Ватутина Наталия
Образовательная ситуация «Дети в годы Великой Отечественной войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Ватутина Наталия Борисовна, старший воспитатель,
муниципального дошкольного автономного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №11
муниципального образования Кореновский район
Тема образовательной ситуации : «Дети в годы Великой Отечественной войны».
Цель: Создать условия для получения знаний о том, как дети переносили тяготы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Воспитательные:
Темочки:
- День Победы, 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
• Воспитывать чувство сопереживания и уважения к людям, перенесшие лихолетья войны.
• Формировать чувство патриотизма к своей Родине.
Образовательные :
• Дать детям возможность выразить свое отношение к понятию «война».
• Закрепить знания детей о том, что испытывали и как жили дети в период Великой Отечественной войны.
• Дать детям знания об истории названия улицы Венеры Павленко в родном городе.
Развивающие:
• Продолжать развивать познавательные способности детей.
Методы и приемы:
Наглядные: показ, демонстрация.
Словесные: художественное слово, беседы, вопрос-ответ.
Игровые: дидактическая игра.
Педагогические технологии: ТРИЗ (теория решения изобретательных задач, развивающего обучения.
Предварительная работа: посещение краеведческого музея, рассматривание фотографий военных лет, чтение художественной литературы.
Ход образовательной ситуации.
На экране идет показ фотографий детей в военные годы. (Слайд №1-4)
Воспитатель спрашивает:
-Дети, вас заинтересовали эти фотографии?
-Когда они сделаны?
-Какие выражения лиц у детей?
-Как вы думаете, что с ними произошло? Что они чувствуют?
-Вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить?
-А вы хотели бы узнать, как жили дети в годы Великой Отечественной войны?
-Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и вспомнить выставку «Фотография с войны».
-Когда мы произносим слово «война», что вы представляете? Объясните одним словом.
Война это (страх, взрыв, бомбежка. голод, беда, несчастье, разрушения)
Воспитатель:
-Вы все верно сказали, подобрали очень точные слова. Вы обратили внимание на то, что и одного слова достаточно, чтобы понять насколько страшными были военные годы?
Военные годы тяжелы были для всего народа, но особенно тяжело пришлось маленьким детям. Многие остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев.
Война - не место для детей.
Война - не место для детей
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война - не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье.
Воспитатель:
-Дети, а у вас есть родные или знакомые, которые помнят военное детство и могли бы об этом рассказать?
-Что нужно сделать для того, чтобы побольше узнать о годах Великой Отечественной войны? (Нужно найти таких людей и спросить. Варианты ответов).
- Какие бы вопросы вы хотели бы им задать? (Ответы детей).
Показ слайда №5
Воспитатель:
-Дети, что можно сказать об этих людях? Какое у них выражение лица? (Высказывания детей)
-Вы, знаете, это мои родители: мама и папа, Мария Степановна и Борис Григорьевич. Когда началась война, маме было 5 лет, а папе -11. Жили они на Украине в маленьком городке, который с первых дней захватили фашисты. Мои родители рассказывали о своих воспоминаниях, которые я никогда не забуду. Фашисты выгнали семью отца из дома, им пришлось жить в землянке, приходилось голодать, потому что еду отбирали. Страх не покидал, все боялись стрельбы, взрывов, боялись, что увезут в Германию на тяжелые работы, отобрав детей у родителей. Дети не имели возможность учиться. Поэтому мой отец отучился в школе лишь 5 лет вместо 10. А когда фашистов выгнали из деревни, стал работать в колхозе: помогал взрослым сеять рожь и пшеницу, убирать урожай, старались больше хлеба отправить бойцам на фронт.
Моей маме было всего лишь 5 лет, она была чуть младше вас, но помнит взрывы, разрушенные дома, горящие окна. Она в семье была самая старшая из детей, поэтому ей приходилось присматривать за младшими в то время, когда их мать, а моя бабушка, добывала хлеб, молоко и картошку для детей. В первый класс она смогла пойти учиться лишь в 10 лет.
- Как вы считаете, нужно ли говорить и помнить о Великой Отечественной войне? Почему? (Ответы детей).
- Что может произойти, когда люди забывают о мире и хотят войны? (Ответы детей).
Посмотрите, что случается, когда люди об этом забывают.
(Показ слайдов «Взрывы в Донецке») (Слайд № 6-7)
(Показ слайда № 8)
Во время Великой Отечественной войны дети постарше помогали взрослым: работали на заводах, в поле. Работали на ровне со взрослыми, порой засыпали у станков, уставали, но желание приблизить долгожданный день Победы было огромным.
В свободное время дети находили возможность рисовать.
-Как вы думаете, что могли они нарисовать?
(показ слайдов 9-13)
Воспитатель:
-Очень часто дети становились сыновьями полка, потому что не было возможности отправить их в тыл. Солдаты опекали детей, вспоминая как матери заботились о них (Слайд№14). Предлагаю вам послушать «Солдатскую песню». О чем поется в песне? Какое возникает настроение?
Представьте себя на их месте. Чтобы вы чувствовали? Как бы себя вели?
Воспитатель:
-Дети вы помните, мы ходили на экскурсию на улицу Венеры Павленко?
-Что там располагается? (аллея Славы, почтовое отделение).
-А хотите узнать почему так назвали улицу, кто такая Венера Павленко?
(Показ слайда№15)
До Великой Отечественной войны улица Венеры Павленко носила другое название – ул. Береговая. Венера Павленко и Клара Навальнева – пятнадцатилетние девочки (показ фотографий, ученицы школы № 1 (сейчас это школа № 17) города Кореновска Краснодарского края, во время Великой Отечественной войны спасли двух лётчиков. В августе 1942 года станица Кореновская была занята немцами, фашистами. Однажды, в дом по улице Смыкалова кто-то постучался. Женщина открыла дверь и увидела на пороге двух незнакомцев – грязных и оборванных. Это были русские лётчики-истребители авиационного полка, который в то время базировался в станице Кореновской. Они рассказали, что их самолёт был сбит над Волгоградом. Удачно приземлившись на парашютах, выменяв форму на гражданскую одежду, летчики решили пробиться к своим в ст. Кореновскую, не зная о том, что станица была оккупирована, в ней уже хозяйничали немцы.
Сёстры Мария и Нина, проживающие в этом доме, вырыли в огороде в бурьянах землянику, укрыли её ветками и спрятали там штурмана и стрелка. Лётчики скрывались примерно месяц, но нужно было искать своих. Но как? Ведь вокруг немцы. Мария слышала о том, что Венера и Клара были связными в партизанском отряде и решила им рассказать об Анатолии и Николае, так звали летчиков. Выслушав, Венера пообещала переправить ребят в Платнировскую к партизанам. Венере и Клара помогли лётчикам уйти к партизанам. Девочек кто-то предал. На них донесли фашистам. Их арестовали и посадили в тюрьму, которая располагалась во дворе, где сейчас находится магазин «Сардана» по улице Мира. Девочек жестоко пытали, требуя выдать местонахождение лётчиков. Венеру и Клару расстреляли, предварительно обрезав Венере её роскошные косы. За спасение советских лётчиков в период оккупации ст. Кореновской, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1968г., Венера Павленко и Клара Навальнева посмертно награждены медалями «За отвагу». Чтобы в нашем городе всегда помнили и знали героев, отдавших жизнь за мир и свободу, именами этих девочек названы улицы.
Вопросы к детям:
1. Что вы чувствовали, когда слушали рассказ?
2. Как вы думаете, какими Венера и Клара были в детстве?
3. Что героического было в поступке девочек?
4. Как вы думаете какими чертами характера обладали юные герои?
5. Почему люди называют улицы именами героев?
Итог:
1. Что нового вы сегодня узнали? (Воспитатель индивидуально хвалит детей за конкретный вопрос или ответ).
2. Что бы еще хотели бы узнать?
3. Скоро вся страна будет отмечать великий праздник День Победы. Как мы сможем порадовать ветеранов Великой Отечественной войны? (Дети предлагают свои варианты: нарисовать открытки, выучить песню или стихотворение и т. д.). Воспитатель создает условия для реализации инициативы детей.