Галина Леканова
Практический семинар для воспитателей «Педагогическое общение — это партнерское общение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей.
2. Показать закономерность, действующую в ходе общения и определяющую его эффективность.
3. Способствовать сплочению коллектива.
Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей, на данном семинаре мы попробуем разобраться, как необходимо общаться.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
1. «Клубок» Предложить встать в круг и передать клубок друг другу и при этом говорить приятные слова. Когда клубок вернется к ведущему, обратить внимание на степень натянутости нитки: она не сильно не натянута, но и не провисает. Предложить сделать шаг назад, затем два вперед. Спросить, в каком положении педагоги чувствуют себя более комфортно. Отметить, что в жизни мы чувствуем также дискомфорт, когда отношения натянуты, или связи ослаблены.
2. Упражнение «Руки» Соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно оказывает сопротивление, хотя такой настройки не было. Вывод- в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, те агрессия вызывает агрессию. Если один человек недружелюбно настроен к другому человеку, он это почувствует и неосознанно примет меры защиты.
3. Игра-активатор: “Поменяйтесь местами те у кого…”Цель. Осуществить эмоциональный разогрев.
Выбирается водящий. Остальные участники сидят на стульях в кругу (стул водящего убирается из круга). Водящий произносит фразу: “Поменяйтесь местами те у кого” и продолжает ее по любому основанию …. Приехал на машине).Задача участников - поменяться местами, если названное водящим основание им подходит. Задача водящего – занять любое освободившееся место. Тот участник, которому не хватит места, становится водящим, старается занять место участника.
Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Существуют различные правила, приемы и техники конструктивного общения. Однако любой прием предполагает не механическое его выполнение, а адекватность его использования «здесь и сейчас». Есть правила, которые, конечно, нельзя менять, они как бы являются универсальными, например проявление уважения к партнеру по общению. Но все-таки важно помнить, что одинаковых ситуаций не бывает.
4. Упражнение «Яблоко и червяк» Давайте рассмотрим возможные способы поведения на примере этого яблока и червяка, который хочет съесть яблоко. Червяк: Я тебя съем! Что ответило яблоко? Рассмотрим пять возможных способов поведения по Килмену Томасу: 1. Соревнование (конкуренция, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. (Полное игнорирование интересов партнера)
2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок. (достижение»половинчатой» выгоды с каждой стороны).
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей. (отсутствие внимания как к своим интересам так и интересам партнера).
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
(«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,
«Вон, посмотри, какая там красивая груша» - избегание,
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,
«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,
«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» -сотрудничество.)
Килмен Томас считает, что:
- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;
- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;
- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.
5. Игра в 6 ходов.
Все делятся на 3 команды. 1 ход дает 5 баллов.
На каждый ход выбираем цвет: черный или красный.
Все красные – проигрывают все,
Все черные – выигрывают все,
2 красных,1 черный _ красные в «+», черные в «-»,
1красный, 2 черных – красные в «+», черные в «-»,
Очки на 3 и 6 ходу удваиваются.
команды 1 2 3
1
2
3*2
4
5
6*2
В этой игре, чтобы выиграть, необходимо договориться командами. При попытке обыграть оппонента в «минусе» остаются обе команды. Эта игра – наглядный пример того, что выигрыш в конечном итоге – объединение, сотрудничество. Учет выгоды соперника дает общий выигрыш. Можно сделать вывод, что для выигрыша нужно действовать сообща.
6. Тренинговое занятие «Сплоченная группа»(Ю. А. Алексеенко) Участники по 6-8 человек стоят в кругу и, по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа, а правой за правую руку коллеги, стоящего напротив. После того дается задание распутаться, не отпуская рук. Можно провести типа соревнования.
В ходе выполнения этого упражнения вы предпринимаете определенные действия по снятию напряжения и укреплению единства., сплоченности группы, «ломая» пространственные барьеры между собой. Также в этом упражнении очень хорошо видны лидеры и генераторы идей.
7. Упражнение «ЛДРО»
Предлагается аббревиатура, которую нужно написать в столбик. Напротив каждой буквы следует написать название какого нибудь животного, птицы или насекомого. Затем напротив животных написать два характерных признака и по 2 характерных действия.
Л - человек в любви, Д-дома, Р-на работе, О– в межличностных отношениях.
Общение - сложный процесс установления и развития контактов между людьми, помогающий, а может даже являющийся одним из главных факторов понимания другого человека. Желаю вам всегда плодотворного общения.
Рефлексия: На бумажных сердечках написать пожелание слева сидящему коллеге и подарить с улыбкой.
Источники: Е. Г. Бацина,В. Н. Черепкова и др. «Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО»