Лилия Ибрагимова
Образовательная ситуация по познавательной деятельности «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
"Волшебница вода"
Направление: познавательное развитие
Автор: Ибрагимова Лилия Васильевна, воспитатель.
Время проведения: совместная деятельность взрослого и детей.
Доминирующая образовательная область : познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: формировать представления детей о свойствах предметов и веществ.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Образовательная ситуация по познавательной деятельности „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
• Учить детей самостоятельно находить способ выхода из затруднительной ситуации, применять новые полученные знания на практике.
• Формировать умение на основе собственных представлений и опыте формулировать гипотезы, подтверждать и опровергать свои предположения опытным путем, обобщать результаты проведенного исследования.
• Закрепить знания детей о воде и ее свойствах.
• Познакомить детей с понятием "Минерал", "Капиллярный эффект" путем экспериментирования.
Развивающие:
• Развивать умения проводить несложные исследования.
• Развивать любознательность, потребность в познании нового, неизвестного.
• Развивать речевую активность детей через полные ответы на вопросы, через фиксацию в речи причин затруднения.
• Развивать умения детей действовать с опорой на мнемотаблицы.
Воспитательные:
• воспитывать сочувствие, желание помогать друзьям оказавшимся в трудных ситуациях, умение работать в группах, договариваться.
Предварительная работа: д/и "Чем может быть вода?", "Как полить грядки", "Путешествие по реке", опыты с водой, беседы "Моря и океаны", "Мокрое и сухое","Кто испачкал воду?", "Чем может быть вода?".
Материал и оборудование: комплект оборудования для педагога и на каждого ребенка- бумажные полотенца, веревка, маркеры разных цветов, стакан и пластиковая бутылка с водой, мнемотаблица; компьютер, проектор, экран, два стакана: один из них с водой.
Ход занятия
Дети входят в зал. Здороваются. Звучит Аудио запись – «Журчание ручья»
Воспитатель. Ребята, послушайте, вы ничего не слышите? Что это за звуки?
Дети. Вода шумит.
Ведение в ситуацию
Воспитатель. Это журчание ручья. Давайте присядем на ковер, закроем глаза и представим, что каждый из нас, находится в удивительном месте и не только слушает журчание ручья, но и любуется водной гладью. Н-р Куда ты попал, Леон?
Воспитатель. Валерия, что ты себе представила? Алеша, а ты? (если дети затрудняются, воспитателю можно сказать о своих ассоциациях).
Дети. рассказывают о своих мечтах.
Аудиозапись звук волшебства. На экране появляется Волшебник
Воспитатель. Ребята, посмотрите у нас гость.
Волшебник. Ребята доброго вам времени суток! Я Волшебник и живу в сказочном городе на вершине горы. У нас много красивых зданий и улиц, но совсем нет растений. Мы их пробуем сажать, но они гибнут. Отчего это случается мы не знаем? Мы все очень маленькие и большие чудеса творить не умеем. Но мы слышали, что нам необходим необычный минерал, который вы все видели, брали в руки и даже пили. Не могли вы нам его добыть и рассказать о его чудодейственной силе?
Воспитатель Как вы думаете, что это за минерал?
Ответы детей
Воспитатель Давайте я вам расскажу небольшую притчу об этом минерале
Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».
Воспитатель. Теперь вы вспомнили, что минерал, который нужен Волшебнику, это вода, а что вы можете рассказать о воде и ее чудодейственных свойствах?
Актуализация знаний и умений
Воспитатель Для чего нужна вода? Что произойдет, если вода исчезнет? Какие 3 состояния воды вы знаете? Какие свойства вы знаете? А где на нашей планете встречается вода?
Звучит музыка и на экране появляется Волшебник.
Волшебник. Ребята вы настоящие знатоки. Я теперь знаю какой минерал нам необходим, только вот беда река протекает внизу, а замок находится высоко на горе. Как мне достать эту воду. Вы не хотели бы мне помочь?
Воспитатель А сможете? Помогайте. Как вы это будете делать? Почему не помогаете? Не знаете как? А когда чего-то не знаешь, что нужно делать?
Затруднение
Дети. Спросить.
Воспитатель. Спрашивайте.
Дети задают вопросы. Воспитатель отвечает,
берет пустой стакан и стакан с водой.
Воспитатель Посмотрите. Как течет вода?
Дети. Сверху вниз
Воспитатель А может ли вода течь снизу вверх?
Дети. Нет
Воспитатель. А как можно проверить?
Ответы детей
Открытие нового знания
Воспитатель Представьте, что мы с вами сотрудники научно - исследовательского института. Мы с вами исследователи. К нам в лабораторию поступила вода. Наша задача – изучить одно из свойств воды и заставить ее течь вверх. В лаборатории делают опыт, в работе используют инструкции. Затем каждый исследователь лаборатории представляет отчёт о проделанной работе.
Воспитатель Но ребята мы сначала должны вспомнить правила безопасности во время проведения опытов.
1) не толкай соседа во время работы.
2) сначала посмотри потом повтори
3)убери и на место положи
4)будь внимателен и осторожен
Воспитатель Я вам сейчас помогу и объясню как это делать. Сначала я вам покажу Вы внимательно посмотрите, а затем попробуете это сделать самостоятельно. Подойдите к квадратному столу. Каждый встаньте около мнемотаблицы и помогайте мне, подсказывайте что я должна делать.
Каждый ребенок встает около своей карточки.
Воспитатель рассказывает пошагово инструкцию и выполняет действия.
Дети сверяют последовательность выполнения эксперимента со своей схемой.
• Сначала берем полоску бумажной салфетки.
• Наносим фломастерами разноцветные точки в один ряд.
• Затем берем кусочек веревки. Также наносим на расстоянии друг от друга несколько отметок фломастерами разных цветов.
• Наливаем в стаканы воду.
• Опускаем полоску из бумажной салфетки в первый стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.
• Веревку помещаем в пластиковую бутылку с водой таким же образом, как и салфетку. Наблюдаем.
Воспитатель Вода поднимается вверх, демонстрируя капиллярный эффект, то есть салфетка и веревка намокают и их капилляры проводят воду, тем самым продвигают ее вверх.
Воспитатель Посмотрите внимательно на экран. инструкция поможет вам в проведении эксперимента. Проходите к своим рабочим местам и попробуйте поднять воду вверх.
Включение нового знания в систему знаний и умений
Воспитатель Получилось поднять воду вверх? Задайте друг другу вопросы все ли получилось? Сравните свой результат с изображением на экране. Где могут пригодиться полученные знания?
На экране появляется Волшебник.
Волшебник Ребята, огромное вам спасибо, теперь наш город, будет красивым и зеленым. Пойду с друзьями скорей приступать к работе. До свиданья.
Осмысление
Воспитатель Вы помогли Волшебнику? Как? вам удалось поднять воду. Что вы сделали, чтобы достичь поставленной цели? Какие знания вам помогли?