Лучший педагог года

Образовательная ситуация с дошкольниками. Башкирская народная сказка «Сарбай»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками. Башкирская народная сказка «Сарбай»

Образовательная область : Художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: 5-6 лет

Тема: Башкирская народная сказка «Сарбай».

Основные цели:

1. Познакомить с башкирской народной сказкой «Сарбай»;

2. Формировать опыт самостоятельной фиксации затруднения;

3. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения на основе рефлексивного метода;

4. Актуализировать знания детей о дружбе, совершенствовать умение детей понимать переносное значение образных выражений;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками, Башкирская народная сказка „Сарбай“» размещена в разделах

5. Развивать слуховое восприятие, литературную речь, образное мышление, воображение, память детей;

6. Воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству, чувства доброты, дружелюбия.

Дидактические материалы: иллюстрации к сказкам «Айога», «Мышка Вострохвостик», «Лиса и волк», «Сарбай», книга башкирских народных сказок, «Цветок дружбы».

Предварительная работа: чтение произведений о дружбе, проведение словарной работы - в почете, жать, жатва, в арбе, с неистовым, припеваючи.

Краткая аннотация к работе: Художественные произведения для детей 5-6 лет подбираются таким образом, чтобы удовлетворять познавательные потребности, познакомить детей с разными сторонами окружающей их жизни: миром природы, человеческих отношений, миром собственных переживаний. Существенно разнообразятся сказки : появляются волшебные, поучительные бытовые, сказки разных народов, которые часто имеют похожий сюжет, но при этом несут на себе отпечаток национальных культур.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи:

1) Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, у вас есть друзья?

- Расскажите, как вы дружите.

- Ребята, недавно у Буратино был день рождения и Мальвина подарила ему волшебный цветок дружбы. Но недавно Буратино увидел, что все лепестки с волшебного цветка опали. (На коврике лежат разноцветные лепесточки) А перед этим она обиделась на Буратино и сказала : «Друг познается в беде». Но Буратино ничего не понял и просит вас помочь понять, что же означает эта пословица и почему обиделась его подруга?

- Ребята, хотите помочь? Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

1) Актуализировать знания детей о дружбе;

2) Совершенствовать умение детей понимать переносное значение образных выражений;

3) Развивать мышление, речь, коммуникативные качества.

- Ребята, расскажите Буратино, каким должен быть настоящий друг?

Дети поднимают лепесточки и высказывают свои предположения :

- Настоящий друг не обзывает своего друга, не обижает.

- Помогает другу в беде, делится игрушками.

- Не обманывает друга, всегда с другом честен.

- Настоящий друг верный, надёжный.

- Он умеет признать свои ошибки и помириться с другом.

- Всегда внимателен к своему другу.

- Настоящий друг умеет уступать своему другу.

Дети из лепесточков собирают цветочек.

- Вот и ожил цветочек у Буратино, теперь он понял свою ошибку.

-Что должен сделать Буратино, чтоб Мальвина его простила? (Буратино должен извиниться)

- Но нам еще нужно помочь ему понять значение пословицы «Друг познается в беде».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Воспитатель, выслушав мнения детей обобщает: «Не каждый знакомый может быть настоящим другом, а только тот, кто помогает тебе в трудную минуту, защищает, помогает решить проблему»

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

1) Формировать опыт самостоятельной фиксации затруднения, понимания его причин и опыт целеполагания;

2) Формировать умение связывать значение пословицы с содержанием сказок;

3) Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

Игра «К какой сказке подходит

- Мы с вами прочитали много различных сказок, давайте рассмотрим иллюстрации и подумаем, к сюжету какой сказки подходит эта пословица.

Воспитатель показывает иллюстрации к сказкам : нанайская народная сказки «Айога», чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик», русская народная сказка «Лиса и волк», башкирская народная сказка «Сарбай».

Дети рассматривают иллюстрации, говорят свое мнение о том, что эти сказки не про дружбу и данная пословица не подходит по смыслу к этим сказкам. Последняя иллюстрация не знакома, вызывает затруднение.

- Вы знаете из какой сказки эта иллюстрация (Нет)

- Почему не знаете? (Мы не читали эту сказку)

- Ребята, Буратино тоже не знает эту сказку.

- Смогли мы помочь Буратино узнать, подходит пословица к этому произведению? (Нет)

- Что нужно сделать, когда что-то не знаешь, но хочешь узнать?

(Спросить у кого-то, прочитать и т. д.)

- Я буду читать, а вы внимательно слушайте и подумайте, о чем эта сказка и подходит ли пословица «Друг познается в беде» к содержанию этой сказки.

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) Формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода

2) Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы.

3) Развивать слуховое восприятие.

Дети садятся на стульчики. На доске выставлены иллюстрации к башкирской народной сказке «Сарбай».

Воспитатель знакомит детей с башкирской народной сказкой «Сарбай».

Работа над содержанием текста по вопросам:

- Как вы думаете, подходит пословица «Друг познается в беде» к содержанию этой сказки? (Да)

- Кто из героев настоящий друг? (Собака Сарбай)

- Почему? (Потому что Сарбай спас ребенка от волка)

- Что предложил собаке волк? (Что волк утащит ребенка, а хозяева будут любить Сарбая как раньше)

- Как вы думаете, правильно ли поступил Сарбай?

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

1) Формировать умение осмысливать идею произведения;

2) Развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, память.

Физминутка: «Буратино»

- Ребята, поиграем с Буратино.

Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

- Ребята, а какие произведения вам знакомы, где так же поднимается тема «Друг познается в беде»? («Лев и собачка», «Два товарища», «Кот, петух и лиса», «Петух и бобовое зернышко»)

Дети высказывают свое мнение.

6. Осмысление.

Дидактические задачи:

1. Формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, позволяющие его достичь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, кому мы сегодня помогали? (Буратино)

- Какая новая сказка вам помогла раскрыть смысл пословицы «Друг познается в беде»?

- Молодцы, ребята! Буратино очень благодарен за вашу помощь,

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Числовой ряд» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Числовой ряд». Основные цели: 1. формировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в мир математики» Образовательная область: формирование элементарных математических представлений. Возрастная группа: средняя. Тема: «Путешествие в мир математики».

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: познание - формирование целостной картины мира. Возрастная группа: (5-6) лет старшая группа. Тема: «Цветы». Тип.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Измерение объёма» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая группа Тема: «Измерение объёма» Основные цели: 1) закрепить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Кто как поет?» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Тема: КТО КАК ПОЕТ? Основные цели: формировать восприятие и воспроизведение.

Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг» Образовательная область: познавательное развитие (Развитие экологических представлений) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема:.

Образовательная ситуация «Овощи» с дошкольниками Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа Тема: «Овощи» Основные цели: 1. Расширить знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Шоколад» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа:подготовительная группа Тема: Шоколад Основные цели: обогащать знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весна» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: 5-6 лет Тема: «Весна» Основные цели: Цель: формирование коммуникативной компетентности.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Зоопарк» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Зоопарк» Основные цели: Развивать.

Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками. Башкирская народная сказка «Сарбай»
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 18:34
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками. Башкирская народная сказка «Сарбай»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД