно напрягать и расслаблять мышцы рук, ног и шеи:
Важно перед каждым упражнением выполнять вдох – выдох, вдох - выдох через нос.
«Мы с вами прогуливаемся по саду. Перед нами стоит стройная яблоня. Посмотрите, сколько плодов на ней! Давайте сорвём яблоки».
Логопед вместе с детьми сжимает – разжимает кулачки под счёт. Упражнение выполняется 3 - 5 раз. Логопед обращает внимание на то, что сжимать кулачки тяжело, зато ощущение расслабленности приятно.
«Вот и груша. Посмотрите, как высоко висят плоды!»
При этом логопед вместе с детьми стоят ровно, ноги на ширине плеч, держат руки на поясе. Под счёт поднимают голову вверх, затем возвращают её в исходное положение. Логопед обращает внимание на то, что напрягать мышцы шеи тяжело, расслаблять – приятно. Упражнение выполняется 3 – 5 раз.
«Давайте поднимем руки вверх и попробуем сорвать плоды,» - говорит логопед.
Логопед вместе с детьми поднимает руки вверх, напрягает их (в том числе и пальчики). Упражнение выполняется под счёт 3 – 5 раз. Логопед обращает внимание на то, что держать в напряжении руки и пальцы рук тяжело, зато ощущение расслабленности приятно.
«Посмотрите, сколько яблок под яблоней. Давайте их искать,» - предлагает задание логопед.
При этом логопед вместе с детьми стоят ровно, ноги на ширине плеч, держат руки на поясе. Под счёт опускают голову вниз, затем возвращают её в исходное положение. Логопед обращает внимание на то, что напрягать мышцы шей тяжело, расслаблять – приятно. Упражнение выполняется 3 – 5 раз.
2. Упражнение на развитие длительного, плавного, речевого выдоха:
Логопед читает стихотворение:
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла. (Волина В.)
«О каком времени года идёт речь в стихотворении?» - спрашивает логопед.
Дети отвечают шёпотом : «Об осени».
«Какие подарки нам принесла осень?» - спрашивает логопед. Дети отвечают шёпотом.
«Каким общим словом можно назвать яблоки, персики, груши?» - спрашивает логопед. «Это фрукты,» - отвечают дети шёпотом.
«Давайте насладимся ароматом этих фруктов,» - предлагает задание логопед.
Логопед вместе с детьми поднимают руки через стороны вверх, делает вдох через нос, далее пауза (2 – 3 секунды, затем руки медленно начинают опускаться, произносят звуки [х], [ф], [с] поочерёдно. Каждый звук необходимо произносить по три раза.
3. Упражнение на развитие зрительного внимания, умения согласовывать имена существительные с местоимениями, подбирать слова – признаки к указанным словам:
«У меня корзинка с фруктами. Фрукты смело доставай, чей фрукт – отвечай,» - даёт задание логопед.
Примерные ответы детей : «Моё яблоко», «моя груша», «мой абрикос», «мой персик», «моя айва» и т. д.
Логопед спрашивает у каждого ребёнка шёпотом : «Какой твой фрукт?», «Яблоко какое?», «Груша какая?»
Дети отвечают шёпотом : «Груша зелёная, сладкая, гладкая, мягкая»; «Яблоко круглое, жёсткое, хрустящее, красное».
4. Упражнение на развитие мимики лица, подражательности:
«Я сейчас буду волшебником, начну вас превращать в фрукты,» - говорит логопед.
«Сейчас вы яблоки,» - говорит логопед. Дети «изображают» яблоки: надувают щёки, руки держат на поясе.
«Я превращаю вас в лимоны,» - говорит логопед. Дети изображают гримасу, как будто только что съели лимон.
«А теперь вы персики,» - говорит логопед. Дети спокойно стоят, улыбаются.
5. Игра с пальчиками, развитие слухового и зрительного внимания:
«Приготовьте ваши пальчики,» - тихо произносит логопед.
Логопед произносит стихотворения шёпотом :
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз! Соединяем подушечки мизинцев
безымянных пальцев
средних пальцев
указательных
больших
пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
Дети помешивают одной рукой над ладонью другой руки
«крошат» ребром ладони в одну сторону,«рубят» - в другую.
сжимают поочерёдно кулачки
«насыпают» песок пальчиками
помешивают одной рукой
разводят руки в стороны, улыюаются
6. Релаксация, развитие умения произвольно расслабляться:
«Мы с вами долго гуляли по саду, давайте немного отдохнём,» - предлагает логопед детям.
«Сядьте на стульчики, примите позу покоя, закройте глаза,» - говорит логопед.
«Как ласково греет солнышко наши щёчки…нам приятно и тепло. По рукам разливается приятная усталость, мы неподвижны…дышим спокойно…вдох …выдох».
В течение 5 – 7 минут дети сидят неподвижно, отдыхают.
7. Упражнение на развитие умения согласовывать имена существительные с числительными:
«На нас подул прохладный ветерок, мы открыли глазки…» - говорит логопед.
Логопед читает стихотворение шёпотом :
Три яблока из сада
Ёжик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке!
В. Волина
«Сколько яблок оказалось у ежа в тарелке?» - спрашивает логопед.
Логопед показывает картинки с фруктами: «Сосчитайте, сколько груш в корзинке».
Дети считают шёпотом : «Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш».
«Сколько персиков на столе?» - спрашивает логопед. (Дети шёпотом считают персики до 5)
«А сколько авокадо на подносе?» - спрашивает логопед. Логопед объясняет, что данное слово изменять нельзя.
8. Хоровод, координация речи с движением :
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
"Спасибо, осень!" – скажем. (У. Рашид)
Дети держатся за руки, идут по кругу
«складывают» ладошки в овал, затем соединяют большие и указательные пальцы в круг, изображают виноград
Руки ставят на пояс, затем «надувают» живот, поднимают руки вверх
руки плавно двигаются из стороны в сторону
поднимают поочередно правую, затем левую ногу, выполняют вращательные движения
«собирают» плоды в корзинку
«зовут» к себе руками
«машут» в сторону
поклон
9. Упражнение на развитие графо - моторных навыков :
Логопед раздает листочки и карандаши: «На ваших листочках нарисованы корзинки. Соберите свой урожай, нарисуйте фрукты, которые растут у вас в саду».
Затем логопед спрашивает шёпотом у ребёнка : «Что рисует Мила?»
Мила отвечает шёпотом : «Яблоки».
«Какие у тебя яблоки?» «Спелые, ароматные,» - отвечает ребёнок шёпотом.
IV. Подведение итогов, оценка деятельности детей
Логопед спрашивает у детей шёпотом :
«Где мы гуляли сегодня?»
«Что собирали в саду?»
«Каким общим словом можно назвать яблоки, груши?»
«Какое задание вам понравилось больше всего?»
«Что показалось вам трудным?»
«Вы молодцы! Не забывали отвечать на вопросы шёпотом,» - говорит логопед детям.
V. Организационное окончание:
«До свидания, ребята,» - говорит шёпотом логопед.