Папки-передвижки

Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка в обществе

Екатерина Валерьевна Грачева
Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка в обществе
▼ Скачать + Заказать документы

Формирования навыков самообслуживания начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Развитие культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта осуществляется с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания, и направлено на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Когда ребенок, овладел навыками самообслуживания, он становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.

Публикация «Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка в обществе» размещена в разделах

Ребёнок с нарушением интеллекта поступил к нам в группу в мае 2015г. Навыками самообслуживания не обладал. Перед нами встала острая проблема как же организовать образовательный процесс по обучению навыкам самообслуживания ребёнка с особыми образовательными потребностями. В первый год обучения коррекционно-воспитательную работу решили построить следующим образом:

1. Формирование навыка приема пищи (умение различать предметы, необходимые для приема пищи, умение действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать еду).

2. Формирование гигиенических навыков (умение различать части тела, знать предметы личной гигиены и их местоположение; проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться своим полотенцем).

3. Формирование навыка опрятности (во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой, при раздевании – научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик; в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, в игровой комнате убирать на место игры и игрушки)

4. Формирование навыка одевания и раздевания (умение различать предметы одежды и обуви; учить одеваться и обуваться при участии взрослого, складывать и вешать снятую одежду и обувь в свои шкафчик).

В работе с ребёнком с нарушением интеллекта мы учитываем инертность психических процессов, ребёнок очень медленно воспринимает информацию взрослого. В связи с этим формирование навыков самообслуживания проводиться в медленном темпе, с большим количеством повторов и одних и тех же действий. Мы стали работать по принципу «рука в руку», стараемся использовать все анализаторы для того, чтобы ребёнок мог быстрее усвоить тот или иной навык, максимально привлекаем внимание к происходящему действию, а также физически осуществляем вместе с ребёнком данную операцию.

Обучение навыкам самообслуживания происходит в естественных условиях, данная процедура должна быть значима и интересна для ребёнка с особыми потребностями. Мы организуем такую обстановку, чтобы он скорее научился делать определённые вещи и вести себя определённым образом. Приведём пример, как мы учили ребёнка мыть руки. В ванной комнате во время мытья рук перед едой знакомим ребёнка с мылом. Обращаем внимание, что мыло приятно пахнет и делает руки чистыми, используя при этом стихи, потешки, поговорки. Далее просим взять мыло в руки. Если указаний недостаточно демонстрируем на себе. Во время проведения процедуры нужно всегда давать словесную подсказку, а также оказывать физическую помощь, т. е. сначала нужно вместе выполнить процедуру, затем держать ребёнка за запястье, потом за локоть. Важно помнить, что все используемые материалы были максимально удобными для ребёнка, чтобы в случае неудобства ребёнок не отказался выполнять упражнение (кусок мыла должен быть небольшим, вода не холодная и не горячая). После выполнения задания обязательно нужно похвалить ребёнка, очень важен физический контакт.

При работе с ребёнком у нас возникали проблемы, он часто не хотел выполнять новые поручения. Мы заранее программировали успех, на основе приобретённых ранее навыков демонстрировали новые, которые он впоследствии с удовольствием выполнял. Важно помнить, что овладение ребёнка с нарушение интеллекта навыков самообслуживания процесс долгий, требующий много терпения и времени. Без специальной помощи ребёнок с особыми потребностями этими умениями не овладеет.

Основной задачей обучения навыкам самообслуживания является подготовка такого ребёнка к жизни, формирование максимального уровня его самостоятельности. Особое внимание мы обращаем на: самостоятельность в элементарных хозяйственно - бытовых делах, посильной помощи в уборке, умение ориентироваться в окружающей действительности.

Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость ребёнка от окружающих, укрепляет его уверенность в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно-практических навыков особо значимо для нас.

Мы будем также продолжать работу по формированию навыков самообслуживания, постепенно усложняя её, плавно переходя от простых к более сложным упражнениям. Нам предстоит долгий и сложный процесс развития навыков самообслуживания у ребёнка с нарушением интеллекта, но мы думаем, что результаты нашей работы помогут ребёнку успешно социализироваться в обществе.

Список литературы

1. БаряеваЛ. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной

2. детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). – М. : Логос, 2000. недостаточностью. – Спб. : Союз, 2001. – 320 с.

3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для – 96 с.

4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - 4. - С. 19-25.

5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение, 2005. – 272 с.

6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М. : .

7. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2000. – №1. – С. 24-26.

8. Лапошина Э. В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения // Дефектология. - 1991. - 6.- С. 72-77.

Публикации по теме:

Развитие навыков эффективной коммуникации как фактор профессиональной компетентности педагога ДОУ Семинар-практикум педагога-психолога Малыхиной Ольги Валерьевны МБДОУ №70 г Курск Тема «Развитие навыков эффективной коммуникации как фактор.

Нетрадиционные формы проведения занятий как фактор успешной социализации воспитанников школы-интерната для детей с ОВЗ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат для обучающихся,.

Формирование у обучающихся основных коммуникативных умений как основной фактор их успешной социализации Развитие навыков коммуникации является важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности. Для более.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

Консультация для педагогов «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)» Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования.

Консультация для родителей «Значение навыков общения для социализации ребенка в обществе» Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Опыт работы.

Методические рекомендации «Коррекция двигательных навыков у детей с нарушением интеллекта» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Тема: КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-5 лет) С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Построение интегративной модели успешной социализации детей с ОВЗ на основе социально-педагогического партнерства Особенности комплексного изучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом Лариса Николаевна Чеботарева Муниципальное бюджетное.

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Тип проекта: Познавательный Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители. Актуальность.

Развитие речи, как важный фактор в процессе социализации дошкольника С первых дней своей жизни ребенок окружен вниманием других людей. Самый первый опыт общения человек приобретает задолго до того как научится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка в обществе
Опубликовано: 22 октября 2016 в 14:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка в обществе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Валерьевна Грачева (УИ 585008) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД