Татьяна Голубева
Деловая игра для педагогов ДОУ «Образовательная область «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие профессионального теоретического и практического мышления через активные методы обучения
Задачи:
• Актуализировать знания педагогов ДОУ в образовательной области «Речевое развитие»
Публикация «Деловая игра для педагогов ДОУ „Образовательная область „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
• Имитировать условия обучения участников деловой игры в процессе совместной соревновательной деятельности
• Формировать профессиональное творческое мышление
Общие сведения об игре. Игра направлена на определение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в образовательной области «Речевое развитие» примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы и др., а также практического применения знаний, умений и навыков для решения задач по развитию речи, стоящих перед участниками образовательного процесса.
Регламент игры. Игровое время организовано в виде нескольких этапов. Общее время на проведение игры 45 минут.
Планируемый результат. Расширение представлений педагогов о профессионально значимых знаниях, умениях и навыках; осознание участниками игры необходимости стимулирования профессионального саморазвития.
Правила игры. Участники делятся на две команды, выбирают капитанов. Ведущие оценивают ответы участников команд и присуждают им очки за правильные, развернутые ответы.
Вступительное слово.
- Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), эта образовательная область «включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
О какой образовательной области примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы идет речь? (Выслушиваются ответы участников.)
Ход игры.
- Для того чтобы достичь цели, решить поставленные задачи, необходимо, по меньшей мере, четко представлять и понимать, к чему идти. Именно этим мы сегодня и займемся. Приглашаем вас на деловую игру «Образовательная область «Речевое развитие».
Педагоги делятся на две команды, выбираются капитаны команд.
1 этап «Разминка»
– задания для формирования психологической базы речи: развития слухового внимания, памяти, мышления.
Очко получает та команда, которая быстрее и правильнее будет давать ответ на загадку-обманку.
Этот зверь зимою спит,
Неуклюжий он на вид. Любит ягоды и мед. А зовется … бегемот? (Медведь) Кто в густом лесу мелькает, Рыжей шубкой полыхает? Знает он в цыплятах толк! Этот зверь зовется … волк? (Лиса) Кто не дружит с ярким светом, Под землей зимой и летом? Носом он изрыл весь склон. Это просто серый … слон? (Крот) На дворе с утра игра — Разыгралась детвора. Крики: “Шайбу!”, “Мимо!”, “Гол!” Значит там игра … футбол? (Хоккей) Ночью каждое оконце Слабо освещает … солнце? (Луна) Дочерей и сыновей Учит хрюкать … муравей? (Свинья) В чаще, голову задрав, Воет с голоду … жираф? (Волк) С пальмы вниз, на пальму снова, Ловко прыгает … корова? (Обезьяна) Хвост веером, на голове корона, Прекраснее нет птицы, чем … ворона? (Павлин) Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … лисица? (Белка) Вот она, красавица, Вся переливается! Принесли ее с мороза, Это дерево - … береза? (Елка) Много-много-много лет Дарит нам подарки Дед, Дарит елку, поздравленья, Этот праздник - … День рожденья? (Новый год) Белым снегом всё одето — Значит, наступает … лето? (Зима) |
2 этап «Воздушные шары»
– уточнение терминологии, встречающейся в разделе «Образовательная область «Речевое развитие»
Каждой команде раздаются по листу ватмана, клей и разрезанные на 2 части картинки – воздушные шарики двух цветов (голубые – одной команде, розовые – другой). В одной части воздушного шара - термин, а во второй части – его определение (ответ). Нужно найти соответствующие половинки шариков, сложить и наклеить их на лист ватмана. После окончания работы, правильность выполнения задания проверяется командой соперников.
Используемый глоссарий:
АНТОНИМЫ – это слова противоположные по смыслу
ГЛАГОЛЫ ТОЧНЫЕ – это глаголы, точно отражающие действие (белка не ест, а грызет орех)
ГЛАГОЛЫ ПРИСТАВОЧНЫЕ – это глаголы, образованные с помощью приставки и наиболее точно определяющие действие (не идет, а заходит; не едет, а подъезжает)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ – это согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; словоизменение и словообразование.
ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТЬ – это количество и последовательность звуков в слове.
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ – это понимание речи.
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - это умение общаться и устанавливать речевой контакт.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ – это точность и объем словаря, использование грамматических конструкций.
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА – это когда одно слово имеет несколько значений (глазок - у картошки, у двери.)
ОБОБЩЕНИЕ – это объединение понятий, предметов по определённому признаку
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ – это прилагательные, которые обозначают такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени. По материалу (стеклянный, пространственные (сельский, временные (утренний).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ - это простые предложения, соединенные союзами а, но, да, и.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ – это простые предложения, соединяющиеся союзами потому что, что, когда, где, так как.
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ – это прилагательные, которые обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА РЕЧИ – это состояние психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия.
СЛОГИ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ – это слоги с двумя или несколькими согласными, стоящими рядом.
СИНОНИМЫ – это слова близкие по значению.
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА – это характеристика слова с точки зрения количества и последовательности слогов.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, к различению речевых звуков между собой.
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ – это активная речь. И т. п.
3 этап «Мозговая атака»
- На полу две дорожки, из пяти обручей каждая. Этот этап игры – для капитанов команд. Для каждого подобраны 5 заданий. Если у капитана возникают затруднения, члены его команды помогают выполнить задание. Участник переходит к следующему вопросу только после того, как дан исчерпывающий ответ на предыдущий.
Задания:
1. Исправьте ошибки в предложении: 1 вариант. В моем гардеробе много польт (пальто), чулок, носок (носков), туфлей (тУфель). 2 вариант. В кондитерском отделе продается много пирожин (пирожных), тортОв (тОртов), вафлей (вафель), конфет.
2. Расставьте ударение правильно: 1 вариант. ДОсуг или досУг: звОнит или звонИт; твОрог или творОг. 2 вариант. СливОвое или слИвовое: свеклА или свЁкла; кулинАрия или кулинарИя.
3. Назовите, какие вы знаете: 1 вариант. Свистящие и шипящие звуки (9 звуков). 2 вариант. Сонорные звуки (9 звуков).
4. Назовите и продемонстрируйте три любые упражнения для развития артикуляционного аппарата (например: «лошадка», «чашечка», «маляр», «заборчик», «грибок», «блинчик» и т. п.)
5. Вспомните слово из пяти слогов (слова для справок: мороженое, электричество, математика, воспитание, обучение, аппликация, рисование, мнемотехника, профилактика и др.) и покажите способы деления слова на слоги (приемы: хлопки, прыжки, шаги и т. п.)
4 этап «Грамотейка»
- Любой педагог, занимающийся обучением детей, развитием их речи, должен сам быть очень грамотным.
Командам предлагается выбрать, по их мнению, самого грамотного игрока.
Игрок пишет под диктовку всего одно предложение. Команды, по мере написания, имеют право давать советы, исправлять ошибки пишущего.
После окончательно проверенного варианта диктанта, команды обмениваются своими записями друг с другом. Игроки противоположной команды проверяют написанное, сверяясь с образцом, предложенным ведущим, отмечают выявленные ошибки. Результаты оглашаются.
Предложение для диктанта:
На дощатой брусчатой террасе веснушчатая дочь подьячего Агриппина Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Акакиевича винегретом с моллюсками и другими яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели. |
5 этап «Итоги деловой игры»
Подведение итогов начинается с отслеживания профессионального уровня каждой команды по количеству заработанных очков. Выигравшая команда награждается титулом: «Профи».
После игры проводится обсуждение ее итогов и результативности действий игроков. Участники делятся своими впечатлениями и делают выводы о проведенной игре.
В заключение ведущие отвечают на вопросы участников, рекомендуют ряд полезных информационных ресурсов и благодарят всех за участие.
Все участники деловой игры получают в подарок буклеты: словарь специальных терминов (глоссарий) и список общеупотребительных слов с проблематичным ударением.
Автор: учитель-логопед Голубева Татьяна Валерьевна
Соавтор: учитель-логопед Крутикова Светлана Петровна