Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 4–5 лет «Теремок для друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Художественное творчество» (аппликация)
Возрастная группа: 4-5 лет (средняя)
Тема: «Теремок для друзей»
Цель: обогащать художественный опыт детей; содействовать дальнейшему освоению базовых техник аппликации.
Материал:
Демонстрационный:
1) иллюстрации теремков (Д-1);
2) большой лист с фоном для коллективной работы.
Раздаточный:
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 4–5 лет „Теремок для друзей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
1) листы А5 (основа композиции) на каждого ребенка (Р-1);
2) заготовки из цветной бумаги: три больших квадрата: два квадрата одного цвета и один другого (например, два зеленых и один голубой); два маленьких квадрата разного цвета (например, желтый и оранжевый);
3) ножницы, клей, салфетки, клеёнки.
Образовательные задачи :
1) формировать представление о способе деления бумажного квадрата на два равных (одинаковых) треугольника ножницами.
2) формировать умение детей разрезать квадрат по диагонали на два треугольника;
3) создать условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной выразительности;
4) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
5) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение;
6) развивать речь, воображение, творческие способности;
7) воспитывать интерес к народной культуре.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей о сказке «Теремок».
Воспитатель собирает детей около себя.
– Какие сказки вы любите?
– В какой сказке очень дружно жило много зверушек? (Теремок.)
– Что такое теремок? (Дом.)
– Кто жил в теремке? Назовите героев сказки.
– Кто развалили теремок?
– Почему Медведь не поместился в тереме?
– Что надо сделать, чтобы звери снова стали жить в теремке? (Построить новый)
– Так как зверей в лесу очень много, они просят помочь построить целую улицу теремков.
– Хотите помочь зверям построить новые дома?
– Сможете?
2. Актуализация.
Дидактические задачи:
1) актуализировать знания детей о геометрических фигурах: квадрат, треугольник;
2) тренировать мыслительные операции, развивать речь, воображение.
Воспитатель рассказывает детям, что перед тем как начать строить надо, договориться, какими будут дома. Дети подходят к магнитной доске, на которой расположены иллюстрации двух теремков (стены теремков разного цвета) (Д-1).
– Из каких частей сделаны теремки? (Стена, крыша, окно.)
– Какой формы стены теремков? (Квадратной.)
– А что у них еще квадратной формы? (Окошки.)
– Какой формы крыша теремков? (Треугольной.)
– Что общего у теремков? (Размер; цвет крыши.)
– Чем они отличаются? (Цветом стен, окошек.)
Воспитатель предлагает каждому из детей сделать аппликации двух теремков так, чтобы стены и окошки у них были разного цвета. Воспитатель выступает в роли прораба и осуществляет контроль над стройкой.
3. Затруднение в ситуации
Дидактическая задача: сформировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя.
– Проходите на строительную площадку.
Дети садятся за столы, на которых для каждого лежат листы (основа композиции) (Р-1); три больших квадрата: два квадрата одного цвета и один другого (например, два зеленых и один голубой); два маленьких квадрата разного цвета (например, желтый и оранжевый).
– Выберите деталь для стены первого теремка.
– Выберите деталь для стены второго теремка.
– Почему вы выбрали именно такой квадрат для второго теремка? (Потому что стены должны быть разного цвета)
– Молодцы! Можете приступать к работе.
Дети делают пробные действия, приходят к выводу, что не хватает крыши.
– Какие детали вам необходимы для крыши? (Два треугольника одинакового цвета.)
Воспитатель говорит детям, что других деталей нет, и предлагает сделать треугольную крышу из имеющихся деталей.
– Какая деталь у нас осталась? (Квадрат.)
– Попробуйте «превратить» квадрат в две треугольные крыши.
Детям предоставляется самостоятельность. Воспитатель наблюдает за действиями детей, которые разными способами пытаются преобразовать квадрат в треугольник. Обращает внимание, что это удается не всем.
– Получилось у нас сделать красивые треугольные крыши для теремков? (Нет).
– Почему? (Пока еще не знаем, как правильно сделать две треугольные крыши из одного квадрата.)
4. «Открытие» нового способа действия
Дидактические задачи:
1) формировать представление о способе деления квадрата на два одинаковых треугольника с помощью ножниц;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3) развивать творческие способности.
– Если вы чего-то не знаете, как это можно узнать? (Спросить, у того, кто знает, например, у воспитателя.)
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос: «Как сделать две красивые, треугольную крыши из квадрата?»
Воспитатель показывает, как разделить квадрат на два одинаковых треугольника: чтобы сделать треугольную крышу, надо сложить квадрат так, чтобы получился треугольник – соединяем уголок с уголочком по диагонали, линию сгиба разрезаем ножницами.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
1) формировать умение детей разрезать квадрат по диагонали на два равных треугольника;
2) развивать логическое мышление, воображение.
Воспитатель предлагает детям повторить алгоритм действия: чтобы сделать треугольную крышу, надо сложить квадрат так, чтобы получился треугольник – соединяем уголок с уголочком по диагонали, линию сгиба разрезаем ножницами.
Дети выполняют аппликацию.
После того, как все дети сделали свои аппликации, все работы выставляются на фланелеграфе (или магнитной доске, образуя одну большую улицу. «Прораб» проверяет качество строительства. Он доволен работой.
6. Осмысление
Дидактические задачи: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя.
– Кому мы сегодня помогали?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь зверушкам построить красивую большую улицу, потому что научились квадрат на два одинаковых треугольника.
После занятия в самостоятельной детской деятельности воспитатель предлагает обыграть полученные теремки и заселить его зверями, отпраздновать новоселье.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
1. ПООП «Мир открытий» под ред. Л. Г. Петерсон, А. И. Лыковой. Цветной мир, 2012.
2. Методические рекомендации к ПООП «Мир открытий», н. р. Л. Г. Петерсон. М., Цветной мир, 2012.
3. Лыкова А. И. Изобразительная деятельность в ДОУ. Средняя группа. - М. : Цветной мир, 2012,
4. Лыкова А. И. Конструирование в ДОУ, Средняя группа. - М: Цветной мир, 2012.