МААМ-картинки

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Сладкая история»

Марина Птицына
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Сладкая история»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная ситуация «Сладкие истории»

Цель: развивать у детей познавательные способности, опытным путём закрепить знания о свойствах сахара, формировать у детей желание узнать новое, учить делать элементарные выводы на основе проведенного опыта, воспитывать аккуратность.

Материал: стаканчики с водой, на блюдцах лежит сахарный песок, кусковой сахар, тростниковый сахар, сахарная пудра, чайные ложечки.

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

всем хозяйкам угождает

Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Сладкая история“» размещена в разделах

О чём эта загадка? Давайте, вспомним, что мы уже знаем о сахаре. Сахар появился в наших краях 150 лет назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках по очень высокой цене. Ранее сахар продавали в виде сахарной головы достаточно крупного конусообразного куска сахара. По необходимости, сахар откалывали специальными щипцами. Прежде чем сахар стал более популярным, для подслащивания продуктов люди использовали мед. Первый сахарный завод в России был построен по указу Петра I в Санкт-Петербурге. Скажите мне, зачем нам нужен сахар, что мы с ним делаем?

Откуда же берется сахар? Сахар получают из сахарной свеклы, из особой — белой и сладкой свеклы. Свекла – это овощ или фрукт, почему? Раньше резали ее дольками и ели вместо сахара.

Весной семена сеют в землю. Через 2-3 недели появляются всходы. За всходами надо хорошо ухаживать: покармливать, поливать, рыхлить землю. В течение лета свекла растет, а осенью начинается уборка сахарной свеклы. ее собирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее тщательно моют, затем свекла поступает на свеклоизмельчители, где превращается в мелкую стружку. Стружку эту опускают в котлы с водой и варят. Получившийся сироп отделяют от стружки, выпаривают и сушат. По ленте сахар поступает в упаковочный цех. В упаковочном цеху сахар фасуется по мешкам и поступает на склад хранения. Потом сахар везут в магазины, пекарни, кондитерские фабрики.

Посмотрите на сахарный песок и кусковой сахар. Чем они похожи (цвет, вкус). А чем отличаются? (формой). Как вы думайте из сахарного песка можно построить башенку, а пирамидку? Как вы думаете, что произойдет с сахаром и сахарным песком, если опустить их в воду? Что растворится (исчезнет) быстрее? Давайте проверим.

Опыт№1 Сахар растворяется в воде, изменяя ее вкус.

Дети опускают в стаканы с водой ложку сахарного песка и следят за тем, как он растворяется. Далее пробуют воду на вкус. Вывод: сахар изменил вкус воды. Вода стала сладкой, цвет ее не изменился. Как вы думаете, сахар имеет запах? Можете его понюхать. Как вы думаете, что растворится быстрее кусковой сахар или сахарный песок? (Сахарный песок растворился быстрее, чем кусковой сахар. Почему)

Опыт №2 Окрашивание сахара

В блюдце мы налили окрашенную воду, а вы поставьте туда кубики сахара. Что происходит? Вывод: Вода за несколько секунд поднялась по кубику с низу вверх, быстро из белых стали цветными

А теперь пройдите на середину группы. Проведем еще один опыт

Опыт №3 Веселая радуга.

Нам нужно пять прозрачных стаканов, сахарный песок, вода, пищевые красители

В каждый стакан добавляем разное количество сахара:

* 1 стакан – 1 ст. ложка сахара,

* 2 стакан – 2 ст. ложки сахара,

* 3 стакан – 3 ст. ложки сахара,

* 4 стакан – 4 ст. ложки сахара

В стаканы, выставленные по порядку, наливаем по 3 столовых ложки воды и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Затем в каждый стакан добавляем несколько капель одной краски и перемешиваем. В чистый стакан начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го стакана и по порядку – в обратном отсчете (4-3-2-1). Добавлять краски надо аккуратно, с помощью шприца, выдавливая краски по краю стенки стакана. В стакане образуется 4 разноцветных слоя. У воды разная плотность, т. е. разная насыщенность сахаром. Самый сладкий раствор оказался внизу, самый несладкий наверху.

Садитесь на места. Лицом к телевизору

Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, которое называют сахарный тростник. (просмотр слайдов) Из него-то и получают сахар. Чтобы получить тростниковый сахар, сахарный тростник рубят в щепки и, выжимая их, получают сладкий сок. Затем все это пропускается через серию испарителей. Так появляется тростниковый сахар. Вот такой. (ставлю перед детьми блюдце с коричневым, тростниковым сахаром). Можете попробовать его.

А вот это что такое? (ставлю перед детьми блюдце с сахарной пудрой). Вспомните мы рассматривали кристаллы сахара под лупой. На что они похожи? А как вы думаете, что надо сделать, чтобы получить сахарную пудру (измельчить сахар миксером). Что легче измельчить - кусковой сахар или сахарный песок? Из белого сахара получается белая сахарная пудра, а из коричневого? Как вы думаете, для чего нужна сахарная пудра?

Давайте вспомним, какой бывает сахар

1. Тот сахар, который можно найти в каждой семейной сахарнице, специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок, (бывает из сахарной свеклы, или тростниковый)

2. «Кусковым» называют сахар, спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом».

3. «Леденцовый» и «каменный» сахар внешне очень похожи на карамель (это полупрозрачные очень твёрдые кристаллы неправильной формы, да и процесс производства этого продукта очень напоминает приготовление «сосалок»)

4. Виноградный сахар --Такой вид сахара получается при сгущении виноградного сока.

5. Кленовый сахар - получают также из сока, только сахарного клена, который в основном произрастает в Канаде. Сначала из кленового сока делают сироп, а из него уже изготавливают сахар.

6. Пальмовый сахар - производят из сока разных видов пальм, собирая его способом надрезания цветочных початков.

Сахар приносит как пользу, так и вред для человека.

Польза

Сахар делает людей счастливыми. Сахар — важный компонент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; его добавляют при производстве конфет, глазурей, кремов и мороженого. Он служит консервантом для различных изделий из плодов и ягод — варений, джемов, желе.

Вред

Сахар вреден для зубов, он способствуют появлению кариеса. Излишнее употребление сахара способствует появлению жировых отложений. Поэтому, сахар в больших

количествах вреден для фигуры и здоровья.

Отгадайте загадки о продуктах, где встречается сахар

В праздник я приду ко всем. ,

Я большой и сладкий.

Есть во мне орешки, крем,

Сливки, шоколадки.

(торт) На вкус сладкие всегда,

Портят зубки иногда. ,

В них бывает шоколад,

Карамель и мармелад!

(конфеты) Может быть оно песочным,

А порой и с кремом.

Иногда бывает с сочным

Аппетитным джемом.

(пирожное)

А мы давайте превратимся в кондитеров, и каждый сделает (раскрасит) свое пирожное. Ведь и в тесто и в крем кондитеры не забыли добавить сахар

Публикации по теме:

«Машенькина история» Игровая образовательная ситуация Тема: Игровая ситуация. Возрастная группа: средняя 4-5 лет. Форма работы с детьми: игровая Форма организации: подгрупповая. Учебно – методический.

Образовательная ситуация по анализу образа сказочного героя «Баба-Яга» Оборудование: сундук с иллюстрациями сказочных героев, созданных приемом агглютинации. Цель: познакомить с приемом агглютинация. Задачи:.

Образовательная ситуация «Цвет» Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у дошкольников младшей группы Образовательная ситуация:.

Образовательная ситуация «Дети в годы Великой Отечественной войны» Ватутина Наталия Борисовна, старший воспитатель, муниципального дошкольного автономного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего.

Образовательная ситуация «Фантастические животные» Оборудование: листы бумаги А4, карандаши. Цель: стимулировать творческое мышление в изобразительной деятельности. Задачи: - учить применять.

Образовательная ситуация по познавательной деятельности «Волшебница вода» "Волшебница вода" Направление: познавательное развитие Автор: Ибрагимова Лилия Васильевна, воспитатель. Время проведения: совместная деятельность.

Образовательная ситуация по краеведению «Мой хуторок» Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о родном хуторе, познакомить детей с историей возникновения хутора. Воспитывать.

Образовательная ситуация «Придумай животное» Цель: Закреплять умения пользоваться приемом агглютинации. Задачи: - учить комбинировать различные детали при создании нового образа..

Образовательная ситуация «Справа-слева» Образовательная ситуация : СЛЕВА, CПРАВА Цель: 1) уточнить пространственные отношения «слева» «справа», сформировать представление детей.

Образовательная ситуация к занятию в рамках проекта «Линия характера. История книги» Проект "Линия характера. История книги" Образовательная ситуация к занятию №16 «Линия характера (История книги)» к Блоку № III «История.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Сладкая история»
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 17:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Сладкая история»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Птицына (УИ 39719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД