Татьяна Бебарцева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности «В весеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий».
Тема: «В весеннем лесу».
Коррекционно-образовательные цели:
- Уточнить знания детей о ранней весне.
-Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. - Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
- Развитие связной речи.
-Выработка воздушной струи, развитие навыков самомассажа.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности „В весеннем лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
-Укрепление мышц языка и его подвижности.
-Закреплять умение решать задачи творческого характера с использованием приёмов ТРИЗ.
-Учить составлять предложения – сравнения со словом – как.
-Работа над звукопроизношением (автоматизация звука «ш»).
-Развитие мелкой моторики.
Коррекционно-развивающие цели :
-Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
-Развитие речевого слуха.
-Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
-Формирование плавности, ритмичности и точности движений.
-Развитие личностных качеств : активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
-Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные цели:
-Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
-Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Оборудование: мультимедийная доска, костюм снеговика; слайды: весеннего пейзажа, ежа, медведя, носа, глаз, рта, ушей, рук (наших помощников, подснежников; мнемотаблица «Подснежник», массажные мячи «Су-джок», воздушные фломастеры, нарисованная полянка с заготовками цветов – подснежников для каждого ребенка, музыкальные записи.
Ход занятия:
Вход в зал под веселую музыку.
-Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
-Давайте скажем всем нашим гостям и друг другу:
– ДОБРОЕ УТРО!
-Посмотрите, какое время года изображено на картине (экране мультимедийной доски?
- Приглашаю вас отправиться в весенний лес, полюбуемся его красотой, посмотрим, какие тайны откроет нам он. Согласны? А помогут «путешествовать» по картине - наши помощники. Вот эти. (Появляются на доске).
-Давайте, представим, что мы оказались на этой лесной поляне.
«Вхождение в картину». (Метод ТРИЗ).
(Появляется на экране изображение глаза).
-Что вы видите в лесу? (Я вижу.)
(Появляется на экране изображение носа)
-Что вы чувствуете? (Я чувствую запах)
(Появляется на экране изображение уха)
-Что вы слышите? (Я слышу)
(Появляется на экране изображение рта).
-Что вы пробуете на вкус? (Я пробую на вкус)
(Появляется на экране изображение руки)
-Что вы трогаете руками? (Я трогаю руками)
-А теперь, давайте, представим, что …
( Речевая игра: “Ассоциации” - придумывание предложений со словом КАК по схеме методом ТРИЗ “мозговой штурм”).
Солнышко согревает как - одеяло, шарф….
Ручей бежит как – ребенок, зайчик….
Весна лес украшает как – мама, бабушка, …
Птицы шумят как – дети, листва на дереве, погремушка, ветер…
Природа просыпается как.
-Дети, а кто зимой холодной спит в своей берлоге, а весной просыпается от зимней спячки? (медведь)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
Наклонялся взад, вперед
Вот он по лесу идет,
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся.
-А тут смотрите, и еж показался! (су - джок терапия)
-Вот вам каждому по маленькому ежику. Мы тебя сейчас погладим, мы сейчас с тобой поладим.
Игра «Ёжик».
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож.
(Дети катают шарик между ладонями.)
На спине иголки
(Массажные движения большого пальца.)
Очень-очень колкие.
(Массажные движения указательного пальца.)
Хоть и ростом ёжик мал,
(Массажные движения среднего пальца.)
Нам колючки показал,
(Массажные движения безымянного пальца.)
А колючки тоже
(Массажные движения мизинца.)
На ежа похожи.
(Дети катают су - джок между ладонями.)
- Посмотрите, еще в лесу снег не растаял. А давайте, мы с вами слепим снеговика!
Массаж биологически активных зон «Снеговик».
(для профилактики простудных заболеваний)
Раз и два, раз и два – лепим мы снеговика. (Имитируют лепку снежков.)
Мы покатим, снежный ком (Поочерёдно проводят ладонями по шее справа и слева.) Кувырком, кувырком.
Мы его слепили ловко.
(Проводят пальцами сверху вниз по щекам.)
Вместо носа есть морковка,
(Растирают указательными пальцами крылья носа). Вместо глаз угольки,
(Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» энергично растирают лоб.) Ручки – веточки нашли.
(Трут ладонями друг о друга.)
А на голову ведро.
(Раздвигают указательный и средний пальцы «вилочкой» и растирают точки перед ушами.)
Посмотрите, вот оно! (Кладут обе руки)
Снеговик зиме радуется,
Но придёт весна – он заплачет.
Снеговик на весну обижается,
Снеговик от тепла простужается.
У него, если нет мороза,
Капельки капают с носа…
-Ой, смотрите, наш снеговик ожил!
Появляется Снеговик.
-Снеговик я не простой. Любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ребята, вы тут занимаетесь? Зачем по весеннему лесу бродите? Ребята, а вам, что больше нравится зима или весна?
-А я считаю, что зимой намного интереснее! Можно на горке покататься, например, на санках.
Артикуляционная гимнастика.
1) Упражнение «Горка» (для укрепления мышцы языка, вырабатывания подъёма спинки и корня языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
2) Упражнения «Саночки» (для развития подвижности языка, умения удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями). Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд-назад, боковые края я зыка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
3)Упражнение «Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).
4)Упражнение «Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».
5)Упражнение «Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Снеговик: Ух, накатался, наигрался я с вами! Каким замечательным стало у меня настроение! Но оно у меня не всегда такое. (Мимическое упражнение «Снеговик»).
-Посмотрите, я принес свои фотографии. Здесь, какое у меня настроение было? Назовите, изобразите. (Нарисованные снеговики с различными эмоциями (радость, страх, грусть, испуг и т. п.).
-Ребята, а не хотите ли вы поиграть? В круг скорее становитесь! Карточку по кругу передавай, какая она называй!
(Игра по технологии ТРИЗ).
Игра «По кругу передавай, какая – называй!» (автоматизация звука «Ш»).
Ход игры:
Дети в кругу. В руках снеговика стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шарф», и придумывает какое-нибудь словосочетание: «Шарф вязанный». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шарф теплый», «Шарф новый», и т. д. - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шарф» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку (шапка, шишка, мышка, кормушка). Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
-Дети, что-то наш снеговик загрустил.
Снеговик: Хорошо тут у вас в детском саду, но надолго я у вас остаться не смогу- растаю. Мне надо возвращаться домой. До свидания!
- Ребята, почему он может растаять? Из чего снеговик сделан? (из снега)
-Давайте поиграем со словом «снег».
Игра «Доскажи словечко».
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик.
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
На лесной проталинке вырос цветик маленький.
Прячется в валежник беленький (Подснежник)
-Как много родственных слов у слова «снег»!
-А вы знаете, мне известна одна игра с одним из этих слов. Присядьте и послушайте. (Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник» с опорой на мнемотаблицу).
Есть у нас в садочке
Чудные цветочки.
Солнце поднимается,
Цветочек распускается.
Дунул легкий ветерок,
Тронул каждый лепесток.
Солнце клонится к закату,
Вечер наступает.
Наш цветочек лепесточки
Тихо закрывает.
- Попробуем все вместе. Кто смог бы повторить?
-А сейчас, ребята, я предлагаю вам превратиться в волшебников и помочь распуститься подснежникам на нашей весенней поляне.
Подойдите к столам. Возьмите воздушные фломастеры. Раскрасьте цветы, наклейте. Дуем правильно. Не надувайте щек. Делаем вдох через нос.
(Раздаю нарисованные, но не разукрашенные цветы. Дети, выдувая краску, раскрашивают их. Готовые приклеивают на полянку.)
- Какая полянка стала красивая! С каждым днем солнце будет светить все ярче, и на нашей поляне будет все больше весенних цветов!
Она станет украшением уголка природы!
-Прощай, чудный лес, полный сказок и чудес! Мы прощаемся с тобой, в группу мы сейчас пойдем. До свидания!