нина варфоломеева
Речевое общение детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
На передний план в сфере общения у старших дошкольников выдвигается общение со сверстниками. Ребенок начинает предпочитать ровесника взрослому. Функции речи старшего дошкольника многообразны. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, к своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, воздействие на поведение, мысли и чувства партнера, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности. Речь также является самостоятельным объектом окружающего мира, которую он познает, играя со словами, звуками, рифмами, мыслями.
Публикация «Речевое общение детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных потребностей ребенок использует и ситуативные непроизвольные высказывания, и неречевые средства (жесты, мимику, движения, и контекстную (понятную на основе использования языковых средств) речь.
Развитие диалога представляет собой не просто освоение определенной композиционной формы речи, но является важной составляющей социального и личностного становления ребенка. Диалогическое общение предполагает не только ориентацию на сообщение (интеллектуальное содержание) и на собственные интересы, но также учет позиции партнера, его интересов, желаний, настроений. Координация речевых действий в диалоге прямым образом зависит от умения понять сверстника, встать на его точку зрения. Такой опыт приобретается детьми в деятельности кооперативного типа (совместное конструирование, рисование, рассказывание, играх).
В недрах диалогического общения зарождается новая форма речи монолог.
Речь при этом приобретает форму короткого рассказа, в ней отражается что-то интересное, поразившее и взволновавшее ребенка (природа, животные, игрушки, сказки, мультфильмы, книги).
Сознательное отношение к речи ст. дошкольников влияет на совершенствование словаря (понимание антонимов, синонимов, многозначных слов, развитие звуковой культуры речи (слух, звукопроизношение, дикция, интонация, формирование грамматической правильности речи (морфология, словообразование, синтаксис, развитие связности речи.
Показатели развития.
К 7 годам ребенок:
• Овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми, в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов.
• Проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению.
• В высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы.
• Проявляет критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно, в связи с чем затухает словотворчество, сокращается количество аграмматизмов.
• Правильно произносит все звуки родного языка.