Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 4–5 лет «Птичий домик»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : художественно-эстетическая
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Тема: «Птичий домик»
Основная цель: расширение представлений детей о перелетных птицах
Задачи:
Формировать у детей представление о способах изображения скворечника.
Уточнить представление детей о признаках весны (тает снег, бегут ручьи, пробуждается природа, прилетают птицы из теплых стран).
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 4–5 лет „Птичий домик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Закрепить умение детей изображать птиц, используя схемы.
Воспитывать заботливое отношение к живой природе, птицам.
Дидактические материалы: разрезные картинки с изображением перелетных птиц
Оборудование:
Демонстрационный материал: картины с изображением скворечников и птиц, игрушка «Заяц».
Раздаточный материал: схемы изображения скворца, альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети знакомятся с разными видами скворечников и находят способы их изображения.
Логическая основа образовательной ситуации :
Новое знание: способы изображения скворечника.
Индивидуальное затруднение ребёнка состоит в том, что он не знает, как правильно изобразить скворечник.
Причина затруднения: незнание способов изображения скворечников.
Цель деятельности детей: помочь зайцу Морковкину спасти свой урожай.
Результат: освоение способов изображение скворечника, создание красочной композиции.
Предварительная работа:
Беседа о перелётных птицах.
Рассматривание картин с изображением птиц.
Чтение стихов С. Михалкова «Скворец», А. Барто «Скворцы прилетели», Н. Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок», Н. Рощиной «Сказка о царице и скворце».
Наблюдение за птицами на прогулке.
Лото «Перелетные птицы», домино «Птицы», «Четвертый лишний» (зимующие и перелетные птицы) в самостоятельной деятельности детей.
Ход образовательной ситуации:
1. Введению в ситуацию :
Воспитатель проводит с детьми беседу о перелётных птицах.
- Каких птиц называют перелётными?
Дети: Это птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются в наши края.
- Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети перечисляют перелетных птиц (ласточки, грачи, скворцы и т. д.).
Воспитатель предлагает детям разрезные картинки «Перелетные птицы». Дети собирают картинки и закрепляют названия птиц.
Появляется заяц Морковкин (игрушка).
-Здравствуйте, я заяц Морковкин. Я не только очень люблю морковку и капусту, но и каждый год сажаю их на своём огороде. Но в прошлом году у меня почти ничего не выросло, всю капусту и морковку съели гусеницы.
Всю зиму я жил впроголодь. А вот люди собрали хороший урожай.
Кто же людям помогает на огороде?
Если дети самостоятельно не смогут ответить на вопрос зайца, подвести их к этому с помощью наводящих вопросов:
-Как вы думаете, ребята, кто съел урожай у зайца? (гусеницы).
-А гусеницами кто питается? (птицы).
-Кто же помогает нам сохранить урожай? (птицы).
- Ребята, а вы сможете помочь Зайцу?
Дети: Да.
2. Актуализация знаний детей:
Актуализировать знания детей о скворцах, как перелётных насекомоядных птицах. Они приносят пользу людям, собирая личинок и насекомых на огородах. Скворцы живут в домиках, которые называются скворечники.
Морковкин: Птицы есть везде, почему же они мне не помогли?
Воспитатель: А ты, Морковкин приглашал их на свой огород?
Морковкин: Нет! Я не знаю, как их пригласить.
Воспитатель: А ребята знают.
Ребята, хотите рассказать Морковкину как пригласить к себе скворцов?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Расскажите, что для этого нужно.
Дети: Нужно построить возле своего огорода скворечник. И скворцы будут туда прилетать чаще.
Морковкин: А что это такое скворечник?
Дети: Это такой домик для птиц, для скворцов.
Воспитатель читает стихи А. Полетаевой:
- Это что за молодец?
- Чёрный маленький скворец!
Он по огороду ходит
Червяков в земле находит!
У нас в скворечнике живёт,
Прилетает каждый год.
Он заботливый отец
Этот чёрненький скворец!
Слышите, пищат птенцы?
Скоро вырастут скворцы.
3. Затруднение в ситуации :
Воспитатель предлагает детям нарисовать скворечник и скворца, чтобы Морковкин смог сделать у себя на огороде такой же. Дети рассматривают картины с изображением скворечников. Обратить внимание детей на то, что скворечник – это маленький домик с круглым окошком и жёрдочкой для птицы. Прикрепляется он к дереву или на длинный шест к дому или забору. Скворечники могут быть разной формы (квадратной, прямоугольной, цилиндрической).
4. «Открытие» нового знания:
Обсудить с детьми способы рисования скворечника.
Воспитатель: Ребята, а какой формы скворечник вы хотите нарисовать?
Дети: квадратной, прямоугольной и т. д.
Воспитатель: Дети, а как нарисовать квадрат, прямоугольник, цилиндр? А какой формы будет окно в вашем скворечнике? А какая будет крыша? Как нарисовать треугольную крышу, плоскую крышу? Ответы детей.
Физкультминутка:
«Птички»
Птички прыгают, летают. Дети прыгают
Крошки птички собирают. «Клюют»
Перышки почистили, Изображают
Клювики почистили. Изображают
Птички летают, поют, Машут руками
Зернышки клюют. Приседают и клюют
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребё нка:
Воспитатель предлагает детям самостоятельно изобразить скворечник и рядом скворца по схеме. Дети рисуют скворечник и скворца по схеме «Изображение птицы». По желанию дети могут дополнить рисунок деталями (солнце, тучи, деревья и т. д.).
6. Осмысление:
По окончании деятельности воспитатель создает выставку рисунков. А дети рассказывают зайцу Морковкину о своих скворечниках. Морковкин благодарит детей за помощь и обещает сделать у себя на огороде скворечник. Воспитатель хвалит детей за отзывчивость и трудолюбие.
Комментарии к сценарию:
Литература:
1. ПООП «Мир открытий» под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. Цветной мир, 2012.
2. Методические рекомендации к ПООП «Мир открытий», н. р. Л. Г. Петерсон. М., Цветной мир, 2012.
3. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. И. А. Лыкова. М. : «КАРАПУЗ», 2009.
4. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». И. А. Лыкова. М. : «Карапуз-Дидактика», 2006.