Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Удивительные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область Познавательное развитие
Возрастная группа старшая
Тема «Удивительные свойства магнита
Основные цели Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, преодолевать возникшее затруднение; сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; расширить знания об использовании магнита человеком; развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы; способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Удивительные свойства магнита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Дидактические материалы: _иллюстрации (использование магнита человеком, видеосюжет (обращение Нолика к детям, презентация «Применение магнита»___
Оборудование:__ магниты по количеству детей (на одну подгруппу, бутылка с магнитом, стаканы с водой по количеству детей, различные металлические и другие предметы, 3 тарелочки с различными предметами по количеству детей, палочки, нитки (бечевка, халаты, шапочки, бейджики, мяч.
Краткая аннотация к работе: _ образовательная деятельность по познавательному развитию детей разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия "нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Образовательная ситуация с дошкольниками организована как увлекательная игра-экспериментирование, помогающая ребенку в практической деятельности самостоятельно открыть свойства магнита. Для повышения активности и интереса детей используются игровые и информационные технологии. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы "Мир открытий", рабочей программы группы и возрасту детей.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Педагог одет в форму магистра.
- Добрый день, разрешите представиться: я магистр наук.
- Хотите отправиться в увлекательный мир интересных открытий?
- Кто такой магистр? Чем он занимается?
- Хотите стать учениками магистра наук?
Тогда скорее проходите в мою научную лабораторию «Удивительное рядом» (дети надевают халаты, шапочки, бейджики)
2. Актуализация знаний и умений.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о свойствах магнита, изученных ранее
На интерактивной доске появляется Нолик из мультфильма Фиксики:
«Здравствуйте, ребята! Я - Нолик. Хочу рассказать вам старинную легенду. В давние времена один пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что к его палке с железным наконечником прилипают странные черные камни. Пастух перевернул палку наконечником вверх, и камни перестали прилипать к палке. Магнис понял, что эти странные черные камни притягивают к себе только железо. От имени пастуха и появилось название "магнит". Я дарю вам магниты и предлагаю выполнить задание: у вас на столе находится тарелочка с различными предметами. Положите в красную тарелочку те предметы, которые магнит притянет, а в зеленую те предметы, которые магнит не притянет. Желаю удачи!»
Выполнение задания детьми (у каждого свой набор дидактического материала).
-Как проверить, верно ли выполнено задание? (с помощью магнита).
-Какой вывод можно сделать?
- Как называется свойство магнита притягивать предметы?
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы. Это свойство магнита притягивать, примагничивать предметы, называется магнетизм.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
- Сегодня у Нолика случилось небольшое происшествие: когда он наливал воду в бутылку, то случайно уронил в нее ключ. Попытался его достать и не смог, горлышко у бутылки узкое, вода холодная.
- Помогите Нолику достать ключ, не выливая воды из бутылки (выслушиваются все предложения детей)
- Смогли помочь? Почему не смогли? Значит, нам нужно, что узнать, чему научиться?
- Как решить поставленную задачу? (придумать свой, новый способ).
4 «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».
- Что нам может помочь достать ключ из бутылки? (магнит)
- Благодаря какому свойству? (магнетизму)
- Как магнит попадет в узкое горло бутылки?
Подвести детей к решению: «изготовить магнитную удочку». Составить алгоритм изготовления магнитной удочки : выбрать маленький магнит, который войдет в узкое горлышко бутылки, перевязать его ниткой или бечевкой, подобрать подходящую палочку, на которую привязать другой край нитки (бечевки). Опустить магнитную удочку в воду и достать ключ из бутылки.
-Хотите проверить?
Дети выполняют все этапы и достают ключ.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи: закрепить знания о свойствах магнита, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.
В нашей лаборатории «Удивительное рядом» есть сосуд с различными предметами, которые утонули в воде. Хотите узнать, какие из этих предметов выловит наша магнитная удочка? Пробуйте.
-Что удалось выловить с помощью магнитной удочки из воды? Почему только эти предметы? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы через воду. Это свойство называется магнитной силой.
Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений (демонстрация иллюстраций) :
- В каких целях человек использует магнит? (используется презентация «Применение магнита», возможно как индивидуальный проект ребенка).
Дидактическая игра с мячом «Магнитит-не магнитит» (мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч)
6. Осмысление.
Дидактические задачи: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.
-Кем вы сегодня были?
-Чем занимались?
-Кому помогли?
-Почему смогли помочь?
Вы молодцы, вам все удалось, потому что узнали о главном свойстве магнита- магнетизме и способности магнита притягивать предметы через воду.
Рефлексия:
Если вы достигли поставленной цели, то возьмите в ладошку предмет, который выловили магнитной удочкой. Если у вас что-то не получилось сегодня- возьмите в ладошку магнит. (индивидуальная работа с детьми, имеющими заниженную самооценку, использование ситуаций успеха)
Нолик приглашает посмотреть, как магнит может помочь нам в обычной жизни. Показ м/ф «Лунтик. Магнит».
Комментарии к сценарию:
Занятие относится к разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» образовательной области «Познавательное развитие».
Литература:
1. Программа экологического образования дошкольников. «Наш дом — природа», © ТОО фирма «LINKA-PRESS», 1996
2. Рыжова Н. А. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, илл. (Сер. «Наш дом — природа»).
3. Рыжова Н. А. Исследования природы в детском саду, ООО «Русское слово-учебник», 2017.