Нина Пушнова
Образовательный проект «Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей систему жизненно важных ценностей на основе многовековых традиций России.
Задачи:
1. Знакомить детей с истоками русских традиций, способствовать их возрождению;
2. Воспитывать любовь и уважение к родине, чувство патриотизма, гордости за русский народ;
3. Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
4. Развивать умения и навыки делового, познавательного и личностного общения со сверстниками;
5. Создать условия для успешной адаптации ребёнка к школе.
Проблема:
Публикация «Образовательный проект „Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью“» размещена в разделах
Становится приоритетным духовное возрождение общества, в связи, с чем важнейшей задачей является гармоничное развитие и воспитание Граждан России, способных сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Участники:
Дети подготовительной группы в количестве 20 человек.
Воспитатель: Пушнова Н. М.
Родители
Сроки:
Сентябрь 2008 год – май 2009 год (1 учебный год).
1 этап. Подготовительный.
1. Прошла обучение на курсах в Вологодском институте повышения квалификации по программе «Истоки» ( авторы: профессор А. В. Камкин и профессор И. А. Кузьмин).
2. Познакомила родителей с целями и задачами данного проекта на предстоящий год. Родители проявили интерес и желание сотрудничать.
3. Вместе с родителями приобрели для каждого ребё нка серию книг: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Мастера и рукодельницы» и «Семейные традиции», главная задача которых – приобщить взрослого и ребёнка к истокам русских традиций. Эта литература позволяет воспитателю, родителю и ребёнку вернуться к педагогическим традициям России, базовым основанием которых всегда была любовь к людям.
Центральное место в каждой книге занимает сказка и её анализ. Сказка ценна тем, что она помещена в полном объёме, в первоначальном контексте, является копилкой мудрости. Мудрое человечество в сказках зашифровало важнейшие общечеловеческие знания (отношения между людьми, жизненные ценности, жизненные уроки, народные традиции). Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», «Морозко» помогают детям постигать вечные истины, духовные ценности своего народа.
4. Подобрала для чтения лучшие литературные произведения русских поэтов и писателей: рассказы К. Д. Ушинского «Ветер и Солнце», «Как рубашка в поле выросла», притча «Старик и яблоня», сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», сказы П. П. Бажова «Каменный цветок», «Живинка в деле».
Все произведения, предлагаемые для чтения и обсуждения, проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности: любовь и добро, веру в справедливость, труд и счастье, заботу о ближнем и надежду на лучшее.
5. Оборудовали музей русская избы совместными усилиями сотрудников и родителей. Экспонатами музея являются предметы быта наших предков, изделия народно-прикладного искусства.
2 этап. Реализация проекта :
1. Разработала конспекты занятий по темам:
СКАЗОЧНОЕ СЛОВО. Чему учат сказки? Терпение. Согласие. Послушание. Уважение к старшим. Трудолюбие.
НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО. Доброе пожелание. Как слово радует, утешает, вселяет надежду. Родительское благословение.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. Опыт старших поколений. Добрый человек в доброте проживёт век.
ТРАДИЦИИ ОБРАЗА. Защитники земли русской. Былинные богатыри. Верность и вера. Любовь. Милосердие. Смирение.
ТРАДИЦИИ ДЕЛА. Мастера и рукодельницы. Золотые руки. Добрая молва. Старание и терпение рождают умение.
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Семейные традиции. Связь поколений. Семейный праздник. Радушие и гостеприимство. Книга – праздник души.
2. Проведение занятий с детьми и родителями 1 раз в месяц.
Дети в активной форме знакомились с социокультурными традициями русского народа. Очерёдность высказываний в круге, сопереживание, интерес к вкладу во взаимодействии в ходе работы в паре и микрогруппе способствуют увеличению числа личностных контактов у детей и развитию мотивации к общению.
3. Работа с книгами дома (родители и дети). Для более глубокого осмысления традиционных ценностей родного народа в книгах помещены активные занятия для проведения в кругу семьи или в детском саду.
Например: «Традиции нашей семьи», «Русские узоры», «Кем я хочу стать» - ребёнок вместе с родителями оформляет страницу альбома «Мои Истоки» и сохраняет её в своём семейном архиве.
4. Организация игровой деятельности:
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие», «Школа», «Детский сад», «Больница», «Магазин», «Библиотека», «В гостях у бабушки»;
Игры-драматизации «Путешествие по сказкам»;
Игры – конструирование: «Мы – архитекторы», «Мастерские Самоделкина»;
Подвижные игры: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»;
Хороводные игры: «Где был, Иванушка?», «Во поле берёза стояла»;
Русские народные игры: «Горелки», «Золотые ворота», «Жмурки».
5. Знакомство с малыми формами фольклора и использование их в быту: потешки, прибаутки, частушки, приметы, пословицы, поговорки:
- «Жизнь дана на добрые дела»
- «Доброе слово сказать – посошок в руку дать»
- «Старание и терпение рождают умение»
- «Жить – Родине служить»
6. Посещение музея русской избы: экскурсии, выставки, изготовление поделок, посиделки, чаепития.
7. Проведение праздников и развлечений: «Пришла коляда», «Масленица», «Пасхальные узоры», «Праздник русской берёзки», «До свиданья, детский сад. Здравствуй, школа!», «День рождения детского сада».
3 этап. Заключительный.
Презентация проекта была подготовлена и проведена в виде открытого занятия «Мастера и рукодельницы» на методическом объединении для воспитателей подготовительных групп г. Апатиты в феврале 2008 года.
Дети показали знания о народных ремёслах (в том числе декоративных росписях) и мастерах, желание подражать их старанию и терпению, проявили умение рассуждать на тему: «Кем я хочу стать и почему?», продемонстрировали коммуникативные умения и навыки: умение договариваться, работать в паре, в микрогруппе, в общем круге.
В результате реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
1. У детей появился интерес к истории Руси, уважение к предкам, чувство патриотизма, любви к Родине; все это способствует развитию исторической памяти;
2. В сообществе «взрослые-дети» создана доверительная атмосфера; у детей развиты коммуникативные умения (умение слушать друг друга, договариваться, приходить к согласию);
3. У детей зародился интерес к будущей взрослой жизни, выбору профессии;
4. Созданы предпосылки для успешной адаптации ребёнка в школе;
5. Дети узнали много нового о народной культуре, о народных праздниках. Используют в самостоятельной деятельности народные приметы, загадки, небылицы, потешки и другие формы фольклора. Свободно пользуются приёмами рисования в стиле народных росписей (дымка, городец, гжель, играют в народные игры «У дядюшки Трифона», «Горелки» и другие. Танец «Богатыри» в исполнении мальчиков нашей группы на традиционном городском фестивале детского творчества «Овация – 2008» получил высокую оценку жюри и был удостоен почётной грамоты главы города Апатиты.
6. В этом году мои выпускники заканчивают первый класс. По отзывам учителей и родителей, все дети хорошо учатся, легко прошли адаптацию к школе, коммуникабельны, любознательны, общительны, проявляют к окружающим милосердие, уважение, сопереживание, умеют радоваться своим и чужим успехам.
Перспектива.
Данная тема меня заинтересовала и вдохновила. Я решила, что буду продолжать работать с детьми в этом направлении, приобщая их к многообразию старинных русских традиций, каждая из которых сближает людей, укрепляет связь поколений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Истоковедение том № 5 Издательский дом «Истоки» 2005 г. ;
2. Серия книг для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И. А. Кузьмина:
«Сказочное слово»;
«Напутственное слово»;
«Светлый образ»;
«Мастера и рукодельницы»;
«Семейные традиции».