Екатерина Валерьевна Грачева
Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка в обществе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирования навыков самообслуживания начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Развитие культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта осуществляется с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания, и направлено на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Когда ребенок, овладел навыками самообслуживания, он становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.
Публикация «Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка в обществе» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ребёнок с нарушением интеллекта поступил к нам в группу в мае 2015г. Навыками самообслуживания не обладал. Перед нами встала острая проблема как же организовать образовательный процесс по обучению навыкам самообслуживания ребёнка с особыми образовательными потребностями. В первый год обучения коррекционно-воспитательную работу решили построить следующим образом:
1. Формирование навыка приема пищи (умение различать предметы, необходимые для приема пищи, умение действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать еду).
2. Формирование гигиенических навыков (умение различать части тела, знать предметы личной гигиены и их местоположение; проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться своим полотенцем).
3. Формирование навыка опрятности (во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой, при раздевании – научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик; в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, в игровой комнате убирать на место игры и игрушки)
4. Формирование навыка одевания и раздевания (умение различать предметы одежды и обуви; учить одеваться и обуваться при участии взрослого, складывать и вешать снятую одежду и обувь в свои шкафчик).
В работе с ребёнком с нарушением интеллекта мы учитываем инертность психических процессов, ребёнок очень медленно воспринимает информацию взрослого. В связи с этим формирование навыков самообслуживания проводиться в медленном темпе, с большим количеством повторов и одних и тех же действий. Мы стали работать по принципу «рука в руку», стараемся использовать все анализаторы для того, чтобы ребёнок мог быстрее усвоить тот или иной навык, максимально привлекаем внимание к происходящему действию, а также физически осуществляем вместе с ребёнком данную операцию.
Обучение навыкам самообслуживания происходит в естественных условиях, данная процедура должна быть значима и интересна для ребёнка с особыми потребностями. Мы организуем такую обстановку, чтобы он скорее научился делать определённые вещи и вести себя определённым образом. Приведём пример, как мы учили ребёнка мыть руки. В ванной комнате во время мытья рук перед едой знакомим ребёнка с мылом. Обращаем внимание, что мыло приятно пахнет и делает руки чистыми, используя при этом стихи, потешки, поговорки. Далее просим взять мыло в руки. Если указаний недостаточно демонстрируем на себе. Во время проведения процедуры нужно всегда давать словесную подсказку, а также оказывать физическую помощь, т. е. сначала нужно вместе выполнить процедуру, затем держать ребёнка за запястье, потом за локоть. Важно помнить, что все используемые материалы были максимально удобными для ребёнка, чтобы в случае неудобства ребёнок не отказался выполнять упражнение (кусок мыла должен быть небольшим, вода не холодная и не горячая). После выполнения задания обязательно нужно похвалить ребёнка, очень важен физический контакт.
При работе с ребёнком у нас возникали проблемы, он часто не хотел выполнять новые поручения. Мы заранее программировали успех, на основе приобретённых ранее навыков демонстрировали новые, которые он впоследствии с удовольствием выполнял. Важно помнить, что овладение ребёнка с нарушение интеллекта навыков самообслуживания процесс долгий, требующий много терпения и времени. Без специальной помощи ребёнок с особыми потребностями этими умениями не овладеет.
Основной задачей обучения навыкам самообслуживания является подготовка такого ребёнка к жизни, формирование максимального уровня его самостоятельности. Особое внимание мы обращаем на: самостоятельность в элементарных хозяйственно - бытовых делах, посильной помощи в уборке, умение ориентироваться в окружающей действительности.
Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость ребёнка от окружающих, укрепляет его уверенность в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно-практических навыков особо значимо для нас.
Мы будем также продолжать работу по формированию навыков самообслуживания, постепенно усложняя её, плавно переходя от простых к более сложным упражнениям. Нам предстоит долгий и сложный процесс развития навыков самообслуживания у ребёнка с нарушением интеллекта, но мы думаем, что результаты нашей работы помогут ребёнку успешно социализироваться в обществе.
Список литературы
1. БаряеваЛ. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной
2. детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). – М. : Логос, 2000. недостаточностью. – Спб. : Союз, 2001. – 320 с.
3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для – 96 с.
4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - 4. - С. 19-25.
5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение, 2005. – 272 с.
6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М. : .
7. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2000. – №1. – С. 24-26.
8. Лапошина Э. В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения // Дефектология. - 1991. - 6.- С. 72-77.