Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Речевое развитие
Возрастная группа: 5-6 лет
Тема: «Весна»
Основные цели:
Цель: формирование коммуникативной компетентности через умение выражать свои впечатления и отношения к окружающему в связных высказываниях
Образовательные задачи :
-Закрепить представления о весне и ее приметах.
-Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, лужа, ручей).
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
-Совершенствовать грамматический строй речи (подбор глаголов к существительным).
-Учить составлять небольшие тексты повествовательного характера (сюжеты).
Развивающие задачи:
-Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторики, координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
-Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Дидактические материалы, оборудование:
Репродукции картин о весне. Таблички с названиями весенних месяцев. Предметные картинки с изображением солнца, облака, птицы и т. д
Краткая аннотация к работе:
В ходе образовательной деятельности дети могут закрепить представления о признаках весны. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна».
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
В: Ребята, посмотрите, сегодня мы с вами попали в выставочный зал. Что вы здесь видите? Сегодня в выставочном зале мы можем посмотреть картины, давайте рассмотрим их. (Дети проходят к репродукциям и рассматривают представленные картины. Подходят к картине с белыми фрагментами).
2. Актуализация.
В: Какое время года изображено на всех этих картинах? (Весна.)
В: Посмотрите, какая странная картина. Что с ней? (на ней не хватает фрагментов).
В: Давайте мы сейчас с вами присядем за столы. Сегодня у нас необычное занятие, сегодня вы можете сесть на любое понравившееся вам место. (Дети садятся за столы).
3. Затруднение в ситуации.
В: Как вы думаете, чего не хватает на картине? Что можно сделать?
4. «Открытие» нового знания (способа действия).
В: Хотите ли вы узнать, каких частей не хватает на этой картине? Я предлагаю вам выполнить несколько заданий, за каждое выполненное задание мы получим недостающую часть этой картины. Попробуем?
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
В: Какое время года сейчас? (Весна) Все задания у нас сегодня, так или иначе, будут связаны с весной, с этим прекрасным временем года, когда вся природа пробуждается от зимнего сна.
В первом задании вам надо назвать последнее слово, название весеннего месяца, в прочитанных мною стихах.
Прошла зима,
И каждый рад.
Спешит весна
И месяц …. (МАРТ) (Воспитатель вешает на доску табличку МАРТ)
За ним, другой стучится в дверь,
Он называется…. (АПРЕЛЬ) (Воспитатель вешает на доску табличку АПРЕЛЬ)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он…. (МАЙ) (Воспитатель вешает на доску табличку МАЙ)
В: Названия каких месяцев вы назвали? (Март, май, апрель). Это какие месяцы? (Весенние) Скажите, а в правильной последовательности эти месяцы расположены сейчас на доске? (Дети отвечают, воспитатель меняет последовательность на правильную)
В: Мы с вами справились с первым заданием, назвали все весенние месяца и расположили их в правильной последовательности. Первый весенний месяц-март, второй – апрель и последний, третий весенний месяц – май. Мы можем добавить недостающую часть к картине. (Воспитатель накладывает недостающий фрагмент на картину).
В: Второе задание, за правильное выполнение которого, мы получим еще один недостающий фрагмент картины, заключается вот в чем: мы должны вспомнить и назвать как можно больше примет весны. А чтобы нам было веселее и теплее, я буду передавать вам по очереди солнышко, и тот, в чьи руки оно попадет, будет называть одну примету весны. (Воспитатель передает в руки детям, по очереди, мягкую игрушку солнце, дети называют приметы весны : на солнце снег начал таять. Появились первые проталинки вокруг деревьев. Побежали веселые ручейки. Ночи стали короче, а дни длиннее, перелетные птицы возвращаются, одежда людей и т. д).
В: Вы молодцы, вспомнили и назвали много примет весны, и мы можем добавить к нашей картине еще одну недостающую часть. (Воспитатель накладывает второй недостающий фрагмент на картину).
В: Давайте чуть-чуть отдохнем
Физ. минутка:
За окном сосулька тает, Дети стоят, повернувшись лицом в круг. Выполняют 4 прыжка на носочках, держат руки на поясе.
Ветер тучи рвет в клочки. Руки вверх. Наклоны туловища влево- вправо.
Разжимает, разжимает Руки перед грудью. Локти опущены вниз.
Клен тугие кулачки. Разжимают кулачки.
Прислонился он к окошку. 4 прыжка.
И едва растает снег, Наклоны влево-вправо.
Мне зеленую ладошку Поворачиваются лицом друг к другу.
Клен протянет раньше всех. Протягивают друг другу правые руки.
Рукопожатие.
В: Мы немного отдохнули, а на картине еще остались незаполненные части. И следующее задание называется «Скажи наоборот». Я буду говорить предложение, а вы продолжите его но уже наоборот: например, я говорю ЗИМОЙ СОЛНЦЕ ТУСКЛОЕ, а вы продолжаете А ВЕСНОЙ ЯРКОЕ.
• зимой день короткий, а весной….длинный
• зимой облака на небе низко. а весной….высоко
• зимой ветер холодный, а весной…. теплый
• зимой снег чистый, авесной…. грязный
• зимой холодно, а весной…. тепло
В: Молодцы, вы справились с заданием. И я могу добавить к нашей картине еще один недостающий фрагмент. (Воспитатель прикрепляет к картине еще одну недостающую часть)
В: Следующее задание называется «Придумай слово». Я буду называть слова, а вы должны подобрать к ним слова-действия. Например СОЛНЦЕ….СВЕТИТ
• Ручьи….бегут
• снег…. тает
• сосульки…. капают
• птицы…поют
В: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Вот еще одна недостающая часть нашей картины (Педагог прикладывает еще одну недостающую часть к картине).
В: Нам осталось добавить к картине только одну часть. Для этого нам надо выполнить задание. Перед вами на столах лежат картинки, рассмотрите их. Поговорите с соседом и выберите одну из них. Составьте предложение с помощью этой картинки о весне. Когда пара будет готова, поднимите сцепленные руки.
(Дети работают с картинками и озвучивают придуманные предложения)
В: Ребята вы большие умницы, хорошо потрудились и я могу открыть последнюю недостающую часть картины. Посмотрите, какая это красивая картина, на ней художник нарисовал природу весной. А как называют картину, на которой изображена природа? (Пейзаж) Правильно!
В: Давайте составим небольшой рассказ по этой картине, опираясь на те предложения которые вы составляли в последнем задании. (Дети с помощью педагога составляют небольшой рассказ по картине).
В: Ребята, мне очень понравилась ваша работа сегодня на занятии. Давайте вспомним, что помогло нам восстановить картину?
- Мы с вами назвали весенние месяцы и расположили их в правильной последовательности
- Вспомнили и назвали приметы весны
- В задании «Скажи наоборот» мы подбирали слова -признаки отличные друг от друга по значению
- В задании «Придумай слово» мы подбирали слова действия к заданным словам
- и в последнем задании мы придумывали предложения о весне по картинкам
6. Осмысление.
В: И когда картина оказалась полностью открытой для нас, мы с вами составили небольшой рассказ по этой картине.
В: Скажите, какое задание показалось вам наиболее сложным? (Воспитатель выслушивает ответы и хвалит детей за правильно выполненные задания).
В: Сейчас я верну картину в выставочный зал (Воспитатель вешает картину в выставочный зал).
В: Ребята, мы разговаривали с вами о весне, добывали недостающие фрагменты красивого весеннего пейзажа и я предлагаю вам сегодня стать настоящими художниками и нарисовать свой весенний пейзаж. Но сначала мы с вами отдохнем и проводим наших гостей.