Ирина Кузнецова
Образовательная ситуация во второй младшей группе «Треугольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) формировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах окружающей обстановки;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закреплять навыки счета до трех, умение сравнивать предметы по свойствам.
Таблица «Логическая основа образовательной ситуации»
Публикация «Образовательная ситуация во второй младшей группе „Треугольник“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Треугольник. Геометрическая фигура
- Треугольник. Конспекты занятий
- Темочки
Основная образовательная цель Формировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах окружающей обстановки.
Новое знание = детское «открытие» Треугольник – это фигура, у которой 3 угла, предметы, похожие на треугольник, имеют треугольную форму.
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Представления о форме предметов, о круге, умение считать до трех.
Причина затруднения «Не знаем, как назвать форму шапочки».
Цель деятельности по преодолению затруднения Узнать, как называется форма шапочки.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
– Любите ли вы гулять?
– Где вы бываете с родителями в выходные дни?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что цветные человечки любят по выходным дням ходить в парк, бегать по его дорожкам, кататься на аттракционах, смотреть представления, которые устраивают артисты.
– Вот и сегодня в парке ожидается выступление клоунов.
– Хотите нарядить клоунов для выступления?
– Сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления о форме предметов, закреплять преставления о круге;
2) закреплять умение считать до трех, сравнивать количество предметов на основе пересчета.
Дети садятся за столы, на которых находятся лежащие вперемешку 2 треугольника красного и зеленого цвета одного размера и 2 круга красного и зеленого цвета одного размера. Размер круга таков, что круг вписывается в треугольник.
Кроме этого у каждого ребенка имеется полоска картона, на которой в один ряд нарисованы 3 личика – клоуны.
Показывая на круги (треугольники, воспитатель говорит детям,
что это как будто беретки (шапочки).
– Какой формы беретка (воспитатель показывает детям круг? (Круглая.)
– Клоуны хотят на выступление надеть шапочки.
– Положите перед собой шапочки.
– Сколько шапочек? (Две)
– Сколько клоунов хотят нарядиться? (Три.)
– Сможете ли вы нарядить всех клоунов? (Нет.)
– Почему вы не сможете этого сделать? (Потому что не хватает
одной шапочки.)
– Где можно ее купить? (В магазине.)
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для выделения формы треугольника;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель предлагает сначала позвонить в магазин и узнать, есть ли там нужные шапочки. Дети «берут в руку мобильный телефон, набирают номер».
Продавец в магазине просит объяснить, какая именно по форме шапочка им нужна.
Возникает затруднение, так как большинство детей не знают название треугольника.
– Смогли вы объяснить продавцу, какая по форме шапочка нам нужна? (Нет.)
– Почему не смогли? (Потому что не знаем, как назвать ее форму.)
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи:
1) формировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Воспитатель предлагает положить телефон и самим попробовать узнать название формы, которую имеет шапочка, чтобы вы смогли рассказать об этом продавцу.
– Положите красный берет на зеленую шапочку.
– Вся ли шапочка уместилась под круглым беретом?
– Что выглядывает из-под круглого берета?
Если дети не знают слова «угол», то воспитатель называет его сам.
– Сколько уголков выглядывает снизу?
Дети считают вместе с воспитателем, проводя пальцем по дуге от одной стороны угла к другой: один, два, три.
– Как же назвать фигуру, у которой 3 уголка? Догадайтесь!
Здесь важно создать атмосферу поиска, когда дети высказывают свои версии. Среди версий могут быть правильные, поскольку название «треугольник» детям уже встречалось.
Воспитатель хвалит всех детей, предложивших свои версии.
– Молодец, Дима! Почти угадал! А Лена точно сказала: треугольник.
– Повторите еще раз все вместе : треугольник.
– Значит, какая по форме шапочка нам нужна? (Треугольная).
Дети снова набирают номер магазина и говорят продавцу, что им нужна треугольная шапочка.
Если в ходе обсуждения никто из детей сам не назовет общую форму треугольника, можно закрепить с ними способ действий в ситуации затруднения :
– Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь
узнать? (Надо спросить у взрослого.)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Часть 1
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение.
Воспитатель рассказывает, что до магазина довольно далеко, и предлагает детям доехать до него на велосипеде.
Дети ложатся на ковер на спину, сгибают ноги в коленях, крутят педали, едут.
Часть 2
Дидактические задачи:
1) закреплять представление о треугольнике, формировать умение выделять треугольную форму в предметах окружающей обстановки;
2) закреплять умение сравнивать предметы по свойствам.
Дети подходят к отдельному столу, на котором находятся красные треугольники по количеству детей, а также красные круги и квадраты. Размер треугольников меньше размера первых двух шапочек.
– Сколько шапочек вам нужно купить? (Одну.)
– Какой формы шапочку вам нужно купить? (Треугольной.)
Дети из множества фигур выбирают один треугольник и несут его к своему столу.
– Сколько у вас треугольных шапочек? (Три.)
– Какая шапочка не такая, как остальные? (Зеленая, так как остальные шапочки красные, или маленькая, так как остальные шапочки большие.)
Воспитатель помещает на доску полоску, на которой нарисованы три круга-личика такие же, как на полосках у детей.
– Клоун с желтыми волосами хочет, чтобы ему надели не красную шапочку.
После того как дети выполнят задание, воспитатель дублирует действие на доске и предлагает детям проверить, правильно ли они нарядили клоуна.
– Клоун с оранжевыми волосами хочет, чтобы ему надели не большую шапочку.
Дети выполняют задание, воспитатель делает это на доске.
– Какая шапочка у вас осталась? (Большая красная.)
– На какого клоуна вы ее наденете? (На клоуна с коричневыми волосами.)
Часть 3
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать внимание.
Воспитатель предлагает детям выступить вместе с клоунами.
– Хотите?
Воспитатель объясняет задание: под веселую музыку дети вместе с клоунами будут танцевать. Как только музыка закончится, воспитатель покажет карточку, на которой нарисован человечек в определенной позе. Детям нужно встать так же, как человечек на картинке.
Часть 4
Дидактические задачи: закреплять умение находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме, выделять предметы, имеющие треугольную форму.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что после выступления клоуны приходят домой очень уставшие.
Воспитатель предлагает детям помочь клоунам разложить вещи по местам.
– Хотите?
Дети по 4 человека садятся за столы, на которых для каждого имеется полоска.
На середине каждого стола находятся предметные картинки. Для удобства проверки картинки треугольной формы должны быть такими: 4 картинки, на которых нарисован треугольный зонтик, 4 картинки с треугольной рыбкой, 4 картинки с треугольным деревом. Картинки круглой и квадратной формы могут быть разными.
Воспитатель, показывая детям полоску, говорит, что это – как будто бы шкаф.
– На дверце шкафа (воспитатель показывает на клетку треугольником) нарисована фигура.
– Что нарисовано на дверце шкафа? (Треугольник.)
– Обведите его пальчиком.
Дети обводят треугольник несколько раз.
– Пустые клетки – это пустые ящики.
– Клоуны просят детей подобрать картинки, по форме напоминающие треугольник, и положить в пустые ящики – клетки.
– Какие по форме предметы вам нужно найти? (Треугольные.)
– Как вы будете их искать?
Воспитатель предлагает детям, взяв карточку, обвести предмет, нарисованный на ней, пальчиком и определить, треугольный предмет или нет.
Воспитатель говорит детям, что все картинки, которые они положат в пустые клеточки, должны быть разными.
После того как все дети выполнили задание, воспитатель говорит, что клоуны просят рассказать, какие картинки они положили в пустые клеточки. Один ребенок называет первую картинку, например, треугольная рыбка. Остальные дети находят эту картинку у себя и хором повторяют : треугольная рыбка. Следующую картинку называет другой ребенок, все дети находят ее у себя и хором называют и т. д.
– Почему вы не положили в коробку остальные картинки? (Потому что они не треугольные.)
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
– У кого вы сегодня побывали?
– Чем вы смогли помочь клоунам?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли нарядить клоунов и разложить аккуратно вещи, потому что научились находить предметы треугольной формы.