Елена Петрова
Сценарий тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Песни далёкой войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия с детьми старшей группы.
Подойдёт к памятным дням Воинской Славы и Героев Отечества.
Цель. Воспитать патриотизм, уважение к истории своей страны на примере песен Великой Отечественной войны
Задачи:
- познакомить детей с различными видами военной песни и с днем Героев Отечества;
- развивать эмоциональную отзывчивость на песни Великой Отечественной войны: побуждать различать настроение, эмоции, характер песни, отмечать наиболее выразительные, яркие интонации (тревожные, печальные, радостные, учить сравнивать их;
- развивать речь, пополнять её новыми словами: «атака», «дикция», «гармонь».
Темочки:
- Военные песни. Песни военных лет
- Военные песни. Сценарии
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- воспитывать патриотизм и чувство уважения к мужеству и героизму людей в годы ВОВ;
Материал: слайды с изображением эпизодов: бойцы идут в атаку, бойцы на привале, аудиозаписи музыкального сопровождения.
Презентация: День Героев Отечества (или просто День Героев) — памятная дата, которая отмечается в России ежегодно, 9 декабря. «Речь идёт о восстановлении существовавшего в дореволюционной России праздника — Дня георгиевских кавалеров, который отмечался 9 декабря. Эта же дата будет закреплена и за Днём героев Отечества, которые достойны иметь свой праздник»
Ход занятия:
Звучит песня «Прощание славянки», дети торжественным маршем входят в зал.
Муз. руководитель. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня наше занятие будет посвящено песням Великой Отечественной войны, именно сегодня, 9 декабря, в день, который носит название «День героев Отечества».
Я хочу у вас спросить: а кто такие герои?
(смелые, отважные, готовые защищать)
Правильно, ребята, герои Отечества – это люди, которые защищают нашу Родину – Россию.
И такие люди были во все времена! Вот и в годы ВОВ, когда пришло время защищать свою землю, нашлись смелые люди – герои, которые ушли на фронт для защиты нашей Родины.
Показ слайда «Солдаты уходят на фронт»
Я бы с песни начала рассказ,
Пусть узнают юные солдаты,
Как однажды, в предрассветный час,
Песни взяли в руки автоматы.
Им наград не вешали на грудь,
Их портретов не было в газете,
Но прославлен их нелёгкий путь,
И народ, воспевший песни эти!
Все встали на защиту своей страны. Воевал весь наш народ – воевала и песня. Что это значит? Это значит то, что песня помогала солдатам идти в бой, придавала силы, а в минуты отдыха песня позволяла сделать передышку, вспомнить дом, родных.
Первая песня Великой Отечественной войны называется «Священная война», написанная композитором Александровым и поэтом В. И. Лебедевым –Кумачом. Послушайте, какая она взволнованная, мощная и звучит как призыв. С этой песней уходили на фронт солдаты.
Прослушивание 1-го куплета песни, впечатления детей
Ребята, вы слышите, сколько силы и желания отразить, прогнать врага с родной земли в этой песне?
Люди уходили на войну, чтобы защищать свою землю. А на фронте приходилось вести жестокие бои с врагом. Солдаты ходили в атаку. Сейчас, перед тем как петь, я вас познакомлю с таким термином в пении «Атака звука». Это начало пения. Как вы думаете, каким звуком мы должны исполнить распевку? Мы его будем начинать твердо!
Показ слайда «Солдаты идут в атаку»
Смотрите, сколько решимости и смелости у этих защитников!
Ребята, сейчас мы с вами пропоём распевку «Тра – та – та: стучит пулемётчик». Звучание этой распевки тоже должно быть решительным, твёрдым. С хорошей дикцией.
Вокально – певческая работа.
Дети проговаривают распевку, потом поют её.
Ребята, мы с вами подготовились к пению, тем более, что сейчас прозвучит задорная песня «Катюша» композитора М. Блантера и поэта М. Исаковского, которая вам уже полюбилась. Мы начали разучивание этой песни. Сегодня мы вспомним о характере её исполнения. Послушайте задорный ритм.
Прохлопывание ритмических фигур.
Я знаю, что это любимая и известная песня большинства людей. Она задорная, бодрый характер этой песни настраивает людей на победу! Эта песня о девушке, которая ждёт бойца с фронта. Легкая мелодия быстро стала популярной. Через несколько лет этим ласковым именем «Катюша» стали называть миномёты времен Великой Отечественной войны, наводившие страх на врага.
Давайте попробуем её исполнить и станцевать казачок. Только помните, как мы должны начинать пение – правильной атакой звука. Дети становятся в хоровод и исполняют
2 куплета песни «Катюша»
Ребята, молодцы. Хорошо исполнили песню – она получилась задорная, и я поняла, что она вам нравится. Садитесь – отдохнём. А я хочу вам показать треугольное письмо. Так в войну люди заворачивали письма. Прошло столько лет, а этот треугольник – конвертик сохранил все переживания и теплые пожелания родным.
Давайте откроем и почитаем – ведь это письмо написано для нас, людей, которые живут сейчас.
Дорогие мои, родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи
Мои братья и сёстры родные,
Завтра снова в бой я иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу.
Стану недугов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.
Видите, как солдаты верили в Победу и делали все, чтобы её приблизить. Не осталось ни одной семьи, откуда бы ни уходил солдат на фронт.
И мой дедушка тоже воевал. Когда началась война, он пошёл добровольцем на фронт. Студент пединститута, он тоже верил в Победу. Мой дед погиб на фронте.
А его документы об учебе напоминают мне о нем.
Отец едва лишь помнил папу –
Тот на руках его держал,
Когда в июле, в сорок первом
Последний свой экзамен сдал.
Экзамен… Враг со страшной силой
Внезапно нас атаковал.
И Родина, как мать просила,
И дед достойно на защиту встал.
Вот такими словами мне хочется рассказать о своём дедушке. Ребята, и в ваших семьях тоже хранятся воспоминания о героях той войны. Расскажи нам, Кристина, где воевал твой дедушка.
Рассказ Кристины.
А сейчас мы (со С. В.) для вас исполним песню «Эх, дороги».
Исполнение взрослыми песни «Эх, дороги» муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина
Эта песня об идущем по фронтовой дороге солдате, о его друге, которого сразила вражеская пуля, и он остался лежать в траве у дороги. О матери, которая ждёт сына домой. Это песня – утрата. Песня о том, через что прошлось пройти нашему народу.
Впечатления детей
Бывают события, значение которых не уменьшается со временем, а, напротив, становится более значимым, становится бессмертным. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне. 9 мая мы будем отмечать День Победы, и весь день в эфире будут звучать любимые песни военных лет.
Сейчас прозвучит песня, которая стала Гимном Великой Победы, давайте споём ее вместе.
Звучит песня «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова
О чем говорится в песне? (о победе, о гордости и «радости со слезами на глазах»)
Это победная, торжественно-печальная песня.
А сейчас предлагаю вам небольшую викторину.
Викторина.
Что значит «атака звука», «дикция»?
Какая песня была посвящена русской девушке? («Катюша»)
Чем отличаются песни «Катюша» и «Эх, дороги»? (характером, настроением)
Кто такой Герой Отечества?
Какая песня стала главной песней ВОВ, гимном советского народа в борьбе против фашистских захватчиков. («Священная война»)
Какой праздник отмечают «со слезами на глазах»? (День Победы)
Спасибо за внимание! Пойте и слушайте хорошую музыку и уважайте память своих дедов!
Звучит песня «День Победы», дети торжественно обходят зал и возвращаются в группу.

