Никитина Светлана Григорьевна
Образовательная среда ДОУ как фактор индивидуализации обучения и воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
МР «Мегино - Кангаласский улус»
МБДОУ «Харанский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному развитию воспитанников «Кэрэчээн»
Образовательная среда ДОУ, как фактор
индивидуализации обучения и воспитания дошкольника
Никитина Светлана Григорьевна -
воспитатель I младшей группы
2021 г.
Тезис
Публикация «Образовательная среда ДОУ как фактор индивидуализации обучения и воспитания дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание представители прогрессивной педагогики. В педагогической системе чешского педагога Я. А. Коменского обозначены положения о том, что процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять это путем систематических наблюдений. Согласно теории Жан – Жака Руссо, воспитывать ребенка необходимо следовать естественному ходу его развития. Надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем – при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Поэтому у каждого ребенка нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу. Новая педагогика утверждает приоритет индивидуального в человеке, неповторимость и уникальность человеческой личности, чуткое внимательное отношение к ее природе. Стало привычным употребление новой терминологии в педагогической литературе: «личностно – ориентированное» образование и воспитание. Одной из характерных примет современности стало многообразие подходов к проблеме цели, содержания и принципов воспитания человека культуры, личности, способной к самоопределению в социокультурном пространстве; воспитание ребенка как субъекта социализации; воспитание человека – творца радости других.
Актуальность темы
Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения в законе «Об образовании» называется в числе одной из социально значимых задач современного общества. В свете такой формулировки приобретает важность создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве. С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в котором изложены основные требования к развивающей предметно – пространственной среде и происходят значительные изменения в ней. Какой должна стать развивающая предметно – пространственная среда, которая обеспечивающая: реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ; реализацию различных образовательных программ; учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей, возможности общения и совместной деятельности со взрослыми, двигательной активности и возможности для уединения. Создание образовательной среды способствует проявлению природных задатков детей дошкольного возраста и их развитию. Предметно – пространственная среда – это освоенная среда, приспособленная для решения воспитательных задач. Понятие «образовательного пространства» ввели И. Фрумин и Б. Эльконин еще в 90 – ые годы XX века. По утверждению Р. Е. Пономарева, «… образовательное пространство человека представляет собой вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующегося». В то же время, В. А. Козырев утверждает: «Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека.
Как отмечает М. Б. Калашникова, образовательная среда дошкольного учреждения – особый тип среды. Эта особенность определяется несколькими факторами. Во – первых, временем нахождения в ней – ребенок пребывает в детском саду 8 часов ежедневно. Ребенок общается с большим количеством взрослых и сверстников. Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО. Социальный компонент реализуется через: личностно – ориентированное взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе субъект – субъектных отношений с учетом индивидуальных потребностей и личностных особенностей; реализацию различных форм взаимодействия с семьями воспитанников на основе принципов коллегиальности и сотворчества. Предметно – развивающая среда выполняет информационную, стимулирующую, и развивающую функции.
Практическая направленность.
Пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается пространство всего детского сада, пространство прилегающей территории. Содержание развивающей предметно – пространственной среды зависит от образовательных целей и задач, которые решает педагог, от темы недели, месяца, от времени года, от интересов и здоровья детей.
Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с холла.
В своей практике по созданию предметно - развивающей среды уделяем много внимания. Первый внутрисадовский конкурс «Дизайн – проект» проводился в 2014 году, когда работала в средней группе старого здания. Каждая группа изучали, думали, искали, т. е. работали над дизайном своей группы, защитили свои «мечты будущего прекрасного» на методических педсоветах. Параллельно совместная работа проводилась с родителями и детьми в форме тематических недель по месяцам, включая региональный компонент. На этом конкурсе группа заняла первое место в номинации «Совокупность условий для полноценного развития детей» с вручением телевизора. Изучив несколько методик Программы развития администрация и коллектив, утвердили работать по Примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. Прилагая к этому региональный компонент по программе «Тосхол» бырагыраамма – сана кэрдиис кэмнэ методическай босуобуйа /Федеральнай гос. Уорэх стандарта – сахалыы ого тэрилтэтигэр; хомуйан онордулар С. С. Семенова, Д. Г. Ефимова, Ю. В. Андросова /. – Дьокуускай, 2015 – 104 с. Практика показала эту работу провести в форме проектов. Методически составлен модель сюжетно – тематической организации воспитательно – образовательного процесса на год :
Тема
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Мой мир
Здравствуй детский сад
Я и мои друзья
/оформление визитной карточки группы в форме коллажа, альбома/
День доброты
/проектная работа/
«Что я знаю о себе»
/рисование автопортрета, интересных занятий и оформление фотовыставки с рассказами детей, записанными их родителями/
Мир вокруг нас
«Наш детский сад»/этикет; СРИ, альбом фотографий «Наши добрые дела»/
Международный день музыки
/проектная работа/
«Мальчики и девочки»
/совместное изготовление атрибутов «кулинария», «Гараж», «Магазин одежды» и СРИ
Международный день художника
/проетная работа/
Природа вокруг нас
«Осень»
/изготовление и презентация странички экологического дневника – рисунки и рассказы детей об изменениях в природе.
«Дары осени»
(установление связей между трудом людей разных профессий; осенняя выставка)
День лесных обитателей
(по тематическим замыслам)
Зимушка – Зима
(изготовление и презентация странички экологического дневника о зиме, «Байанай»
Новый год
(творческая мастерская – гостиная)
По годовой модели педагог составляет свой план по развивающим средам. Здесь важно, чтобы элементы среды обладали развивающим потенциалом.
Во время проектных деятельностей усиливается совместная работа с родителями на благо развития детей. В настоящее время создается предметная среда с учетом возрастных особенностей детей, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В 2020 году по Положению конкурса внутри сада предметно – развивающую среду обогатили и проведен конкурс по месяцам. Большую помощь сделали наши родители со своими детьми. По итогам смотра конкурса «Лучшая работа по созданию развивающей предметно – пространственной среды» наша старшая группа заняла I место с вручением сертификата на приобретение игрушек на сумму 5 (пять тысяч рублей). Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, творческую активность воспитанников; двигательную активность, развитие мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно –пространственным окружением.
Заключение: Соблюдая трансформируемость, который обеспечивает изменение от образовательных ситуаций дети являются инициаторами. Многофункциональность позволяет развивать воображение. Доступная среда обеспечивает все основные виды детской активности. Безопасная среда соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Ребенок реализует свое на свободу выбора деятельности. Действует, исходя из своих интересов и возможностей. В таком подходе заложен механизм самореализации личности – ребенка. Таким образом, создавая предметно – развивающую среду, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса, дизайн современной среды и психологические особенности возрастной группы.
Выстроенная таким образом работа в детском саду позволит:
Обеспечить целостность педагогического процесса, создаст перспективного творческого развития каждого ребенка;
Создать постоянную творческую атмосферу в работе педагога;
Обеспечить единство подходов к воспитанию и образованию детей семьи и детского сада
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.)
2. Глушкова Г. Предметно – развивающая среда – средство социализации дошкольника (Дошкольное воспитание №5. 2013).
3. Цквитария Т. А. Предметно – развивающая среда – изд «ТЦ Сфера» - 2014 г.