Получи документы

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Порядковый счет»

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Порядковый счет»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : познание.

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).

Тема: «Порядковый счет».

Основные цели: формировать представления детей о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, дифференцировать вопросы «сколько» и «какой по счету», «на котором месте», способствовать развитию познавательного интереса и любознательности, воспитывать навыки общения, умение действовать сообща.

Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет „Порядковый счет“» размещена в разделах

Дидактические материалы: демонстрационная карта с изображением леса и геометрических фигур, демонстрационные картинки с изображением белки, енота, лося, лисы, зайца, (формат А4, картинки трех поросят и их домиков (формат А4, кубики Дьенеша (набор на каждого ребенка, геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, картинки рыб (3х4, на каждого ребенка, схема выкладывания забора (формат А4, на каждого ребенка).

Оборудование: ноутбук, проектор, проекционный экран, мольберт, доска, магниты для фиксации наглядного картинок и схем.

Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия "нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы "Мир открытий", рабочей программы группы и возрасту детей. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, общение, познавательная деятельность.

На 1 этапе - введение в ситуацию, предлагаются приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность (беседа с опорой на личный опыт детей - знание сказки "Три поросенка" и внесение картинок из сказки, и осознанного принятия детьми так называемой «детской» цели с помощью вопросов «Хотите помочь поросятам спрятаться от волка?», «Сможете?». «Детская» цель будет соответствовать познавательному интересу детей, если в предварительной работе педагог познакомит детей со сказкой, обыграет ее в разных формах. Тогда ситуация будет осознана в личном опыте и принята детьми. Цель педагога (образовательная цель) -познакомить детей с порядковым счетом на этом этапе не озвучивается.

На 2 этапе - актуализация знаний и умений, предлагается провести игру "Посчитай фигуры на карте", с целью закрепить знания детьми количественного счета. Этого будет достаточно для «открытия» детьми нового способа счета - порядкового. Здесь, на этапе подготовки к ООД, должна быть продумана рациональность выбора демонстрационного и раздаточного материала и расположение детей во время игр.

На 3 этапе - затруднение в ситуации, продумана связь затруднения с достижением «детской» цели (Мы можем посчитать куда пойти по карте в первую очередь). Была четко сформулирована инструкция к «пробному» действию - "Посчитайте и скажите, какая по счету каждая фигура на карте". Затруднение с помощью воспитателя должно быть зафиксировано детьми: "Почему вы не можете посчитать КАКАЯ ПО СЧЕТУ каждая фигура на карте?". Причина затруднения (дети не знают, как считать порядковым счетом) соответствует образовательной задаче, «открываемому» детьми новому знанию.

На 4 этапе - «Открытие» нового знания (способа счета, с помощью побуждающего, подводящего диалога, дети должны максимально самостоятельно справиться с затруднением и назвать порядковые числительные. А понятие "Порядковый счет" было дается детям как определение новому способу счета. "Если надо узнать сколько, мы считаем количественным счетом, если нам надо узнать который по счету, надо считать порядковым счетом".

На следующем этапе - предлагается провести серию игр, с целью включения нового способа счета в систему знаний и умений детей. Здесь продумано оптимальное соотношение групповых, подгрупповых, парных и индивидуальных форм работы и взаимооценки детей.

На этапе осмысления, дети проговаривают условия, которые позволили достигнуть "детскую" цель. Так же на этом этапе соединяются «детская» и «взрослая» цели: "мы смогли помочь поросятам, потому, что научились считать порядковым счетом".

Ход образовательной ситуации:

I. Введение в игровую ситуацию

- Ребята вы знаете сказку «Три поросёнка»? Кто помнит, как звали героев этой сказки? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф).

- Хотите помочь поросятам получше спрятаться от волка в крепком каменном домике Наф-Нафа? А вы сможете?

- Итак, мы отправляемся в сказку к весёлым братьям поросятам.

1-2-3 - покружись.

В волшебной сказке окажись!

На экране появляется картинка с изображением сказочного леса.

II. Актуализация знаний

-А путешествовать мы будем по волшебной карте. Давайте рассмотрим ее и поиграем в игру "Считайка".

-Играя в эту игру, мы вспомним, как можно считать, чтобы узнать СКОЛЬКО фигур на карте"

-Перечислите, что изображено на карте? (Квадрат, овал, треугольник, круг, прямоугольник).

-Как их можно назвать одним словом? (Геометрические фигуры).

-Что нужно сделать, чтобы узнать СКОЛЬКО фигур на карте? (Посчитать)

-Посчитайте. (Один, два, три, четыре, пять).

-СКОЛЬКО всего фигур? (Всего пять фигур).

-Правильно, когда мы хотим узнать СКОЛЬКО предметов, мы считаем "Один, два, три. ".

-В каком направлении вы считали? Покажите.

- С какой стороны ты считал? Сколько всего фигур?

- С какой стороны ты считал? Сколько всего фигур насчитал ты? (Детям дается возможность посчитать с разных сторон и убедиться, что результат получается один).

-Молодцы! Мы справились! - Когда мы хотим узнать СКОЛЬКО предметов, то НЕ ВАЖНО, с какой стороны считать!

Обращаем внимание детей на экран и считаем на нем.

-Посчитайте поросят, СКОЛЬКО их? (Три).

- Как вы считали? (Один, два, три).

-Посчитайте деревья в сказочном лесу, СКОЛЬКО их? (Пять).

-Как вы считали? (Один, два, три, четыре, пять).

-Посчитайте цветочки в сказочном лесу, СКОЛЬКО их? (Десять).

-Как вы считали? (Один, два, три…десять).

Молодцы, ребятки! Вы все вспомнили, что когда мы хотим узнать СКОЛЬКО, мы считаем один, два, три. и не важно, с какой стороны считать.

III. Затруднение

Карта нам нужна для того, чтобы правильно ориентироваться в сказочном лесу. Она по порядку покажет, куда нам идти, чтобы помочь поросятам. Давайте еще раз рассмотрим на карту и поиграем в другую игру «НА КОТОРОМ МЕСТЕ».

-Посчитайте и скажите, НА КОТОРОМ МЕСТЕ находится каждая фигура на карте.

(Дети считают количественным счетом или называют разные ответы, потому что считают в разных направлениях).

-Вы смогли посчитать?

-Почему вы не можете посчитать КАКАЯ ПО СЧЕТУ каждая фигура на карте? (Мы не знаем, как нужно считать).

IV. Открытие нового знания

-Что нужно сделать, если вы не знаете ответа на вопрос? (Спросить, прочитать в энциклопедии, узнать в интернете, можно даже придумать самому, а потом проверить. Не знать не страшно, страшно не узнать!

-Давайте еще раз попробуем. Как надо посчитать, что бы узнать на котором месте находится каждая фигура? Все фигуры расположены по порядку.

-Правильно! Молодцы! Считать надо по порядку, счетом : первый, второй, третий, четвертый, пятый…

- Но, давайте договоримся, что считать будем слева направо от красной черты.

-Теперь вы можете посчитать, КАКАЯ ПО СЧЕТУ на карте каждая фигура. Считать все фигуры надо слева направо

-Посчитайте, какой по счету слева квадрат? (Квадрат первый слева).

-Посчитайте, какой по счету слева овал? (Овал второй слева).

-Посчитайте, какой по счету слева треугольник? (Треугольник третий слева).

-Посчитайте, какой по счету слева круг? (Круг четвертый слева).

-Посчитайте, какой по счету слева прямоугольник? (Прямоугольник пятый слева).

- Когда мы хотим узнать КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ, то ВАЖНО выбрать, с какой стороны считать!

-Молодцы! Вы справились! Когда мы хотим узнать, какой по счету предмет, мы выбираем, с какой стороны будем считать (например, слева направо) и считаем так: "Первый, второй, третий. ".

- Справились. Молодцы! Теперь мы сможем правильно пройти по карте и помочь поросятам? (Да! Ура)

Физминутка

Поросята в чаще жили. Дети идут по кругу.

Целый день они кружились, Кружатся.

Плавали, играли, Движения пловцов.

Дружно танцевали. Танцевальные движения.

Но пришёл тут серый волк. Изображают волка.

Поросятам будет толк: Грозят пальцем.

Надо дом построить крепкий, Руками над головой изображают крышу.

Не шутите с волком детки. Грозят пальцем.

V. Введение нового знания в систему знаний

-Итак, мы с вами идем по карте. Что нам показывает наша карта? Какая фигура первая слева? (Квадрат).

-Первое место в лесу, куда нам надо прийти обозначено квадратом, если считать слева.

Подойдите к квадрату, здесь мы поиграем в игру «Как кого зовут».

-Все поросята стоят по порядку. Я называю порядковый номер поросенка с, а вы мне его показываете и рассказываете на каком месте он стоит полным предложением.

-Наф-Наф - третий слева. Покажите его. Правильно? Как вы считали? (Первый, второй.). В каком направлении? (Слева).

-Ниф-Ниф - первый слева. Покажите его. Правильно? Как вы считали? (Первый, второй.). В каком направлении? (Слева).

-Нуф-Нуф – второй слева. Покажите его. Правильно? Как вы считали? (Первый, второй.). В каком направлении? (Слева).

-Справились! Правильно посчитали поросят и правильно показали. Молодцы! Споём вместе с поросятами весёлую песенку «Нам не страшен серый волк» (музыкальное сопровождение – магнитофон).

-Идем по карте дальше. Что нам показывает наша карта? Какая фигура вторая слева? (Овал).

-Значит, подойдем ко второму местечку в волшебном лесу, обозначенному овалом. Это лесное озеро. Здесь мы поиграем в игру "Рыбалка".

В озере живут разные рыбки: ерш, щука, сом и золотая рыбка. Вам нужно поймать рыбок и выложить их перед собой по-порядку, как отмечено на схеме.

-Посмотрите на схему, в каком порядке слева направо от красной черты расположены рыбки? (Первая рыбка - ерш, вторая - щука. и т. д.)

-Выложите рыбок в таком же порядке у себя на столах.

-Справились? Проверьте друг у друга.

-Молодцы! У всех получилось, выложить рыбок в правильном порядке слева направо. А теперь давайте отпустим наших рыбок обратно в озеро.

-Продолжаем путешествовать по сказке. Что нам показывает наша карта? Какая фигура третья слева? (Треугольник).

-Идем к третьему месту в волшебном лесу, обозначенному треугольником. Здесь построили свои домики поросята. Играем в игру "Выложи домики поросят по порядку". Для этого объединимся в две команды.

-Вам надо поставить домики так, как я попрошу.

-Внимательно слушайте и быстро отвечайте.

-Когда по утрам лужи стали покрываться тонкой корочкой льда, братья взялись за работу. Ниф-Ниф решил построить самый простой домик из соломы. (Выкладывается домик Ниф-Нифа).

-А Нуф-Нуф подумал, что соломенный домик может разлететься от сильного порыва ветра и зимой в нем будет холодно. И построил он себе дом из прутьев. (Выкладывается домик Нуф-Нуфа).

-А Наф-Наф строил себе домик из … (Выкладывается домик Наф-Нафа).

-Что было дальше, к кому первому пришел волк?

-Поставьте домики по порядку от красной черты слева направо. Первый- домик Ниф-Нифа, второй домик - Нуф-Нуфа третий домик -Наф-Нафа.

Справились? Проверьте друг у друга. (Первый домик - Ниф-Нифа, второй домик- Нуф-Нуфа, третий домик - Наф-Нафа).

Молодцы! Обе команды поставили домики как я попросила!

Чтение стихотворения и выкладывание картинок.

-Идем по карте дальше. Что нам показывает наша карта? Какая фигура четвертая слева направо? (Круг).

-Подойдем к четвертому месту в волшебном лесу, обозначенному кругом. В лесу живут не только поросята, но и другие звери. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и отвечайте на вопросы. (воспитатель читает стихотворение и выкладывает картинки зверей)

Под шатром ветвистой ели

Сделал внучке дед качели.

И на внучкины качели

Собрались лесные звери.

Заяц, бельчонок,

Енот, медвежонок,

Лисица и лось

Вы, ребята, не зевайте

Всех зверей пересчитайте.

- Сколько зверей? Давайте посчитаем слева направо хором.

- Который по счету заяц?

- Которая по счету лисица?

- Кто стоит третий?

- Который по счету бельчонок?

Молодцы! Справились с моей просьбой. Правильно ответили на вопросы.

Моделирование из блоков Дьенеша "Забор"

-Вернемся в нашу сказку. Что нам показывает наша карта? Какая фигура пятая, если считать слева направо? (Прямоугольник).

-Подойдем к местечку, обозначенному прямоугольником. Помните, что дальше произошло в сказке "Три поросенка"? Волк убежал из леса, а поросята стали жить у Наф-Нафа.

-Для большей безопасности поросят, построим для них забор.

-Ваш забор будет крепким только если вы выложите доски в определенной волшебной последовательности, как на образце.

-Для этого, нужно правильно считать доски по порядку слева направо. Первая доска - красного цвета, вторая доска - синего цвета, третья доска - желтого цвета, четвертая - зеленого, пятая. и так далее, по образцу.

-Кто справился, помогите друзьям.

-Проверьте друг у друга.

-Крепкий забор у вас получился? Как вы считали?

-Молодцы! У всех получилось выложить дощечки, считая их по порядку?

Пальчиковая гимнастика:

Мы построили забор. Выпрямляем пальчики по одному.

Не залезет волк во двор. Грозим указательным пальчиком.

Поросята веселитесь. Сжимаем-разжимаем пальцы в кулачок.

Только больше не ленитесь. Грозим указательным пальчиком.

-Молодцы! Помогли поросятам спрятаться от волка!

Все фигуры, обозначенные на карте, прошли? Значит пора возвращаться.

Раз, два, три – покружись,

Снова в группе окажись.

VI. Осмысление:

-Где мы с вами были?

-Чем мы там занимались? Кому помогали?

-Смогли мы помочь поросятам получше спрятаться от волка?

-Что мы для этого делали? (Прошли по карте, построили забор)

-Почему мы все смогли построить забор правильно? Какие знания нам помогли?

- На какой вопрос мы научились отвечать? (Мы научились отвечать на вопрос «КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ?

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, потому что научились считать по -порядку

-И всем гостям, на прощанье, осталось сказать "До свиданья".

Комментарии к сценарию

Использованная литература:

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).

2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Институт СДП, 2011.

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.

5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.

6. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Путешествие в страну Поиграй-ка. Счет в пределах 6. Порядковый счет до 6»Конспект НОД «Путешествие в страну Поиграй-ка. Счет в пределах 6. Порядковый счет до 6» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Тема: «Путешествие в страну «Поиграй-ка» (счет в пределах 6. Порядковый.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Порядковый счет до 10» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. На тему: «Порядковый счет до 10» Воспитатель: Хабарова.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе по сказке «Теремок» по теме «Счет до 5. Порядковый счет до 5. Геометрические фигуры» Цель: Тренировать в прямом, обратном и порядковом счете до 5. Уметь различать и называть геометрические фигуры. Задачи: •Продолжать учить.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Внутри, снаружи» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Внутри, снаружи» Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации по аппликации с дошкольниками 4–5 лет «Автобус» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: средняя группа, 4 -5 лет Тема: «Автобус» (открытие нового.

Конспект образовательной ситуации по рисованию с дошкольниками 3–4 лет «Светлячок» Образовательная область: художественное творчество (рисование) Возрастная группа: младший возраст (3-4 года) Тема: Светлячок Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «На помощь бельчатам» Образовательная область: «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет) Тема: «На помощь бельчатам» Основная.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Волшебная страна Чувств» Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие» Возрастная.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Вызывание звука [Р]» Образовательная область: «Коммуникация» (логопедия) Возрастная группа: 5-7, старший дошкольный возраст Тема: «Вызывание звука «Р» Основные.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 3–4 лет «Знакомство с образованием числа 5» Образовательная область: «Познавательное развитие» (ФЭМП) Возрастная группа: 3-4 года, вторая младшая группа Тема: «Знакомство с образованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Порядковый счет»
Опубликовано: 24 мая 2019 в 11:14
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Порядковый счет»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД