ТАТЬЯНА БЕЛОВА
Опыт работы по развитию двигательной активности в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
по двигательной активности детей
в разновозрастной группе МКОУ «Клястицкая СОШ» филиал п. Лебедёвка
Воспитатель: Белова Т. Н.
Публикация «Опыт работы по развитию двигательной активности в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях являются важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, но и индивидуального. Достаточная по объёму двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.
Несмотря на большое значение движений в развитии ребёнка, педагогам и родителям стоит понимать, что возрастные возможности овладения разнообразными движениями весьма ограничены и своеобразны, поэтому важно грамотно организовать накопление двигательного опыта ребёнка, учитывая существенные физиологические и психологические возрастные особенности. Организуя двигательную деятельность, педагогу важно постараться учесть и сохранить уникальность каждого ребёнка.
Методы организации двигательного режима изменяются в зависимости от условий, обстановки, времени года, возраста детей. Последовательно от возраста к возрасту усложняются требования к организации двигательной деятельности детей, к разнообразию форм проявления их активности, самостоятельности.
Я попробую поделиться с вами опытом работы по двигательной активности детей в нашей разновозрастной группе.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.
Вы все знаете, что обязательным компонентом физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня является утренняя гимнастика. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребёнка к последующим нагрузкам. Утренняя гимнастика вводится в режим дня с первой младшей группы и организуется с детьми всех возрастных подгрупп. Её продолжительность, интенсивность нагрузки, количество упражнений и повтор зависит от возраста детей.
Мы проводим утреннюю гимнастику одновременно со всей группой. Конечно обязательно учитываем разные требования к качеству, темпу и продолжительности упражнений. Обычно младшие проделывают упражнения меньшее количество раз, чем старшие. Младшие 3-4 раза, старшие 5-6 раз. От старших детей требуем более точного и качественного выполнения движений. Для того, чтобы старшие дети могли проделать упражнение большее количество раз, им предлагаем одним начать выполнять упражнения и показать малышам, как правильно его делать, затем это же упражнение они проделывают вместе с малышами.
Иногда, когда в комплекс вводим более сложные упражнения, их выполняют только дети старшего возраста. Во время выполнения старшими подобных упражнений малыши наблюдают и отдыхают. Используем и такой приём, когда более сложные упражнения планируются на конец гимнастики и старшие их выполняют после того, как малыши идут умываться.
Физкультурные занятия мы проводим по подгруппам. В первую подгруппу включаем детей от4 до 6 лет, а вторую подгруппу делаем из малышек. Первую подгруппу визуально делим ещё на 2 подгруппы : дети 4 лет и дети 5-6 лет. Это делаем для того, чтобы можно было предложить ребёнку перейти в другую подгруппу. Например: если четырёхлетний ребёнок уже справляется с заданием старших детей и сам хочет выполнять эти задания, то смело может перейти в подгруппу к старшим. Или наоборот, есть у нас девочка, которая не может выполнить нагрузку для старших деток, мы позволяем ей заниматься более лёгкими упражнениями с другой подгруппой детей.
Вводную часть мы планируем так:
1. Одинаковые задания для всех детей:
Упражнения на внимание, развитие быстроты реакции, упражнения с изменением темпа и направления движений. Например: ходьба, остановка по сигналу и принятие заданной позы; чередование ходьбы и бега, ходьба в рассыпную и перестроения в колонну, пары. Дети очень любят реагировать на сигнал воспитателя (свисток, бубен, хлопок).
2. Упражнения, одинаковые по содержанию, но разные по степени трудности:
Перешагивание через предметы разной высоты; ходьба по дощечкам разной ширины; бег с огибанием предметов, между которыми разное расстояние и т. п.
3. Одинаковые движения, но с различной дозировкой или способом выполнения:
Например: прыжки на двух ногах с продвижением вперёд на разное расстояние : первая подгруппа выполняет прыжки на двух ногах с продвижением вперёд, вторая выполняет прыжки на одной ноге; ходьба: дети 4 лет идут на носках, старшие идут скрестным шагом и т. д.
4. Разучивание сложных упражнений берём только для второй подгруппы :
В этом случае занятия начинаем с детьми пяти и шести лет, разучиваем всё новое, а затем уже присоединяются младшие детки. Они выполняют общие упражнения вводной части занятия.
В основную часть занятия включаем не более пяти общеразвивающих упражнений, воздействующих на различные мышечные группы. Увеличения нагрузки для старших детей достигаем за счёт усложнения исходного положения или включения в работу других частей тела. Например: дети выполняют вращательные движения перед грудью руками, согнутыми в локтях, и разведение рук в стороны. Дети 5 и 6 лет при разведении рук в стороны ещё и отставляют попеременно ногу назад на носок (усложнение упражнения) это способствует не только увеличению нагрузки, но и совершенствованию координации движений.
Или ещё например: дети любят выполнять упражнения в парах. Можно выполнять одинаковые общеразвивающие упражнения, но старшие действуют стоя в парах. Или дети четырёх лет выполняют упражнения с большим мячом, а старшие с набивным. Ещё мы практикуем интересный приём : разворачиваем детей подгрупп спиной друг к другу. Воспитатель встаёт лицом к одной подгруппе (младшие дети) и отрабатывает с ними упражнение, вторая подгруппа (старшие дети) руководствуются только словесными указаниями.
Количество повторений общеразвивающего упражнения также практически может быть одинаковым. Так например упражнения для мышц верхнего плечевого пояса повторяем 6 раз подряд; упражнения для мышц туловища и ног повторяются только пять раз, т. к. они оказывают на организм большую нагрузку. В случаях когда упражнение даёт значительную физиологическую нагрузку, младшие дети заканчивают его выполнение раньше.
В основной части занятия проводится обучение основным движениям, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр. Обучение направлено на формирование умения правильно и быстро выполнять двигательное действие, быстро принимать решение в сложившейся ситуации.
Основные движения, спортивные упражнения, элементы спортивных игр включаем в занятие в виде конкретных заданий таких как «Перепрыгнуть дорожку», «прыгать из обруча в обруч» и т. д.
Мы используем несколько вариантов проведения основных движений.
1. Используем одно движение. Дети младшей подгруппы знакомятся с выполнением отдельных элементов движения, а дети старшей подгруппы совершенствуют двигательный навык или закрепляют слитное выполнение составных элементов двигательного действия. В этом варианте мы видим весь процесс обучения одному основному движению: первоначальное разучивание, закрепление и совершенствование. Такое сочетание заданий позволяет активизировать старших дошкольников, облегчает воспитателю контроль и оценку выполняемых движений.
2. Используем одно движение, но предлагаем детям использовать разные способы выполнения. Например, у детей 4 лет закрепляют навыки подлезания под шнур на ладонях и коленях, а старшим дошкольникам даём задание выбирать подходящий способ подлезания в зависимости от высоты препятствия.
3. Для каждой подгруппы даём разные основные движения. Например прыжки в высоту и в длину с разбега, разучивание элементов игры в баскетбол и др. этот вариант целесообразен и тогда, когда движение выполняется в медленном темпе или его выполнение ограничено небольшим количеством пособий (лазанье)
Подвижную игру на занятии мы проводим общую для обеих подгрупп. Только вводится некоторая вариативность применительно к возрасту детей. Так например, если игра с лазаньем («Пожарные на учении», то для четырёхлетних детей выбираем подлезание. А метание в движущуюся цель поручаем только старшим дошкольникам. Если роль водящего выполняет ребёнок четырёх лет, то для старших детей вводим усложнение в выполнении движения. Если на роль водящего назначается ребёнок пяти или шести лет, нужно предусмотреть усложнение как для него, так и остальных детей этого возраста, а младшие будут действовать в несколько облегченных условиях.
В заключительной части занятия следует позаботиться о снижении физиологической нагрузки, об обеспечении постепенного перехода к спокойной двигательной деятельности. Для решения этих задач мы выбираем ходьбу, игры средней и малой подвижности.
Летом двигательная активность обычно выше, чем в холодный период года, так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Старшие дети проявляют самостоятельность в выборе подвижных игр и упражнений, воспитатель чаще всего лишь регулирует их физическую нагрузку. Малыши двигаются меньше старших, более продолжительное время играют в песке, с водой, с игрушками, поэтому подвижные игры с ними преимущественно организует воспитатель.
Занятия на свежем воздухе в часы прогулки мы проводим с каждой возрастной подгруппой в отдельности и в разные дни. Особенно это удобно при обучении спортивным упражнениям или играм с элементами спортивных игр; так как навыки выполнения этих движений значительно отличаются у детей разного возраста.
Итак из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что работа нашего дошкольного учреждения нацелена на воспитание интереса к различным, доступным ребёнку видам двигательной деятельности. Применяем последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений, правил подвижной игры. Стараемся чтобы за время пребывания в детском саду у детей была воспитана потребность в ежедневной двигательной деятельности