Анастасия Балденкова
Конспект занятия по ФЭМП «Арифметические задачки» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность (занятие) педагога с детьми на тему:
«Арифметические задачки»
образовательная область «Познавательное развитие»
с детьми старшего дошкольного возраста
Использованы современные технологии: развивающие игры
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Направление: формирование элементарных математических представлений.
Тема: Арифметические задачки.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Арифметические задачки“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Задачи по образовательным областям.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10.
Формировать умение детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
При решении задач упражнять детей в умение правильно пользоваться знаками действий: плюс «+», минус «-» и знаками соотношения равно «=», больше «>», меньше «<».
Развивать умение детей ориентироваться на листе бумаги, в клетку, вести линию в указанном направлении.
Закреплять с детьми последовательность дней недели, зимних месяцев, времен года.
Образовательная область «Речевое развитие»
Продолжать формировать умение детей отстаивать свою точку зрения.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Развивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять ответы детей.
Помочь правильно согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже.
Обозначать пространственные направления на листе бумаги соответствующими словами: вправо-влево, вверх-вниз.
Закреплять в речи детей названия дней недели.
Узнавать и называть сказочных героев и литературные произведения.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Развивать графические навыки детей.
Образовательная область «Физическое развитие»
Воспитывать умение детей сохранять правильную осанку за столом.
Развивать ориентировку в пространстве, координацию движений, ловкость, быстроту.
Закреплять умение выполнять правила в игре, действовать по сигналу.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Развивать интерес к различным видам игр.
Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу в получении новых знаний.
Совершенствовать умение детей готовить и убирать свое рабочее место.
Предварительная работа: чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций книг с изображением этих персонажей, игровые упражнения: «Отсчитай столько же», «На каком месте стоит?», «Где звенит колокольчик?» «Когда это было?», «Кто скорее соберет?»
Демонстрационный материал: магнитная доска или фланелеграф, набор магнитных цифр и знаков, шкатулка с ключом; картинка (игрушка) с изображением сказочного персонажа Буратино, картинки с изображением различного количества предметов в пределах 10, карточки с точками для игры «Дни недели» до 7 кругов, бубен.
Раздаточный материал: числовой веер, карточки с изображением знаков «>», «<», «=» и цифр, листы в крупную клетку, простые карандаши, счетные палочки.
Ход занятия.
Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать о каком сказочном герое идет речь:
Был он сделан из полена,
И в каморке с папой жил.
А вот нос его, наверно,
Самым длинным в мире был.
Правильно, дети, эта загадка про Буратино. Вы, знаете Мальвина задала домашнее задание Буратино, но он никак не может с ним справиться, а вы, ребята, сможете ему помочь? За каждое правильно выполненное задание, вы получите карточку, а в конце испытания, вы узнаете зашифрованное слово и увидите, что спрятано в шкатулке. Вы, готовы, тогда начинаем.
Первое задание. Покажи, правильно цифру на числовом веере.
Послушайте, внимательно стихотворение:
В году четыре времени,
И все они дружны.
Эти четыре времени
Ребята знать должны!
Зимой год начинается,
Все снегом покрывается…
Организует беседу с детьми:
Какие времена года следуют за зимой?
Найдите цифру на числовом веере, которая соответствует количеству времен года.
Сколько месяцев в каждом времени года? Покажите цифру на веере.
Назовите зимние месяцы. Какой месяц первый, а какой третий по счету?
Молодцы, вы справились с заданием и получаете за это первую карточку.
Второе задание. Развивающая игра «Расставь правильно знаки»
А теперь, найдите среди карточек цифры на единицу больше и меньше цифры «4». Молодцы, это карточки с цифрами «3» и «5».
Взрослый вызывает одного ребенка к доске. Подбери, пожалуйста, карточку с количеством предметов, соответствующее числу «3» и «5». Чего больше на картинках, каких предметов? Какой поставим знак между между карточками с предметами? Почему ты поставил этот знак, объясни нам? Дети проверяют, взрослый благодарит за помощь.
Взрослый предлагает остальным детям самостоятельно поставить знак между цифрами «3» и «5». Проверяет детей, оказывает индивидуальную помощь, хвалит.
Взрослый вызывает второго ребенка. Найди среди карточек ту, на которой изображено три и два предмета и расположи их, пожалуйста, на доске. Кого или чего меньше (больше? Какой знак поставим между карточками? Почему ты, поставил этот знак, объясни нам? Дети проверяют, взрослый благодарит за помощь.
Взрослый предлагает остальным детям самостоятельно найти цифры и поставить знак между цифрами «3» и «2». Проверяет детей, оказывает индивидуальную помощь, хвалит.
Вызывает третьего ребенка и просит найти карточки с одинаковым количеством предметов и поставить между ними знак. Спрашивает у ребенка, какой знак поставил и почему? Дети проверяют, взрослый благодарит за помощь.
Ребята, вы отлично справились со вторым заданием и за это, вы, получаете вторую карточку.
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Предложить детям игру малой подвижности «Неделя, стройся».
Дети делятся на две команды по семь человек и берут со стола, перевернутые карточки с кругами. Дети, оставшиеся без карточек, проверяют правильность выполнения действий команд и дают им оценку. Ребята, в командах по сигналу бубна выстраиваются по порядку в ряд, и чья команда быстрее построилась, начинают первыми называть дни недели.
Третье задание. Веселые арифметические задачки.
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?
Давайте, с вами сначала выясним из каких частей состоит арифметическая задача?
Первая часть из которой состоит задача называется условие. В этой части идет рассказ о том, что произошло и в ней есть два числа.
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Какой здесь рассказ, что произошло? Ответы детей : Сидел щенок, грелся и прибежал еще один. Какие мы в этом рассказе услышали числа? Ответы детей : Один и еще один. Правильно, молодцы.
Вторая часть задачи называется вопрос. Он начинается со слова сколько. Назовите мне вопрос нашей веселой задачки? Ответы детей : Сколько стало щенят? Вы, отлично задали вопрос, ребята.
Третья часть задачи называется решение. Взрослый вызывает ребенка, и он с помощью цифр и знаков на магнитах выкладывает на магнитной доске решение этой задачи. Предлагает детям проверить и вслух прочитать решение 1+1. Задает детям вопросы : Почему нужно поставить знак «+», а не «-»? Щенков стало меньше или больше? Слушает ответы детей, хвалит за правильные ответы.
Четвертая часть задачи называется ответ. Задает детям вопросы : После решения, какой мы с вами поставим знак? Правильно, ставим знак равно. Задает детям вопросы : Какой у нас с вами получается ответ в нашей задачи? Дети отвечают: Два и ставим цифру «2». Теперь, давайте ответим полным предложением на вопрос задачи. Стало два щенка.
Скажите, пожалуйста, сколько всего частей в арифметической задаче? Правильно, арифметическая задача состоит из четырех частей.
Слушайте, внимательно следующую задачу.
Сколько бубликов в мешок
Положил ты, Петушок?
- Два, но дедушке дадим,
И останется …
Скажите, пожалуйста, сколько всего частей в арифметической задаче? Правильно, арифметическая задача состоит из четырех частей.
Как называется первая часть арифметической задачи? Ответы детей : Условие. Расскажите, мне условие задачи. Ответы детей : Петушок положил два бублика, но один отдал дедушке. Какие мы в этом рассказе услышали числа? Ответы детей : Два и один. Правильно, молодцы.
Как называется вторая часть арифметической задачи? С какого слова он начинается? Ответы детей : Вопрос. Он начинается со слова сколько. Назовите мне вопрос нашей веселой задачки? Ответы детей : Сколько бубликов осталось в мешке у Петушка? Вы, отлично задали вопрос, ребята.
Как называется третья часть арифметической задачи? Ответы детей : Решение. Взрослый вызывает ребенка, и он с помощью цифр и знаков на магнитах выкладывает на магнитной доске решение этой задачи. Предлагает детям проверить и вслух прочитать решение 2-1. Задает детям вопросы : Почему нужно поставить знак «-», а не «+»? Бубликов стало больше или меньше? Слушает ответы детей, хвалит за правильные ответы.
Как называется четвертая часть арифметической задачи? Ответы детей : Ответ. Задает детям вопросы : После решения, какой мы с вами поставим знак? Правильно, знак равно. Задает детям вопросы : Какой у нас с вами получается ответ в нашей задачи? Дети отвечают: Один и ставим цифру «1». Теперь, давайте ответим полным предложением на вопрос задачи : Один бублик остался у Петушка в мешке.
Теперь я вам буду читать веселые арифметические задачки, а вы сами будете выкладывать из цифр и знаков решение и называть мне полным предложением ответы задач.
На плетень взлетел петух.
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Дети самостоятельно выкладывают решение задачи за столами из набора цифр и знаков, взрослый проверяет, дает индивидуальную оценку.
Предлагает всем вместе прочитать решение «1+2» и ответ: «=3».
Давайте, скажем полным предложением. Ответы детей : Стало три петуха на плетни. Отлично, продолжаем дальше решать арифметическую задачку.
Пять ребят в футбол играли,
Одного домой позвали,
Он в окно глядит, считает.
Сколько их в футбол играет?
Дети самостоятельно выкладывают решение задачи за столами из набора цифр и знаков, взрослый проверяет, дает индивидуальную оценку.
Предлагает всем вместе прочитать решение «5-1» и ответ: «=4».
Давайте, скажем полным предложением. Ответы детей : Четверо ребят осталось играть в футбол.
Молодцы, вы за правильное решение арифметических задач получаете третью карточку.
Четвертое задание по клеточкам. Графический диктант.
А теперь последнее для вас задание от Мальвины, чтобы вы помогли Буратино. Откройте, свои тетради и поставьте карандаш на точку, приготовьтесь и слушайте, внимательно, куда вам вести карандаш.
1 клеточка вправо, 3 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 3 клеточки вниз, 6 клеток вправо, 4 клетки вверх, 5 клеток вправо, 9 клеток вниз, 5 клеток влево, 4 клетки вверх, 12 клеток влево, 1 клетка вверх.
Что у вас получилось, ребята? Ответы детей : Ключ. Очень хорошо, вы справились с последним заданием и за это получаете последнюю карточку.
Давайте, перевернем все четыре карточки. Что на них написано? Ответы детей : Буквы. Давайте, их назовем. Ответы детей : Л, Ю, К, Ч. Давайте, попробуем из этих букв составить слово. Какую букву надо поставить первой, второй, третьей и четвертой? Какое у нас с вами получилось слово? Ответы детей : КЛЮЧ.
Давайте, посмотрим, что находится в шкатулке? Ответы детей : КЛЮЧ. Значит, вы сегодня все молодцы, потому что помогли справиться Буратино с нелегким домашним заданием Мальвины.