Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в мир математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : формирование элементарных математических представлений.
Возрастная группа: средняя.
Тема: «Путешествие в мир математики».
Основные цели: познакомить с понятиями широкий, узкий, еще уже.
Образовательные задачи :
1. Учить ориентироваться в пространстве с использованием карты.
2. Упражнять в различении и назывании круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы предметов.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Путешествие в мир математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
3. Учить детей устанавливать соотношение между тремя предметами по ширине, раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания или убывания величины.
3. Закрепить умение называть много и один предмет, используя в речи понятия – один, много, ни одного.
4. Развивать умение ориентироваться в пространства, логическое мышление, внимание, память, выполнять задания самостоятельно.
5. Воспитывать умение аккуратно работать с раздаточным материалом, действовать в команде.
Дидактические материалы :
Демонстрационный материал :
1. Карта.
2. Фрагмент самолета.
3. Фрукты.
4. Овощи.
Раздаточный материал :
1. Самолеты по 3 на каждого ребенка.
2. Прямоугольник по 3 на каждого ребенка.
Оборудование:3 детских стола, 6 стульев, 2 мольберта.
Предварительная работа:чтение сказки «Три медведя», д/и «Большой – маленький», д/и «Что изменилось?».
Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация для детей среднего возраста, составлена в соответствии с технологией «Ситуация». Сценарий представляет интерес для педагогов дошкольных учреждений и родителей.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся? Когда я шла в детский сад, почтальон передал письмо, вам интересно от кого оно?
Дети: да.
(Воспитатель открывает письмо).
Воспитатель: Ой, а что это?
Дети: карта.
Воспитатель: для чего нам нужна карта?
Дети: карта нужна чтобы искать клад.
Воспитатель: правильно!
Воспитатель: вы хотите найти клад?
Дети: да.
Воспитатель: чтобы отыскать клад надо выполнить задания.
2. Актуализация
Дидактическая задача: актуализировать знания и умения детей по нахождение предметов похожих на геометрические фигуры в пространстве.
Воспитатель: Ребята, а на чем мы можем отправиться на поиски клада?
Дети: на машине, на поезде, пешком, самолете.
Воспитатель: отгадайте фрагменттранспорта, на котором мы отправимся в путешествие (самолет).
Воспитатель: что нам нужно приобрести, что бы мы могли полететь на самолете?
Дети: билеты.
Воспитатель: А билеты мы будем покупать, назвав предмет в группе, похожий на геометрическую фигуру.
3. Затруднение в ситуации
Дидактическая задача: организация анализа детьми возникшей ситуации.
Воспитатель: Ребята, посмотрим карту. Куда нам нужно идти, что бы прийти к кладу?
Воспитатель: Давайте выполним с вами задания, что бы ближе оказаться к кладу.
Игра «Что изменилось?».
На витрину магазина выставляются фрукты и овощи (груша, кукуруза, лимон, помидор).
- Наступает ночь. Дети заснули. (Дети закрывают глаза).
- А утром посмотрели на витрину… Что изменилось? (груша была зеленая - стала желтой).
- Наступает ночь. Дети заснули. (Дети закрывают глаза).
- А утром посмотрели на витрину… Что изменилось? (помидор был овальным – стал круглым).
- Наступает ночь. Дети заснули. (Дети закрывают глаза).
- А утром посмотрели на витрину… Что изменилось? (лимон был большим – стал маленьким).
Воспитатель: Молодцы! Устали?
Дети: Да.
Воспитатель: на чем мы с вами отправились на поиски клада?
Дети: на самолете.
Физкультминутка игр «Летчики».
На стульях маленькие самолетики 2-3 цветов.
- Ребята вы все летчики. Саша – летчик, Захар – летчик, София – летчик, Савва – летчик, Катя – летчик. Сколько летчиков?
Дети: Много.
- Это аэродром. На нем самолеты. Сколько их?
Дети: Много.
-Ребята возьмите каждый себе по самолету. Сколько самолетов взял Савва?
Дети: Один.
- А сколько самолетов взяла Катя?
А теперь полетели красные, желтые, зеленые самолеты. Сколько самолетов в небе?
Дети: Много.
- Пошли на посадку желтые самолеты.
- Пошли на посадку красные самолеты.
- Пошли на посадку зеленые самолеты.
Воспитатель: Отдохнули?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну а нам пора дальше отправляться.
Воспитатель: открываем карту, куда нам нужно дальше лететь?
Ответы детей.
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактическая задача: формирование у детей понятия широкий, узкий, еще уже.
Воспитатель: Ребята, мы оказались в сказке «Три медведя». Не могут найти свои кровати (по ширине).
Воспитатель: Скажите, а кровать на какую геометрическую фигуру похоже?
Дети: Прямоугольник.
Воспитатель: Давайте сначала попробуем вместе со мной разложить прямоугольники от узкого до самого широкого, потом еще раз назовем величину прямоугольников в порядке их расположения.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Игра «Какой предмет?»
Дидактические задачи:
1. Уточнять представление детей о величине предметов;
2. Учить классифицировать предметы по величине;
3. Развивать быстроту мышления.
Воспитатель: (на ковре, в кругу) Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: широкие, узкие, еще уже. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.
Воспитатель: Широкий.
Дети: дорога, улица, речка, лента.
Воспитатель: Узкий.
Дети: кровать, джинсы, глаза, шторы.
Воспитатель: А, что может быть еще уже?
Дети: улица, проход, блузка, сапоги.
6. Осмысление
Дидактическая задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Возникали ли трудности при выполнении заданий?
Ответы детей.
Воспитатель: Что нам помогло выполнить задания?
Ответы детей.
Комментарии к сценарию:
Сценарий образовательной ситуации составлен с опорой на технологию «Ситуация», курс «Игралочка» Л. Г. Петерсон, общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
В ходе образовательной деятельности дети научатся – сравнивать предметы по ширине. Этот сценарий могут использовать в своей работе воспитатели дошкольных групп.
Данный сценарий можно усложнить добавив в игру «Какой предмет?» цвета и форму для предметов. Так же можно сделать усложнение в игре «Что изменилось?» изменять не один предмет, а несколько предметов сразу.
Список литературы:
1. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемсова «Игралочка».
2. Торохова Г. Н. «Активизации познавательной деятельности старших дошкольников в математическом развитии через моделирование».
3. Торохова Г. Н. «Развитие пространственных представлений у старших дошкольников средствами математического моделирования».
4. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».