Наталья Панкратова
Образовательная ситуация «Справа-слева»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная ситуация : СЛЕВА, CПРАВА
Цель:
1) уточнить пространственные отношения «слева» «справа», сформировать представление детей о положении предмета справа и слева от них;
2) закрепить умение выделять и называть свойства предметов;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию;
4) развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.
Материал:
Демонстрационный: игрушка или изображение ежика, корзинка.
Публикация «Образовательная ситуация „Справа-слева“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лево и право. Учим ребенка ориентироваться
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Раздаточный: вырезанные из картона конфеты одинакового размера желтого и красного цвета.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя. - Любите ли вы ходить в гости?
- Почему вам это нравится?
- К кому вы ходите в гости? Воспитатель рассказывает, что детей пригласил в гости ежик.
- Ходят ли в гости с пустыми руками?
- Чем мы можем порадовать ежика? Выслушиваются все предложения детей, после чего решаем порадовать ежика конфетами.
- Где можно купить конфеты? (В магазине.)
- Хотите сходить в магазин и купить конфеты для ежика?
- Сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о том, что существует правая и левая рука, умение выделять и называть свойства предметов, развивать речь. Дети подходят к столу - как будто бы магазину и встают лицом к воспитателю. Если детей в группе много, то дети могут подойти к столам по 4 человека. На столе (на столах) лежат конфеты двух цветов одинакового размера. Количество и желтых и красных конфет равно количеству детей. Конфеты лежат вперемешку.
- Чем отличаются конфеты? (Цветом.) Воспитатель предлагает детям взять в правую руку красную конфету, а в левую руку - желтую. Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Дети выходят из-за столов (из магазина) и подходят к воспитателю. Воспитатель говорит, что нести конфеты в руках неудобно, конфеты могут растаять и предлагает положить их в корзинку. - Сначала положите в корзинку все желтые конфеты.
- В какой руке они у вас находятся? (В левой.)
- Какие конфеты у вас остались? (Красные.)
- В какой руке вы держите красные конфеты? (В правой.)
- Положите в корзинку красные конфеты.
З. Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о положении предмета справа и слева от них;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины. Дети вместе с воспитателем подходят к месту, где на полу выложена широкая дорожка, которая потом разветвляется на две.
Воспитатель рассказывает детям, что перед ними дорожка, по которой надо идти, чтобы прийти к ежику. Дети идут по дорожке и доходят до развилки. Воспитатель говорит, что для того, чтобы попасть к ежику, надо пойти вправо. Возникает затруднение.
- Смогли вы выбрать дорожку? (Нет.)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как идти вправо.)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1) сформировать у детей представление о положении предмета справа и слева от них;
2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
- Попробуйте сами догадаться! Вытяните в сторону правую руку. Как вы думаете, если мы пойдем в ту сторону, куда показывает правая рука, то мы пойдем вправо или влево? (Вправо.) Воспитатель хвалит детей и подводит итог: если надо идти вправо, то надо вытянуть в сторону правую руку и идти в том направлении.
- А теперь догадайтесь, какая дорожка идет влево. Дети должны показать дорожку около левой руки.
- Молодцы! Значит, что надо сделать для того, чтобы пойти влево? (Надо вытянуть в сторону левую руку и идти в том направлении.) Воспитатель делает вывод: то, что находится около вашей правой руки, находится справа от вас, а то, что находится около левой руки, - слева от вас. Далее воспитатель напоминает, что к ежику дети попадут, если пойдут направо. Дети находят правую руку и поворачивают направо.
5. Включение нового знания в систему знания и повторение
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать внимание речь, закрепить умение определять положение предмета относительно себя. Дети по дорожке доходят до стола, на котором находится изображение ежика, здороваются с ним, ставят корзинку с конфетами, предлагают угощаться.
Воспитатель рассказывает ежику, что дети нашли его дом потому, что научились определять, какие предметы находятся слева от них, а какие - справа. Ежик просит детей показать, как они это умеют делать. Дети под веселую музыку танцуют. С остановкой музыки дети должны встать в одну линию лицом к воспитателю и ежику. После построения воспитатель задает вопрос: - Кто стоит справа (слева) от тебя? Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель задает вопросы:
- Где у тебя правая (левая) рука?
- Кто стоит около правой (левой) руки? (Например, Саша.)
- Значит, с какой стороны от тебя стоит Саша? Построение в шеренгу можно провести 2-3 раза.
Осмысление (итог)
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха. Дети собираются около воспитателя. - Где вы сегодня побывали? Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли найти дом ежика, потому что знают, где право, а где лево.