Ольга Грачева
Конспект НОД «Святая Русь — великая Русь»
▼ Скачать
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31
«Аленький цветочек»
СВЯТАЯ РУСЬ – ВЕЛИКАЯ РУСЬ
(Конспект НОД, ОО «Познавательное развитие», подготовительная группа (6-7 лет)
Грачева Ольга Федоровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного
вида №31 «Аленький цветочек»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с историей происхождения восточных славян.
2. Дать понятие о целостности духовного и культурного пространства России.
3. Прививать чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, интерес к истории России.
Публикация «Конспект НОД „Святая Русь — великая Русь“» размещена в разделах
4. Познакомить детей с житием Святого князя Владимира, с крещением Руси.
5. Воспитывать уважение к своей вере.
6. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, единению славянских народов.
7. Формирование духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Материал и оборудование: экран, проектор, ноутбук, магнитофон, колокольчик, вырезанные из бумаги детские ладошки и «солнышко», белая ткань, клей, вырезанные из цветной ткани цветы, салфетки, диск с мультфильмом «Князь Владимир».
Ход мероприятия:
В группе, украшенной в народном стиле (мини-изба, стоит стол, печь, лавки. Воспитатель в русском сарафане.
Воспитатель:
Здравствуйте, мои друзья,
Приглашаю в гости я.
(Дети проходят в мини-избу).
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Огромная, великая, могучая наша страна. Много разных народов в ней живет.
Воспитатель: А как называлась наша страна в древности?
Дети: Русь.
Воспитатель: А вы хотите узнать историю нашей страны, побывать в Древней Руси, узнать, как жили люди в старину?
Дети: Да!
Воспитатель: Садитесь на лавки, да слушайте:
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну
Чтобы все вы знать могли
О делах родной земли!
Воспитатель: Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена еще не было ни городов, ни домов в которых мы живем, а были небольшие деревянные домики, которые строили люди по берегам рек Днепр и Дунай.
Наши предки – восточные славяне – русские, украинцы, белорусы. Жили славяне дружно, не ссорились за землю, которой и так было много. Однако постоянно приходилось нашим предкам отбиваться от разных варваров. Угроза вторжения неприятеля помогала славянам стремиться к объединению, взаимопомощи. Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, отсутствие лукавства.
А еще славяне были очень гостеприимными. Когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо угощали. Повсеместно одинаковым почетом и уважением пользовался хлеб. Без него не обходилась ни одна трапеза. До сих пор осталась традиция встречать гостей хлебом и солью.
Воспитатель: Вспомните пословицы и поговорки о гостеприимстве.
Дети:
- Гостю почет – хозяину честь;
- Гостю щей не жалей, а погуще налей;
- Гостю первое место и красная ложка;
- Доброму гостю хозяин всегда рад;
- Чем богаты, тем и рады;
- Хоть небогат, гостям рад;
- Изба красна углами, а обед пирогами.
Воспитатель: У славянских народов много было общего и в традициях, и в культуре и в искусстве. Разговаривали они на восточнославянском языке. Поэтому сейчас, когда говорят русские, украинцы и белорусы, их речь так легко узнаваема. Послушайте стихотворение на белорусском языке.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения белорусского автора (Якуб Колас) :
Люблю я прыволле
Шырокіх палёў,
Зялёнае мора
Ржаных каласоў.
Воспитатель: О чем это стихотворение?
(Ответы детей)
Воспитатель: Послушайте украинскую народную песню «Рушник».
(Дети слушают в записи украинскую народную песню «Рушник»).
Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта песня?
(Ответы детей)
Воспитатель: Восточные славяне любили трудиться. Я вам предлагаю тоже сделать красивый рушник.
(Дети делают аппликацию из ткани)
Воспитатель: В старину любили люди и поиграть.
Давайте то же поиграем с вами в старинную народную игру «Звонари».
А играли на Руси в неё так:
Выбирались двое ребят, один с колокольчиком – «звонарь», другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на середину круга. «Жмурке» завязывали глаза. «Звонарь» приговаривая: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!» - увертывался от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить поясом.
(Дети играют в игру «Звонари»).
Воспитатель: Привольно жилось славянам: земля плодородная, края теплые. В те далекие времена и стали строиться города, во главе был князь, а при нем дружина. Много княжеств было в Древней Руси. Столицей Руси стал город Киев. В те далекие времена правил Киевом князь Владимир.
Воспитатель: Много преданий сложено о князе Владимире. В историю Руси вошел он под ласковым названием «Красное солнышко». Как вы думаете, почему?
Дети: Его сравнивают с солнышком, которое несет нам тепло, значит, он был добрым, любил свой народ.
Воспитатель: Правильно. Князь Владимир был добрым, заботливым, он помогал бедным. Давайте и мы передадим частичку своей доброты.
Дети выкладывают на столе лучики (вырезанные из бумаги детские ладошки) солнышку и говорят слова: доброта, забота, милосердие, любовь, взаимоуважение и т. д.
Воспитатель: Многие из вас носят крестики. Что он означает, для чего вы его носите?
Дети: Крестик – символ православной веры. Он помогает нам переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей.
Воспитатель: Крест – самый известный знак в истории человечества. Еще с глубокой древности с ним были связаны разные обряды, мифы, легенды, суеверия, ритуалы. Почитание креста на Руси было велико, он входил составной часть в орнаменты, чеканился на монетах, им украшали жилища и Храмы. Ходить на Руси без нательного шейного креста считалось большим грехом. А вы знаете, что именно князь Владимир принял Православную веру и крестил Русь? Послушайте, как это было:
В те давние времена славяне поклонялись идолам языческим, приносили им жертвы, бывало, что и человеческие.
А между тем давно пришла на Русь Благая весть – родился сын Божий и искупил грехи человеческие своими страданиями. Ученики же сына Божьего разошлись по всей земле и крестили людей во имя Отца, Сына и Святого духа. Был язычником и князь Владимир. Был он необузданным, строгим, а порой и жестоким. Проводил он все время в войнах и набегах, объединяя земли русские.
После удачного похода решил князь отблагодарить Богов и принести жертву. Жребий пал на мальчика из православной семьи. Не отдал отец сына толпе, и кинулись люди рубить дом, сени обвалились и придавили отца и сына. Узнав об этом, не находил себе покою князь Владимир. Стал задумываться он о правоте языческой веры. Отправил князь послов в разные страны, посмотреть службу в Храмах. «Истинная вера – православная!» - заключили послы.
И решил князь принять христианскую веру, для этого он принял обряд крещения в древнем городе Корсуне.
А когда вернулся в Киев, повелел князь всем жителям креститься в Днепре.
Был светлый год, был год святой!
В волнах Днепра Владимир-князь
Крестил славян Руси младой,
Фальшивых идолов долой
Прадеды сбросили сердясь!
И на Руси Христовой свет
Зажгли тогда на сотни лет!
Воспитатель: Приняв крещение, Владимир переменился, просветлел лицом, смягчился нравом, обуздал былую вспыльчивость. Много заботился князь о бедных. По воскресеньям и праздникам он созывал их на трапезу в Киев на свой княжеский двор, угощал их, давал деньги. Проявлял заботу и о стариках. Владимир устраивал обоз, который развозил им еду по городу. Еще больше заботился Владимир об объединении всей восточных славян в единый русский народ. Князь воздвигает возле Киева большой Храм.
На его освещении он созывает множество людей. Собравшись все вместе, люди ближе знакомятся друг с другом, узнают о нуждах и задачах всего русского государства и начинают убеждаться в том, что вся Русская земля – земля одного народа, имеющего одну веру и говорящего на одном языке. И только объединившись, все вместе станем мы великим и могучим государством. Наша Святая Русь – великая Русь!
Воспитатель: Долгие годы правил князь Владимир землей Русской. После смерти православная церковь объявила князя Владимира святым, равноапостольным.
В городе Киеве на Владимирской горке стоит памятник князю Владимиру.
В городе Белгороде на Харьковской горе тоже был открыт памятник князю Владимиру. Его условно считают основателем города Белгорода. Это один из самых больших памятников в нашей стране.
На пятнадцати метровом постаменте мы видим фигуру крестителя Руси. В правой руке князь Владимир держит крест, благословляя белгородцев на добрые и хорошие дела, а левая рука князя опирается на щит. Он готов к защите жителей белгородской земли от врагов. И в настоящее время и через много лет, люди, приходя к этому памятнику. Будут помнить, что князь Владимир – креститель и «святой заступник Руси».
Много сделал князь Владимир для объединения восточных славян. Прошли века. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки - близкие, история – общая – значит, и жить им надо в единстве и согласии. Недаром говорят: «Народное братство дороже всякого богатства».
Воспитатель:
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Воспитатель: На память о нашей беседе, я хочу подарить вам мультфильм «Князь Владимир». Вы можете еще раз посмотреть о Древней Руси, о князе Владимире.
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, что вам больше понравилось, запомнилось.
Дети: Мы узнали много нового о Древней Руси, о славянских народах, о князе Владимире и о крещении Руси. Нам понравилось играть в народную игру, делать рушник. А еще мы с удовольствием посмотрит мультфильм «Князь Владимир».