Ольга Рыбакова
Образовательный проект «Гипс»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : исследовательский.
Цель проекта : исследовать физические свойства гипса.
Возраст проектантов : дети 6-7 лет.
Время работы над проектом : три встречи по 30 минут.
Предметно-содержательная область: монопроект (образовательная область «Познание»)
Характер координации проекта : непосредственный.
Материально-техническое оснащение проекта : мультимедийная установка, гипс, вода, ёмкости для гипса, силиконовые формы для льда.
Публикация «Образовательный проект „Гипс“» размещена в разделах
Учебно-методическое оснащение: визуальный ряд: фотографии с изображением загипсованной руки, гипсовой потолочной лепнины, гипсовой статуи.
Встреча 1. «Что такое гипс?»
Цель: исследовать физические свойства гипса.
Задачи: знакомить с новым материалом-гипсом, воспитывать любознательность, расширять кругозор, пополнять словарный запас.
Ход встречи.
Гипс представляет собой малорастворимую водную. обыкновенно кристаллизованную, серно-известковую соль, выделяющуюся из морской воды при испарении других солей, весьма распространённую в природе, иногда залегающую целыми пластами значительной толщины. Для использования в производстве он слабо обжигается, причём теряет свою кристаллизационную воду, превращается в мелкий порошок. Незаменимые свойства гипса были оценены давно, ещё египтяне применяли его. Когда строили свои знаменитые на весь мир пирамиды.
Гипс используется :
Для строительных работ, изготовления строительных блоков. Прежде всего ценят гипс строители за быстрый набор прочности. Также специалистами отмечается безвредные для здоровья людей и отличное тепло- и звукоизоляционные свойства гипса.
Применяют для отливок и слепков (барельефы, карнизы и т. д.);
В производстве сухих строительных смесей (шпатлёвок, штукатурок и клея)
В современной медицине для фиксирования поврежденных конечностей.
Сюжетная ситуация. Отправляемся в лабораторию, как научные сотрудники, и будем вести исследования гипса. Педагог- заведующий лабораторией. Ребёнок- старший научный сотрудник. Родитель- младший научный сотрудник.
1-й день эксперимента
Для работы понадобиться:
- гипс в порошковом состоянии;
- прозрачная ёмкость для каждого проектанта или группы проектантов;
- вода
Начальные характеристики объекта исследования (гипса) :
- цвет белый;
- консистенция порошкообразная, сыпучая, мелкодисперсная.
Ход эксперимент
В емкость наливаем воду и мелкой стружкой всыпаем гипс. При этом отмечаем, что гипс тонет и оседает на дне емкости. Значит, по весу объект исследования тяжелее воды. Перемешиваем содержимое емкости.
Характеристики объекта:
- цвет не изменился;
- с водой смешивается до однородной консистенции.
В течение нескольких минут некоторые характеристики объекта меняются:
- цвет неизменен;
- консистенция становиться гуще;
- отмечается незначительное повышение температуры объекта (определяется сравнением температуры используемой воды и объекта).
Отметив такие изменения, педагог предлагает продолжать эксперимент и разлить содержимое емкости в формочки (если используются не силиконовые формочки, а, например, пластмассовые, то их предварительно следует смазать маслом или вазелином. Иначе будет проблематично вынуть заливку).
Через несколько минут фиксируется состояние объекта:
-масса приобретает все более густую, вязкую консистенцию;
-температура продолжает повышаться;
-цвет не меняется.
Состояние через некоторое время (от 5 до 10 минут) :
-объект твердый
-теплый;
-цвет белый.
Последнее действие первого дня эксперимента – выемка заливки из формы.
Отмечаем, что:
-объект принял форму силиконовой формочки;
-возможно наличие небольших дефектов в виде округлых маленьких раковин (это не вытесненные пузырьки воздуха).
Вывод по первому дню эксперимента. Объект обладает способностью растворяться в воде, но через некоторое время вновь затвердевает. В разжиженном состоянии при заливке в формочки принимает их форму. При затвердевании нагревается.
Встреча 2. «Второй день эксперимента»
Цель: знакомство с физическими свойствами гипс.
Задачи: развивать дух экспериментаторства, культивировать тягу к поиску ответов на свои вопросы, знакомить со способами воздействия на гипс.
Для эксперимента понадобятся:
-результат первого дня эксперимента (отлитые фигурки);
-вода;
-гуашь;
-кисти;
-прозрачная емкость;
-камень или молоток;
-наждачная бумага (нулевка).
Ход встречи
Начальные характеристики объекта:
- твердый;
- держит форму;
- белый;
- температура равна температуре окружающей среды.
Педагог предлагает наполнить емкость водой и опустить туда одну из отлитых фигурок.
Изменяющиеся характеристики объекта: объект «пылит» в воде (размокает верхний слой гипса).
Берем еще одну фигурку и пробуем произвести физическое воздействие (только взрослый человек, на безопасном расстоянии от ребенка).
Изменившиеся характеристики объекта: форма расколота на части.
Осколом формы или целой фигуркой проводим по наждачной бумаге.
Отмечаем, что: объект оставляет белый след, схожий со следом мела.
Оставшиеся фигурки педагог предлагает раскрасить проектантам по своему усмотрению.
Отмечаем, что: объект хорошо окрашивается.
Вывод: объект не устойчив к воде – разрушается заданная при отливке форма, хрупок при физическом воздействии.
Встреча 3. «Третий день эксперимента»
Цель: продолжать изучать физические свойства гипса.
Задачи: знакомить с возможностями воздействия на гипс, развивать любознательность, воспитывать критическое мышление.
Для эксперимента потребуются:
- гипс в порошкообразном состоянии;
- гуашь;
- силиконовая формочка для льда;
- вода.
Ход встречи
Начальные характеристики объекта:
- цвет белый;
- консистенция порошкообразная, сыпучая, мелкодисперсная.
Для начала экспериментных действий педагог предлагает налить воду в емкость и подкрасить ее гуашью. Затем постепенно в эту воду засыпаем гипс.
Изменившиеся физические свойства объекта:
- гипс оседает на дне емкости, смешиваясь с цветом воды, но немного осветляя его;
- при размешивании консистенция и цвет однородны.
Педагогу следует отметить, что добавление краски не сказалось на свойствах гипса (он также разогревается и густеет). Предложить разлить гипс в формочки.
После застывания и выемки из формочек, помимо уже установленных изменений, замечаем, что цвет устойчив, не красит.
Предлагаем детям попытаться одну из фигурок растворить в воде.
Делаем вывод: нерастворим или плохо растворим.
Вывод: гипс возможно окрашивать водорастворимыми красками, после однократного использования начальные свойства гипса утрачиваются.