Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Измерение объёма»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: старшая группа
Тема: «Измерение объёма»
Основные цели:
1) закрепить представления о сравнении по объёму с помощью измерения, сформировать представление о зависимости результата измерения объёма от величины мерки;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателе на основе рефлексивного метода, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам»;
3) закрепить нумерацию и сравнение чисел;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Измерение объёма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
4) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, развивать память, речь, логическое мышление, воображение, фантазию, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Дидактические материалы: раздаточный: полоска картона, длина которой равна высоте одной из ракет, сосуд с жидкостью, крупой, мерка для измерения объёма, емкость для смешивания, карточки для игры «Летающие тарелки», звёзды красного, оранжевого и синего цвета.
Оборудование: ракеты разной высоты, два сосуда (сосуды имеют одинаковый объём, но разную высоту и площадь дна, бутылка с водой, маленький сосуд (мерка)
Краткая аннотация к работе: В данной образовательной деятельности дети знакомятся с зависимостью результата измерения объёма от величины мерки. На этапе введения в ситуацию используется игровой момент: космическое путешествие. На этапе актуализации знаний дети актуализируют алгоритм непосредственного сравнения предметов по высоте, закрепить его для практических измерений. На этапе затруднения в ситуации и открытии нового знания дети играют «Дозаправка космического корабля». На этапе включения нового знания в систему знаний ребята выполняли практическую деятельность: игра «Космическая каша».
Ход образовательной ситуации
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи:
1) создать психологически комфортную атмосферу;
2) мотивировать детей на включение в игровую деятельность
Эмоциональный настрой
Ребята, сегодня рано утром к нам в группу заглянул яркий весенний лучик солнца. Он подарил мне частичку своего тепла и радостное настроение. Я хочу поделиться всем этим с вами, ребята. Давайте возьмемся за руки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
В светлый день и добрый час, математика у нас. С таким добрым весенним настроением хорошо бы отправиться в путешествие.
- На каких видах транспорта можно совершить путешествие?
-Хотели бы вы совершить космическое путешествие?
- Что для этого нам потребуется?
2. Актуализация знаний
2.1. Игра «Посадка в ракету»
Дидактические задачи:
1) актуализировать алгоритм непосредственного сравнения предметов по высоте, закрепить его для практических измерений;
2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, коммуникативные качества.
На столах находятся ракеты, сделанные из конструктора.
Высота ракет на разных столах различная.
Воспитатель рассказывает, что занять своё место в космическом корабле можно только правильно применив ключ (у каждого ребёнка в руках полоска картона, длина которой равна высоте одной из ракет)
- Как вы будете искать своё место?
Дети предлагают (по цвету, ширине, длине полоски) Проверяют каждый предложенный вариант.
- Как использовали ключ? (как мерку)
- Экипажи заняли свои места в космических кораблях, объявляется Взлёт!
Зарядка «Подготовка к полету»
- Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы.)
- Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч.)
- В порядке ли «система подачи воздуха» скафандра? Легко ли в нем дышится? (Вдох — руки вверх, выдох — руки вниз.)
2.2. Игра «Дозаправка космического корабля»
Дидактические задачи:
1) актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объёму (вместимости) с помощью переливания;
2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные качества.
- Ребята, ЦУП не разрешает нам взлёт, т. к. космическим кораблям требуется дозаправка.
Дети подходят к столу, на котором находятся два сосуда (сосуды имеют одинаковый объём, но разную высоту и площадь дна, бутылка с водой, маленький сосуд.
Воспитатель рассказывает, что дозаправка ракет производится из этих двух ёмкостей, но очень важно, чтобы количество топлива было равным в обоих сосудах.
- Как сравнить объём сосудов? (Дети проговаривают алгоритм сравнения объёма сосудов, затем выполняют каждую операцию)
В результате произведённых действий оба сосуда, оказываются наполненными доверху. Следовательно, ёмкости равны по объёму и жидкости в них поровну.
3. Затруднение в игровой ситуации
3.1. Игра «Дозаправка космического корабля» (продолжение)
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об измерении объёма сосудов с помощью мерки;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитатель обращает внимание, что в топливо необходимо добавить специальные кристаллы, без которых корабль не взлетит.
Таким образом, приходим к выводу, что жидкость в сосуд надо доливать не до самого края.
- Смогли ли правильно налить жидкость для топлива? (Нет, не смогли)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как отмерить жидкости поровну)
4. Открытие нового знания
4.1. Игра «Дозаправка космического корабля» (продолжение)
Дидактические задачи:
1) сформировать представление об измерении объёма сосудов с помощью мерки;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя…»;
3) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Как это узнать? (Попробовать придумать самим, а потом проверить себя)
Выслушиваются все предложения детей. После этого воспитатель помогает сформулировать способ измерения объёма с помощью мерки :
надо наполнить маленький сосуд до краёв жидкостью и вылить жидкость в большой сосуд;
если жидкости в большом сосуде не достаточно, надо вылить ещё одну или несколько мерок, наполненных до краёв;
необходимо считать количество мерок, которые вылили в сосуд;
такое же количество таких же мерок необходимо вылить в другой сосуд.
При проговаривании ребята под руководством воспитателя проделывают названные действия. После этого проверяют, правильно ли они придумали способ измерения объёма.
- Смогли ли вы правильно приготовить топливо?
- Почему?
Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем
Потянулись, растянулись.
Руки в стороны, вперёд.
За столы мы все вернулись.
Отправляемся в ПОЛЁТ!
5. Включение нового знания в систему знаний
4.2. Игра «Космическая каша»
Дидактические задачи:
1) Закрепить представления об измерении объёма, умение выполнять практическое измерение объёмов жидких и сыпучих тел с помощью мерки;
2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества.
Дети садятся за столы, на которых стоят сосуд с жидкостью, крупой, мерка для измерения объёма, емкость для смешивания.
- Пришла пора подкрепиться. Как вы думаете, чем питаются космонавты?
- Да. Вы правы, космонавты употребляют только здоровую пищу. Что мы с вами будем готовить? (Кашу)
- Какая крупа находится на ваших столах? (Рис, гречка, пшено, манная крупа)
- Как будет называться приготовленная вами каша? (Рисовая, гречневая, пшённая, манная)
Рецепт космической каши: 3 мерки жидкости, 2 мерки крупы.
Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:
взять мерку;
наполнить мерку доверху, в соответствии с рецептом;
налить в ёмкость нужное количество жидкости, затем насыпать необходимое количество мерок крупы.
Дети выполняют работу самостоятельно.
Кашу приготовили, пришла пора отдохнуть. Посмотрите в иллюминатор.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)
планеты будем мы считать.
К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля — наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю,
И Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран
Показали кольца нам.
Вот Нептун,
А вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)
полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)
4.3. Игра «Летающие тарелки»
Дидактические задачи:
1) Повторить нумерацию чисел в пределах 10; закрепить пространственные отношения «справа» - «слева»; сравнение чисел;
2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Что вы видите в иллюминаторе?
Для заправки летающей тарелки, которая расположена справа от инопланетянина, требуется 5 мерок топлива, для расположенной слева от него, -9 таких же мерок. Соедини летающие тарелки с нужными звёздами. Нарисуй комету над тарелкой, для которой топлива требуется больше.
- Наш полёт заканчивается, возвращаемся на Землю.
5. Итог занятия
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии
Мы с вами опять в группе, во время нашего космического путешествия мы попали в метеоритный дождь. Посмотрите, сколько звёзд!
Каждый из вас может взять одну звезду себе на память. Красную, если путешествие было для вас не только интересным, но и полезным. Оранжевую, если вам было интересно, потому что вы любите путешествовать. Синюю, если путешествие вам не понравилось.
- Что нового вы узнали во время нашего космического путешествия?
- Для чего вам могут пригодиться эти знания?
Литература:
1. Л. Г. Петерсон «Игралочка – ступенька к школе. Методические рекомендации». Часть 3.