Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Измерение объёма»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Измерение объёма»

Образовательная область : познавательное развитие

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Измерение объёма»

Основные цели:

1) закрепить представления о сравнении по объёму с помощью измерения, сформировать представление о зависимости результата измерения объёма от величины мерки;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателе на основе рефлексивного метода, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам»;

3) закрепить нумерацию и сравнение чисел;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Измерение объёма“» размещена в разделах

4) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, развивать память, речь, логическое мышление, воображение, фантазию, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Дидактические материалы: раздаточный: полоска картона, длина которой равна высоте одной из ракет, сосуд с жидкостью, крупой, мерка для измерения объёма, емкость для смешивания, карточки для игры «Летающие тарелки», звёзды красного, оранжевого и синего цвета.

Оборудование: ракеты разной высоты, два сосуда (сосуды имеют одинаковый объём, но разную высоту и площадь дна, бутылка с водой, маленький сосуд (мерка)

Краткая аннотация к работе: В данной образовательной деятельности дети знакомятся с зависимостью результата измерения объёма от величины мерки. На этапе введения в ситуацию используется игровой момент: космическое путешествие. На этапе актуализации знаний дети актуализируют алгоритм непосредственного сравнения предметов по высоте, закрепить его для практических измерений. На этапе затруднения в ситуации и открытии нового знания дети играют «Дозаправка космического корабля». На этапе включения нового знания в систему знаний ребята выполняли практическую деятельность: игра «Космическая каша».

Ход образовательной ситуации

1. Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи:

1) создать психологически комфортную атмосферу;

2) мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Эмоциональный настрой

Ребята, сегодня рано утром к нам в группу заглянул яркий весенний лучик солнца. Он подарил мне частичку своего тепла и радостное настроение. Я хочу поделиться всем этим с вами, ребята. Давайте возьмемся за руки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

В светлый день и добрый час, математика у нас. С таким добрым весенним настроением хорошо бы отправиться в путешествие.

- На каких видах транспорта можно совершить путешествие?

-Хотели бы вы совершить космическое путешествие?

- Что для этого нам потребуется?

2. Актуализация знаний

2.1. Игра «Посадка в ракету»

Дидактические задачи:

1) актуализировать алгоритм непосредственного сравнения предметов по высоте, закрепить его для практических измерений;

2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, коммуникативные качества.

На столах находятся ракеты, сделанные из конструктора.

Высота ракет на разных столах различная.

Воспитатель рассказывает, что занять своё место в космическом корабле можно только правильно применив ключ (у каждого ребёнка в руках полоска картона, длина которой равна высоте одной из ракет)

- Как вы будете искать своё место?

Дети предлагают (по цвету, ширине, длине полоски) Проверяют каждый предложенный вариант.

- Как использовали ключ? (как мерку)

- Экипажи заняли свои места в космических кораблях, объявляется Взлёт!

Зарядка «Подготовка к полету»

- Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы.)

- Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч.)

- В порядке ли «система подачи воздуха» скафандра? Легко ли в нем дышится? (Вдох — руки вверх, выдох — руки вниз.)

2.2. Игра «Дозаправка космического корабля»

Дидактические задачи:

1) актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объёму (вместимости) с помощью переливания;

2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные качества.

- Ребята, ЦУП не разрешает нам взлёт, т. к. космическим кораблям требуется дозаправка.

Дети подходят к столу, на котором находятся два сосуда (сосуды имеют одинаковый объём, но разную высоту и площадь дна, бутылка с водой, маленький сосуд.

Воспитатель рассказывает, что дозаправка ракет производится из этих двух ёмкостей, но очень важно, чтобы количество топлива было равным в обоих сосудах.

- Как сравнить объём сосудов? (Дети проговаривают алгоритм сравнения объёма сосудов, затем выполняют каждую операцию)

В результате произведённых действий оба сосуда, оказываются наполненными доверху. Следовательно, ёмкости равны по объёму и жидкости в них поровну.

3. Затруднение в игровой ситуации

3.1. Игра «Дозаправка космического корабля» (продолжение)

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об измерении объёма сосудов с помощью мерки;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитатель обращает внимание, что в топливо необходимо добавить специальные кристаллы, без которых корабль не взлетит.

Таким образом, приходим к выводу, что жидкость в сосуд надо доливать не до самого края.

- Смогли ли правильно налить жидкость для топлива? (Нет, не смогли)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как отмерить жидкости поровну)

4. Открытие нового знания

4.1. Игра «Дозаправка космического корабля» (продолжение)

Дидактические задачи:

1) сформировать представление об измерении объёма сосудов с помощью мерки;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя…»;

3) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

- Как это узнать? (Попробовать придумать самим, а потом проверить себя)

Выслушиваются все предложения детей. После этого воспитатель помогает сформулировать способ измерения объёма с помощью мерки :

надо наполнить маленький сосуд до краёв жидкостью и вылить жидкость в большой сосуд;

если жидкости в большом сосуде не достаточно, надо вылить ещё одну или несколько мерок, наполненных до краёв;

необходимо считать количество мерок, которые вылили в сосуд;

такое же количество таких же мерок необходимо вылить в другой сосуд.

При проговаривании ребята под руководством воспитателя проделывают названные действия. После этого проверяют, правильно ли они придумали способ измерения объёма.

- Смогли ли вы правильно приготовить топливо?

- Почему?

Физминутка

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем

Потянулись, растянулись.

Руки в стороны, вперёд.

За столы мы все вернулись.

Отправляемся в ПОЛЁТ!

5. Включение нового знания в систему знаний

4.2. Игра «Космическая каша»

Дидактические задачи:

1) Закрепить представления об измерении объёма, умение выполнять практическое измерение объёмов жидких и сыпучих тел с помощью мерки;

2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества.

Дети садятся за столы, на которых стоят сосуд с жидкостью, крупой, мерка для измерения объёма, емкость для смешивания.

- Пришла пора подкрепиться. Как вы думаете, чем питаются космонавты?

- Да. Вы правы, космонавты употребляют только здоровую пищу. Что мы с вами будем готовить? (Кашу)

- Какая крупа находится на ваших столах? (Рис, гречка, пшено, манная крупа)

- Как будет называться приготовленная вами каша? (Рисовая, гречневая, пшённая, манная)

Рецепт космической каши: 3 мерки жидкости, 2 мерки крупы.

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

взять мерку;

наполнить мерку доверху, в соответствии с рецептом;

налить в ёмкость нужное количество жидкости, затем насыпать необходимое количество мерок крупы.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Кашу приготовили, пришла пора отдохнуть. Посмотрите в иллюминатор.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун,

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)

полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)

4.3. Игра «Летающие тарелки»

Дидактические задачи:

1) Повторить нумерацию чисел в пределах 10; закрепить пространственные отношения «справа» - «слева»; сравнение чисел;

2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

- Что вы видите в иллюминаторе?

Для заправки летающей тарелки, которая расположена справа от инопланетянина, требуется 5 мерок топлива, для расположенной слева от него, -9 таких же мерок. Соедини летающие тарелки с нужными звёздами. Нарисуй комету над тарелкой, для которой топлива требуется больше.

- Наш полёт заканчивается, возвращаемся на Землю.

5. Итог занятия

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии

Мы с вами опять в группе, во время нашего космического путешествия мы попали в метеоритный дождь. Посмотрите, сколько звёзд!

Каждый из вас может взять одну звезду себе на память. Красную, если путешествие было для вас не только интересным, но и полезным. Оранжевую, если вам было интересно, потому что вы любите путешествовать. Синюю, если путешествие вам не понравилось.

- Что нового вы узнали во время нашего космического путешествия?

- Для чего вам могут пригодиться эти знания?

Литература:

1. Л. Г. Петерсон «Игралочка – ступенька к школе. Методические рекомендации». Часть 3.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Числовой ряд» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Числовой ряд». Основные цели: 1. формировать.

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: познание - формирование целостной картины мира. Возрастная группа: (5-6) лет старшая группа. Тема: «Цветы». Тип.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весна» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: 5-6 лет Тема: «Весна» Основные цели: Цель: формирование коммуникативной компетентности.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Зоопарк» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Зоопарк» Основные цели: Развивать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Измерение объёма»
Опубликовано: 28 июля 2019 в 15:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД