Ольга Селезнёва
Конспект НОД по познавательному развитию «Праздник леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие чувства ответственности и любви к природе воспитанников в процессе приобщения к окружающей среде.
Ход НОД
1. Вводная часть.
Создание мотива деятельности детей.
- Придумано кем-то и просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро»
-Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера
(звучит запись музыки «Звуки леса»)
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Праздник леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- Ребята! Посмотрите, какая красота вокруг: все цветет и зеленеет (презентация леса). Я приглашаю вас всех в лес, ведь сегодня в лесу праздник – День рождения леса. Давайте поздравим всех обитателей леса с этим праздником.
2. Основная часть.
Как красиво в лесу! А вот и елочка – красавица, здесь кто-то сидит, но кто же это? Кто вы, дедушка?
(под деревцем сидит Лесовичок)
Лесовичок: - Я – старичок Лесовичок, охраняю этот лес. С чем вы пожаловали ко мне с добром или злом? (ответы детей). Это хорошо, а то есть дети, которые ломают ветки, рвут цветы, обижают птиц и лесных зверей.
Воспитатель: - Лесовичок, пропусти нас в лес, в это волшебное, зеленое царство. Мы пришли поздравить всех обитателей леса с праздником.
Лесовичок: - Я пропущу вас в лес, только тогда, когда узнаю, что вы любите лес и много о нем знаете.
Воспитатель: - Хорошо, послушай стихотворение о лесе.
"Здравствуй, лес!»
Лесовичок: - Молодцы, ребята! И стихотворения, и пословицы о лесе. А вот послушайте загадку. Отгадаете ее – пропущу вас в свое царство.
«Кто на зиму раздевается, а на лето одевается?»
Лесовичок: - Ай да молодцы! Никому никогда не удавалось так быстро загадку мою отгадать. Теперь я расскажу о трех правилах, которые надо знать тем, кто к нам в лес приходит.
1 - Не сори!
2 правило – не шуми! Будите шуметь – распугаете птиц, они останутся голодными и перестанут петь свои песенки.
3 правило – не губи! В лесу ничего лишнего нет. Не рви цветы, не ломай, не бросай камни в лягушку, не дави муравьев. Все живое связано между собой. Повторите эти правила со мной, хорошенько запомните их и можете идти в лес.
(дети повторяют 2 раза «Не шуми, не губи, не сори!»)
Воспитатель: - Давайте еще раз повторим правила поведения в природе.
Игра «Правила поведения в природе»
(дети должны рассказать, что обозначает знак, обозначающий правила поведения в природе)
Лесовичок: -Справились вы с этим заданием.
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем!
- Добро пожаловать в волшебное царство леса! А мне пора свои владения обходить, за порядком следить. А в помощь я вам дам своих друзей насекомых, они вас по лесу проведут (Лесовичок уходит)
Воспитатель: - Как красиво в лесу! Шумят осинки и березки. Станем в кружок и, чтобы быстрее добраться до волшебной полянки, попросим бабочку показать нам дорогу. Дуем на бабочку сильнее, она полетит быстрее, тихо – медленнее (дыхательная гимнастика)
Воспитатель: - По волшебному пути,
В сказку можем мы войти.
Музыка сейчас раздастся,
В сказку нам попасть удастся.
(звучит музыка из альбома «Времена года»)
Вот и добрались мы до лесной полянки. А на полянке деревья разные и кустарники (повторили названия деревьев и нашли отличия между деревом и кустарником)
А ночью, видимо, в лесу был сильный ветер. Он и посрывал с деревьев листья, но не время деревьям терять листву, ведь сейчас они зеленые и сочные. Давайте вернем листочки на свои места. А чтобы они прижились, будем проговаривать: «Этот листочек – дубовый, он с дуба, и будем крепить его на дереве. А этот листочек – кленовый, он с клена и т. д. Ну вот все деревья опять пушистые и зеленые.
- А вот на лесной полянке расцвели цветы. Разноцветные цветы: желтые и белые, голубые и красные. А как они называются, вы знаете?
Загадки о цветах
1. В беленьких платьицах, желтые глазки.
Ты назовешь их без всякой подсказки (ромашки)
2. Цветок с лепестками различной окраски,
С красивым названием (анютины глазки)
3. Видел я такой цветок: золотистый ободок,
Долго он в траве сидел, стал седым и улетел (одуванчик)
4. С синевою неба дружат эти милые цветы.
Я их знаю, знает Ксюша, ну а знаешь ли их ты? (незабудки)
5. Белые фонарики на зеленой ножке.
Я их летом встретил на лесной дорожке (ландыши)
Одеваем шапочки цветов на детей
Воспитатель: - Цветок приглашает цветок на веселую игру «Венок».
Воспитатель: - Заплетайся венок из разных цветов.
Дети встают в круг и водят хоровод в одну сторону и в другую
Воспитатель: - Рассыпался венок из разных цветов. Дети кружатся по групповой комнате и садятся на корточки.
Воспитатель: - Заплетайся венок из белых и желтых цветов. Дети, у кого на голове шапочки белых и желтых цветов, «заплетают венок», а затем по команде воспитателя кружатся по групповой комнате и садятся и т. д.
Воспитатель: - Слышите, кто-то в лес пожаловал.
(раздается музыка, появляется Кеша. Он ест конфеты, бросает фантики, пьет воду из бутылочки и тоже ее бросает)
Кеша: - Посмотрите, как у вас на полянке грязно, а мусора-то!
Воспитатель: - Ты зачем, Кеша, намусорил на лесной полянке?
Кеша: - Это не я, это они! (показывает на детей)
(появляется Лесовичок)
Лесовичок: - Ох – ох! Ч то же это делается? Это кто намусорил в моем лесу, на лесной полянке и не убрал за собой? (дети показывают
на Кешу)
Воспитатель: - Не расстраивайся, Лесовичок, мы тебе поможем и наведем порядок на лесной полянке.
Игра «Чья команда соберет быстрее мусор?»
(дети делятся на две команды и по сигналу начинают убирать мусор)
Лесовичок: - Спасибо за помощь! Вы ребята, молодцы, помогли мне лес спасти.
Если не убирать мусор в лесу, то может случиться беда. Как вы думаете, какая?
Если оставить в лесу ржавые железные банки, то … (животные и люди могут обрезаться о них)
Если не убрать стеклянные банки за собой в лесу после отдыха, то (они разобьются и осколками поранятся люди и животные. А еще от маленького осколка стекла может загореться сухая трава в лесу и начаться пожар.
Можно ли оставлять пластиковые бутылки в лесу? (нет, они долго будут лежать в лесу; лучше взять их с собой и выбросить в мусорный контейнер. А еще можно из бутылочек смастерить совочки, вазочки, ведерки)
Кеша: -Я все понял и больше не буду мусор оставлять в лесу. А знаете, ребята,
мне очень нравиться гулять в лесу. Я люблю собирать ягоды, грибы.
Воспитатель: - На полянку за грибами, трудный и опасный путь.
По болоту, через кочки ты внимательнее будь!
Игра «По болоту, через кочки»
Воспитатель: - По кочкам нам нужно пройти болото, а как идти нам покажут цифры. На кочках написаны цифры от одного до десяти, причем девочки идут по четным цифрам, а мальчики по нечетным в порядке их возрастания
(дети перепрыгивая с кочки на кочку, добираются до грибной полянки)
А дальше к грибам их ведет муравей
Физминутка:
По-травушке-муравушке топал муравей
По-тропочке-по-тропочке к грибам он вел детей (энергичная ходьба)
С камушка на камушек – была трудна дорожка (прыжки)
Нес еще с собою он новое лукошко (соединить руки впереди)
Он проползал под бревнышком, под кустиком и веточкой (пригнуться, ползти)
Бежал тропой тенистою (легкий бег)
«Привет», - кричал он белочке (махать рукой)
По-травушке-муравушке шагал от муравейника (спокойный шаг)
Порвал штанишки новые в зарослях репейника (сделать огорченное лицо)
Упал и перепачкался от лапок до бровей (упасть на пол и отряхнуться)
Зато в места грибные привел он всех детей (энергичная ходьба)
Воспитатель: - Болото мы перешли, а вот и лесная полянка грибная! Знаешь ли ты грибы, Кеша? Ведь среди них есть и ядовитые!
Игра «Собери грибы на праздничный суп»
(дети делятся на две команды и собирают грибы в две корзины, а потом объясняют, какие грибы съедобные и почему в корзину не попали ядовитые грибы)
А вот и грибы сами к нам пожаловали, послушайте их.
(Под бодрую музыку выходят девочки в костюмах грибов и исполняют частушки)
1. «Белый гриб – боровичок
Притаился и молчок
Вот попробуй-ка найди:
Походи да погляди.»
2. «У опушки на поляне
Вырос гриб в большой панаме
«Ничего я не боюсь
Я – отважный, смелый груздь!»»
3. «На поляне мухомор
Так и просится: «Сорви»
Только знай, что он плохой,
И его ты не бери!»
4. «Нас не зря зовут лисички,
Мы – лукавые сестрички:
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой.»
5. «Это что за белый гриб
Стоит собой любуется?
То под вкусный шампиньон
Поганка маскируется
Кеша: - Ай да грибочки хороши. Хотелось бы мне знать, справитесь ли Вы с моим новым заданием?
Игра «Назови одним словом»
1. Волк, лиса, медведь, енот, заяц – это (звери)
2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)
3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)
4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)
5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые)
Воспитатель: - Не только стрекозы и бабочки живут в лесу, но и светлячки и букашки.
Ребята, а ведь мы забыли сделать подарок нашему уважаемому Лесовичку. Давайте украсим его домик яркой аппликацией из природного материала, пусть его настроение будет хорошим в этот праздничный день, но прежде разомнем ручки.
Пальчиковая гимнастика:
«1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять
Этот пальчик (мизинчик) в лес пошел,
Этот пальчик (безымянный) гриб нашел,
Этот (средний) резал, этот (указательный) ел
Ну, а этот (большой) лишь глядел»
Каждый ребенок делает аппликацию по замыслу и крепит ее на домик Лесовичка
Лесовичек: - Спасибо вам, ребята, за сюрприз. А вот вам мой подарок (дарит корзину с фруктами). Приходите ко мне в лес, отдыхайте, любуйтесь его красотой, растите добрыми и любите все живое. До свидания, до новых встреч!
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности, самооценка.
Подведение итогов НОД
Давайте с вами подведем итог и вспомним правила поведения в лесу
А проверим с помощью игры: «Можно-нельзя»
Я вам буду задавать вопрос, а вы дружно будете отвечать, можно делать или нельзя.
1. Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (нельзя)
2. Сажать деревья в лесу? (можно)
3. Ходить и топтать на полях траву? (нельзя)
4. Ходить по тропинкам? (можно)
5. Рвать большие букеты
Теперь я уверенна, вы будете беречь лес и охранять его. До новых встреч!