Наталья Гуржапова
«Мы юные защитники Отечества». Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с использованием ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с использованием ТРИЗ-технологии «Мы юные Защитники Отечества»
Цель: Совершенствование мыслительных операций на основе полученных знаний, представлений и умений. Формирование и закрепление элементарных математических представлений
Образовательные задачи:
- закреплять умения различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- формировать умения находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
- закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между);
- упражняться в умение правильно строить вопрос;
- активизировать словарь по теме.
Развивающие задачи:
- развивать логическое и образное мышление, внимание, память, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, диалогическую форму речи, мелкую моторику;
- развивать сообразительность и быстроту реакции.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство любви к Родине, желание её защищать.
- воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Оздоровительные задачи:
- Приобщать к здоровому образу жизни.
Словарная работа: Отечество, медальон.
Материалы и оборудование: разрезные картинки; корзина с мячами (на каждом мяче цифры от 1 до 6); карточки-задания; медальоны с буквами П, О, Б, Е, Д, А; наборы геометрических фигур; счетные палочки; комплект цифр от 0 до 10; кубик с цифрами; мячи; сундук с конфетами, цифры 5, 4, 3, 2 по количеству детей.
Предварительная работа: беседы с детьми о Российской армии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, решение математических задач, игры с геометрическими фигурами, с счетными палочками, игры на ориентировку в пространстве, во времени.
Ход занятия
Организация детей. (Дети стоят в кругу)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям).
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
И занятие начнем.
Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6 и задания.
На столе лежат разрезные картинки.
- Ребята, как вы думаете, что это за картинки? Как мы можем узнать, кто на них изображен?
Дети собирают разрезные картинки.
- Ребята, посмотрите, кто у нас получился? (Военные: пограничник, моряк, летчик)
Кто помнит, какой скоро будет праздник? Правильно, скоро будет праздник пап. Давайте вспомним, что это за праздник?»
Каждый год 23 февраля в России отмечают День защитника Отечества.
- Кто такие защитники Отечества? (кто защищает нашу Родину, оберегает, предупреждает об опасности). Защитники бывают не только на суше и на море, но и в воздухе.
Как Вы думаете, каким должен быть защитник Отечества? (смелым, сильным, отважным, бесстрашным, мужественным, умным, выносливым, спортивным, здоровым)
Ребята, мы живем с вами в стране, которая называется? Россия. Верно, это наше Отечество. На нашей планете очень много разных стран, и не все страны живут дружно. Поэтому у каждой страны есть своя армия, свои защитники.
В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков.
В армии служат мужчины и женщины разных военных профессий – все они защитники Отечества.
Давайте представим, что мы с вами солдаты и офицеры. Не только мужественные, храбрые, смелые, отважные, любящие свою Родину, но и внимательные и умные.
- Тут внизу, что-то написано. Здесь написано, что наши Защитники отправили нам 2 посылки. 1 мы сможем найти, отгадав загадку, а вторую мы можем получить, открыв первую, и пройдя все испытания, которые они нам прислали.
Эта печь не для готовки
Ни для борщей, ни для перловки!
А здесь мечтают в кресле сидя
И жар огня прекрасно виден! (Камин)
В коробке лежат пилотки и карточки с заданиями.
Чтоб узнать наше первое задание, нужно взять мячик с номером, затем этот номер найти на столе, на котором лежит наше задание и необходимый материал для его выполнения. За каждое выполненное испытание вы получаете медальон с буквой. Если вы все задания выполните правильно, в конце из этих букв получится слово.
Мячики лежат в лукошке,
А лукошко у окошка.
- Кто видит, где наши мячики?
Дети находят корзину с мячами у окна.
- Чтобы справиться со всеми трудностями, вам поможет ваша сообразительность, смелость, внимательность и наблюдательность. Но самое главное, получить посылку мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Вы готовы? Тогда начнём!
Один из детей, выбранный считалкой, достает мяч из корзины, на нем число «1».
- Посмотрите, какая цифра здесь написана? Где стол с этой цифрой – на нем наше первое испытание?
- Для начала, нам предлагают математическую разминку.
1. Математическая разминка.
1. Сколько ушей у двух собак? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух котов? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10?
После выполнения задания дети получают первый медальон.
- Молодцы! Мы добыли первую подсказку – медальон, вперед за следующей! А этот медальон поставим на доску.
Ребенок достает мяч с числом «2» и находит соответствующий стол с этой цифрой.
- Назови, какая это цифра?
- Приступаем к 2 испытанию. Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?
- А теперь, посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат геометрические фигуры. На столе лежат разные геометрические фигуры.
- Нужно разобрать эти фигуры, но не просто, а по группам. По каким признакам можно разделить фигуры? (по форме, по цветам, по величине)
Дети делятся на три команды, рассчитавшись на три. Каждая команда вытягивает карточку, по какому признаку они будут собирать. За столом составляет свою группу из геометрических фигур.
- Молодцы ребята, навели порядок, назвали все геометрические фигуры. За это вы получаете следующий медальон.
Берут следующий мяч под цифрой 3.
3. И следующее задание для солдат «Собери военную технику из фигур»
- Перед вами лежат схемы танка, ракеты и корабля, которые у вас должны получиться. Технику мы будем выкладывать из геометрических фигур. Внимательно смотрим на схему и начинаем работать.
- Молодцы у всех правильно! Вы настоящие военные строители.
- За это задание, вы получаете медальон. Но, чтобы получить его, нам нужно отгадать, какая геометрическая фигура загадана. Есть правило, которое звучит так: вам необходимо задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ»
Дидактическая игра: «Да-нет»
Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:
- Она желтая (синяя, красная?
- У нее есть углы? (Да)
- У нее 3 угла? (4 угла)
- Она маленькая? (Нет)
- Она толстая? (Нет)
Медальон ставим на доску.
Берут следующий мяч под цифрой 4.
4. Игровое задание со счетными палочками
- Ребята! Сейчас мы отправляемся на испытание палочками.
Загадка:
Не овал я и не круг
Треугольнику я друг
Прямоугольнику я брат
Ведь зовут меня… (квадрат)
- Хорошо, ребята! А вы знаете, что фигуры можно не только нарисовать и начертить в тетради, но еще их можно выложить из счетных палочек. Давайте попробуем?
Игровое задание со счетными палочками
«Составь треугольник»
- Постройте 3 маленьких треугольника из 9 палочек (дети выполняют задание)
- Теперь заберите 2 палочки и попробуйте построить три треугольника из 7 палочек (начинать с одной фигуры и к ней пристроить другую)
- Фигуру можно построить по-разному, она может занимать различные положения.
- Попробуйте теперь забрать ещё 2 палочки, сколько палочек осталось? (5)
- У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать и составляйте. Способы построения можно зарисовать. (дети выполняют задание)
- Как вы сделали? (Пристроили к одному треугольнику другой, используя лишь 2 палочки)
- Молодцы! Вы были внимательны и получаете следующий медальон.
- А теперь в путь! К следующему заданию!
Ребенок берет мяч с числом 5.
- И мы отправляемся с вами в гости к цифрам. На столе лежат цифры. Посмотрите правильно они лежат?
- Чтобы получить наш следующий медальон – как вы думаете, какое нас задание ждет?
- Молодцы! Выложите все цифры правильно, в порядке возрастания.
Дети выкладывают числовую прямую.
- (ИМЯ) Сосчитай от 1до 10.
- (ИМЯ, ты посчитай теперь в обратном порядке.
Дидактическая игра «Брось кубик и считай».
Дети бросают кубик, называют цифру и считают от неё до 10 (индивидуально).
- Из скольких единиц состоит число? – 3, 5, 7
- Посмотрите на картинку: какое число пропущено? (5…7, 8…10, 4…6)
- Устали, предлагаю отдохнуть.
Физкультминутку. "Военные на отдыхе"
Мы солдаты, мы солдаты
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь.
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте- скок, скок, скок!
- И с этим заданием вы справились! Вот награда! (Дети получают 5 медальон).
Медальон выкладывают на доску и берут последний мяч с 6 цифрой.
- А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный. Игра «Что, где?»
Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос.
Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т. д. Инициатива передается детям. Игра проходит в быстром темпе. По окончанию ребята получают медальон.
Рефлексия
— Вот, мы и собрали все медальоны. Чтобы получить посылку надо вспомнить, за что мы получили их.
Дети вспоминают все задания, которые они выполняли.
- Какие испытания мы прошли?
- Что у тебя получилось лучше всего?
- Что у тебя не получилось и почему?
- Что ты сделаешь в следующий раз, что бы получилось?
- Для чего нужна математика?
- Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, без него мы не получим посылку. Нам нужно правильно сложить по порядку наши медальоны и прочитать волшебное слово, которое зашифровано в наших медальонах. Давайте его скорее прочитаем.
Дети составляют слово из медальонов и получают слово «ПОБЕДА» воспитатель хвалит их.
- Ребята, а вот и посылка. Давайте ее откроем. Сверху оказываются цифры 5, 4, 3, 2.
- Ребята, как вы думаете, зачем они? Я думаю, с помощью этих цифр, вы сможете оценить свою работу на занятие.
Дети оценивают свою работу и находят угощения.