Галина Анашкина
Образовательная практика «Макетирование для детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная практика «Макетирование»
Актуальность:
Макеты – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста.
Познавательное развитие предполагает:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
Публикация «Образовательная практика „Макетирование для детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра, поэтому в моей группе Макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками.
Макет наполняется разнообразным предметным материалом. Достоинство универсального макета состоит в том, что он допускает вариативное использование игрушек. При этом задействуются мелкий игровой материал, который способствует разнообразным комбинациям событий. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:
-открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей
- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.
Универсальные игровые макеты обладают следующими качествами:
• Полифункциональностью. Макеты могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях в индивидуальной и совместной деятельности, что способствует развитию творчества, воображения. Они используются как наглядный, так и игровой материал.
• Возможностью применения макетов в совместной деятельности. Макеты могут использоваться одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициируют совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.
• Дидактическими свойствами. Макеты несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом, величиной и формой и пр.
Преимущество технологии макетирования :
Макетирование способствует развитию речи
Тесна связь макетирования и математики
Макетирование способствует сенсорному развитию детей
Макет-это результат конструктивно - творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство.
Цель практики :
развитие познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики рук.
2. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
3. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
4. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
5. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
6. Формировать художественный вкус.
Приемы при планировании игр с универсальными макетами :
- Создание предметно игровой среды макетов.
-Придумывание новых сюжетов, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.
- Презентация дополнительного материала для игры-макета.
- Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.
- Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.
- Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.
Перспективное планирование:
Обучение проводится один раз в неделю, во вторую половину дня - на коллективных занятиях и по подгруппам (10 человек).
На занятиях осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Программа охватывает старший дошкольный возраст.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи.
Используемые материалы:
Пластилин, крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, яйца «Киндер - сюрприза», сухие листья, коряги, шишки, жёлуди, мох, семена растений, цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон, вата, скорлупа яиц, перья, галька, фольга, клей, краски, шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания, кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
Сентябрь
“Золотая осень” (макет “этажей” леса, разукрашенного осенью) - 4 занятия
формировать представления детей об осенних признаках в лесу, знакомить со всем богатством осенних красок, учить передавать их в поделках, используя природный материал, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Октябрь “Осенние фантазии” - 4 занятия
учить детей сообща трудиться над одной темой, выполняя при этом конкретное задание, развивать воображение детей, желание сделать поделку красивой, воспитывать у детей чувство коллективизма, доброжелательное отношение ребят в труде, пополнить словарный запас детей.
Ноябрь “На автостоянке. Макет транспорта”- 4 занятия.
конкретизировать представление о приспособленности человека для жизни в различных условиях, транспорт городской, наземный, воздушный, водный, учить детей мастерить поделки, соизмеряя их по величине, развивать глазомер, точность движений, воспитывать взаимоотношения в труде.
Декабрь Домашние животные. Ферма - 4 занятия
закреплять знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.
Январь “Зимушка - зима”- 4 занятия
закрепить знания о зиме как о времени года; уточнить представления детей о свойствах поделочного материала, пополнить словарный запас детей.
Февраль “Дворец морского царя” (макет морского дна) - 4 занятия.
закреплять умение подбирать детали, изображать рельефы морского дна, передавать выразительность образа, умение скреплять детали с помощью клея ПВА, уточнить представления о морских глубинах, о свойствах материи, побуждать детей рассказывать о своих действиях, развивать связную речь.
Март “Солнечное царство-государство” (макет солнечной системы) - 4 занятия.
в доступной форме дать детям представление о том, что Земля - часть солнечной системы. Солнце - самое большое космическое тело. Упражнять в работе с бумагой, картоном, учить соотносить предмет по размеру, закреплять умение правильно пользоваться материалами и оборудованием для работы, готовить рабочее место и убирать после работы.
Апрель “В царстве льда и холода”- 4 занятия
закрепить знания о животных и растениях крайнего Севера и тундры, их приспособленности к среде обитания, пробудить интерес к живым существам холодного царства; уточнить представления детей о свойствах поделочного материала, пополнить словарный запас детей (Северное сияние, ягель, айсберг) .
Май “Дюймовочка в царстве цветов” - 4 занятия.
закреплять у детей знания о свойствах бумаги, подбор изделий нужного материала, развивать образное представление, умение сгибать, складывать бумагу, способствовать развитию детского внимания, мелкой моторики, памяти, воображения.
Перспективы развития макетирования :
Включение в работу приемов, способствующих повышению интереса детей к играм с макетами
Создание универсальных макетов с участием родителей
Проведение конкурсов макетов между группами
Презентация опыта работы с технологией макетирования на базе ДОУ
Участие в создании опытно-экспериментального центра в рамках концепции Уральская инженерная школа на базе ДОУ