Анастасия Парфенова
Общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение опыта зарубежных стран дает основания утверждать, что проблема интеллектуальных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста
является весьма актуальной. Это обусловлено последними достижениями медико-биологических наук, способствующих клинической дифференциации различных форм умственной отсталости у детей. Умственная отсталость - это состояние организма, при котором интеллект ребенка не достигает уровня развития, оптимально необходимого для данного возраста. Это вызывает нарушение развития личности ребенка и не позволяет
без специальной помощи достичь оптимально возможного уровня.
Публикация «Общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Проблема диагностики, воспитания, обучения, социализации детей
с нарушениями интеллектуального развития заслуживает внимания, так как все бильшe детей уже на первом году жизни имеет диагноз «умственная отсталость». Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие проценты. Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют о том, что рождаемость детей
с особыми потребностями в мире достигает 13%. Среди них 3% детей рождаются с недостатками интеллекта, а 10% - с другими физическими
и психическими недостатками развития.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что исследованием проблемы деятельности детей с нарушениями интеллекта привлекает внимание многих исследователей, а именно: В. И. Бондаря, Г. Н. Волковой, Л. С. Гордейчук,
С. А. Игнатьева, Г. И. Лалаевои, А. А. Правдиной, Т. В. Сак, В. М. Синева,
А. П. Хохлина и других ученых. Однако, не все аспекты данной темы достаточно изученными. Поэтому, выявление нарушений развития у детей и их коррекция на ранних этапах становления личности является важной задачей коррекционной педагогики.
Деятельность, как известно, является мощным фактором развития личности,
его сознания. Воспитание личности, в том числе и умственно отсталого ребенка, возможно только в единстве с деятельностью. Но наряду с этим для воспитания умственно отсталого ребенка деятельность имеет еще и то значение, которое, во-первых,
при недостатках речи и мышления помогает понять психику данного ребенка, а во-вторых, помогает корректировать недостатки познавательных процессов [1].
Вся деятельность умственно отсталого ребенка глубоко своеобразна. Это прежде всего проявляется в нарушении ее целенаправленного характера. Для умственно отсталого школьника характерна слабость ориентировки в задании, неумение его анализировать, планировать, предвидеть результат, обдуманно выбирать средства для выполнения задания. Он не уверен в своих силах и поэтому идет от трудностей, постоянно отклоняется от поставленной задачи, цели, подменяет
ее другой, похожей, но более легкой и доступной. Умственно отсталые дети некритично относятся к результатам своей деятельности. Ограничены познавательные возможности, недоразвитие мировоззрения и личности в целом приводят
к тому, что умственно отсталый ребенок больше склонен к близкому мотивации своей деятельности, нередко руководствуется не объективными данными задачи, а стремлением удовлетворить требование учителя, родителей и т. В связи с этим дети нередко выполняют задания интереса, формально производят те или иные действия под влиянием случайных ассоциаций и побуждений. Выработка общественно значимых мотивов деятельности особенно в младших и частично в средних классах вспомогательной школы достаточно затруднена [2, 60-63].
Основными видами деятельности умственно отсталых, как и нормальных детей,
есть игра, учение, труд [3, 50-57].
Известно, что основным видом деятельности детей младшего
школьного возраста является учебная деятельность. Ведущая роль в усвоении отдельных
понятий, процессов, явлений, в формировании умений и навыков принадлежит уровню
развития психических процессов, таких как, восприятия, мышления, внимание
и память. Будущим педагогам при обучении детей с особыми потребностями
необходимо учитывать, что эффективность усвоения учебного материала
зависит в первую очередь от мотивационной учебной деятельности учащихся. различные
аспекты этого вопроса в специальной педагогике исследовались
Н. Ф. Добрыниным, С. И. Костюком, Н. И. Лускановою, В. Г. Петровой,
Б. М. Пинским и другими. Обзор литературных источников свидетельствуют о том,
что мотивы деятельности детей с интеллектуальными нарушениями объединяются только с конкретной ситуацией, которая направлена на осуществление отдельных действий,
и не способствуют достижению общей цели. Доминирующим учебным мотивом таких детей является мотивация избегания наказания. Дети пытаются избежать получения низких оценок и соответствующей реакции на них со стороны родителей
и одноклассников. Такой мотив создает в целом негативный эмоциональный фон учебной деятельности. В отдельных учеников достаточно часто выражена мотивация достижения успеха. Поэтому, они стараются избежать оценочной ситуации,
но в то же время хотят добиться успеха. Учебный процесс в таких случаях следует проводить в медленном темпе, избегать психических перегрузок
и большого количества абстрактного материала. Учебный материал должен быть доступным, интересным и эмоционально насыщенным. По данным В. И. Ковалева
и А. Р. Лурия основным мотивом, который поддерживает положительное отношение
к обучению, является учебный интерес. У детей с интеллектуальными нарушениями такой интерес проявляется только при изучении отдельных предметов. Поэтому,
при обучении детей с особыми потребностями следует избегать сложных задач. Такие ученики могут выполнять простые однотипные задачи (выписка слов, букв, переписывание текста и т. д.). При проведении прогулок, экскурсий детям целесообразно предлагать собрать листья, плоды растений различной формы и размеров, чтобы впоследствии использовать их на занятиях по труду для изготовления простых аппликаций.
Таким образом, учение является мощным средством коррекции основного дефекта умственно отсталого школьника - недоразвитие познавательной деятельности, мощный фактор развития его личности в целом.
Следующий вид деятельности - игра. Игрушка не всегда побуждает умственно отсталого ребенка к деятельности. Она недостаточно активно включается в игру,
не может создать самостоятельного игрового замысла, цельную воображаемую игровую ситуацию, а обычно только манипулирует игрушками, пробуя разные их использования
в различных сочетаниях. Игра умственно отсталого ребенка однообразна. Основное место в ней занимают побочные ассоциации. Ее игра носит неорганизованный, хаотический характер. В ней трудно уловить логику, смысл и сюжет. Часто она представляет собой стереотипное действие с игрушкой или такое же стереотипное воспроизведение знакомой ребенку жизненной ситуации. При этом большое значение имеет склонность умственно отсталого школьника к подражанию, к имитации. Умственно отсталые дети слабо включаются в коллективную игровую деятельность. Они не понимают общего замысла, правил игры и распределения ролей, не проявляют нужной изобретательности, смекалки, ловкости.
Если коснуться трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта, то можно сказать, что труд содержит значительные коррекционные возможности. Цели и задачи трудовой деятельности, ее содержание и свойства благодаря своей конкретности
и доступности чувственного восприятия помогают ученикам выработать умение соотносить свои действия с целью труду, выбирать наиболее рациональные приемы для выполнения поставленной задачи. Изготовление общественно полезных вещей и выполнения общественно значимых трудовых заданий повышают интерес
к работе, которая выполнена, формируют более широкие, социально значимые мотивы трудовой деятельности.
Задачи, требующие решения умственных задач, повышают интерес
к обучению, положительно влияют на интеллектуальное развитие детей.
В процессе выполнения трудового задания школьники практически усваивают приемы анализа и синтеза. Трудовая деятельность помогает ученику овладеть приемами сравнения, навыками планирования и соблюдения последовательности действия. У ребенка появляется правильная оценка качества и результатов своей деятельности [4, 81-91].
Следовательно, при обучении детей с нарушениями интеллектуального развития необходимо развивать в них положительную учебную мотивацию, желание учиться, веру в собственные силы, обогащать знания детей об окружающей среде
и взаимосвязи между предметами и явлениями, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. При проведении коррекционной работы необходимо избегать психических перегрузок, не ограничивать время для выполнения задач
и предупреждать появление усталости.
литература:
1. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике / А. Н. Граборов - М., 1961.
2. Илюшенко А. С. Обучение умственно отсталых детей / А. С. Илюшенко
И. А. Астафьев // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - № 12. -
С. 60-63.
3. Синьов В. М. Коррекционная психопедагогики. Олигофреноледагогика: Учебник. - Часть 2. Обучение и воспитание детей. - М. : Изд-во НПУ имени
М. П. Драгоманова, 2009. - 224 с
4. Хохлина А. П. Психические проявления умственной сферы у школьников с разными интеллектуальными возможностями в процессе трудовой деятельности /
А. П. Хохлина // Педагогика и психология Научно-теоретический и информационный журнал АПН Украины. 2004. - N1. - С. 81-91