Ирина Созонова
Проект «Милый сердцу город Сызрань, моя маленькая Русь»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Милый сердцу город Сызрань, моя маленькая Русь».
-Малая родина-
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая родина малая моя!
1. Введение.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДО.
Публикация «Проект „Милый сердцу город Сызрань, моя маленькая Русь“» размещена в разделах
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
2. Проблема.
При проведении занятий по знакомству детей с родным городом, в результате обследования уровня знаний детей, заинтересованности и знаний родителей по данной теме, состояния предметно-развивающей среды я выявила ряд проблем:
• У детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер;
• Дети не понимают значение слова «достопримечательность» и, соответственно, не могут назвать интересные знаменательные и исторические места города Сызрань;
• Дети не знают знаменитых людей города, и чем они прославились;
Также наблюдается недостаточность программно-методического и дидактического обеспечения:
• Мало познавательной детской литературы для дошкольников о городе Сызрани;
• Не достаточно методических разработок, которые можно было бы использовать при знакомстве детей с городом Сызрани.
По итогам анкетирования родителей видно, что родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, данная проблема считается актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
3. Тип проекта :
Информационный.
4. Цель проекта :
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
5. Задачи проекта :
• приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины;
• познакомить с историей заселения родного края;
• формировать интерес к устному народному творчеству;
• воспитывать чувство гордости за свой родной край, посредством материалов по краеведению;
• научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало;
• способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формированию у дошкольников желания, в дальнейшем, самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
6. Сроки реализации проекта :
Долгосрочный.
Октябрь 2014года – август 2014 года.
7. Участники проекта :
Дети, родители воспитанников, воспитатель группы.
6. Ожидаемый результат:
• расширение знаний об интересных местах родного города;
• развитие творческих способностей, интеллектуальных способностей и речевой культуры;
• воспитание интереса и любви к исторической и современной частей города.
Для родителей:
• укрепление взаимоотношений между родителями и детьми;
• расширение знаний об интересных местах любимого города;
• активное участие в мероприятиях группы;
• самореализация.
7. Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• изучение методической литературы;
• составление перспективного плана;
• составление совместной работы Краеведческого музея г. о. Сызрань с СП ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрань;
• создание развивающей среды;
• подбор игр и оборудования;
• создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности.
Основной этап:
1. Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с
интересными видами города. Рассматривание карты Самарской области.
2. Речевая и познавательная деятельность:
Беседы с детьми:
• «Какой наш город?».
• «Какая главная достопримечательность нашего города?».
• «Улицы нашего города».
• «Памятники города Сызрани».
• «Великие люди нашего города».
• «Символы нашего города» (герб, флаг)
• «Когда и кем были построены старинные дома нашего города?»
• «Что значит быть гражданином. Права и обязанности гражданина России».
Решение проблемных ситуаций:
• «Как очистить город от мусора».
• «Почему погибает лес в юго- западном районе?».
• «Какие реки протекают через город Сызрань?».
Занятия:
• «Город нашей мечты, Сызрань – это ты!»;
• «Историческое прошлое города Сызрань»;
• «Быт народов нашего края»;
• «Достопримечательности города Сызрани»;
• «Русская народная праздничная одежда»;
• «Народные праздники»;
• «Народные игры»;
• «Творчество писателей и поэтов города Сызрань»;
• «Сызранские живописцы»;
• «Душа малой родины. Легенда о подземном ходе»;
• «Сызрань – сегодня»;
• «Волга – матушка – краса!»;
• «Краеведческий музей»;
• Итоговое занятие «Экскурсия по городу Сызрань».
Проведение экскурсий и целевых прогулок:
• по улицам города;
• семейные экскурсии в Краеведческий музей;
• посещение библиотеки на тематически выставки;
• экскурсия к памятнику маршала Г. К. Жукову;
• экскурсия в Урочище «Монастырская гора» в разные времена года;
• семейные экскурсии – любимые места города.
3. Художественная литература:
• чтение познавательных рассказов о родном городе;
• заучивание наизусть стихотворений о Сызрани;
• придумывание познавательных сказок о достопримечательностях;
• составление рассказов «Где я люблю отдыхать в нашем городе», «Мои любимые места», «Мой дом», «За что я люблю свой город».
4. Музыкальная деятельность:
• прослушивание песен о городе Сызрань, о реке Волга;
• разучивание песни «Есть на волге реке, городок небольшой…»;
• прослушивание гимна города Сызрань;
• проведение осеннего утренника.
5. Совместная деятельность:
• создание панно «Город прошлого»;
• создание уголка «Мой любимый город»;
• макет «Города»;
• фотоширмы: «Памятники города», «Прошлое и настоящее»;
• выставки рисунков («Мой город вечером», «Улицы нашего города»);
• видеозапись «Город древний, город славный!»;
• фотоальбом «Экскурсии по памятным местам»;
• «Книга» созданная детьми «Мой город»;
• карта города Сызрань;
• создание альбома «Есть на Волге город Сызрань - это Родина моя»;
• развлечение: «Город мой» (отгадывание загадок, чтение стихотворений о городе).
• Создание презентации «Достопримечательности города Сызрани».
6. Работа с родителями: Викторина на тему: «Моя маленькая Русь».
6. Игры.
Дидактические игры:
• «Узнай, где я нахожусь»;
• «Знатоки родного города»;
• «Собери картинку» (виды города);
• «Почему город всегда красивый?»;
• «Узнай и назови»;
• «Выбери герб»;
• «Разложи правильно».
Сюжетно – ролевые игры:
• «Путешествие по городу»,
• «Магазин»,
• «Парикмахерская».
Подвижные игры:
• «Золотые ворота»;
• «Плетень»;
• «Ляпта»;
• «Заря» и др.
7. Продуктивная деятельность детей.
• Рисование: «Мой родной город», «Достопримечательности города», «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад», «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?», «Что мы видели в музее?».
• Конструирование: «Здания в городе», плоскостное конструирование из цветных камней «Кремль», «Герб Сызрани».
• Аппликация: «Вечерний город», «Памятники города».
• Лепка из соленного теста: «Кремль»; пластилинография «Герб города», «Милые сердцу места».
Заключительный этап.
Презентация на тему: «Милый сердцу город Сызрань, моя маленькая Русь!».