Ольга Трифанова
Образовательная кинезиология для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ботовский детский сад»
МАСТЕР – КЛАСС «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Подготовила: воспитатель
Трифанова О. Н.
Первая квалификационная категория
Ботово 2018 год
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии детей раннего возраста с помощью кинезиологических игр и упражнений.
Задачи:
Публикация «Образовательная кинезиология для малышей» размещена в разделах
- повышение компетентности родителей;
- вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ;
- установление партнёрских отношений с родителями.
Участники: родители.
Форма проведения: мастер – класс.
Ход мастер – класса:
- Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на мастер-классе «Образовательная кинезиология для малышей». Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
- Спасибо.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие закончилось, можно начать.
Теоретическая часть:
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Коменский
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь.
Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Многих родителей волнует вопрос: как организовать детский досуг с пользой, не перегружая любимое чадо? Есть очень интересные и несложные, но одновременно очень важные игры, которые не требуют специальной подготовки и много времени. Это кинезиологические игры и упражнения, так называемый комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Слайд : Головной мозг. Формирование и развитие нервной системы и головного мозга начинается еще задолго до рождения малыша и заканчивается не сразу после окончания школы.
Активная фаза развития приходится на первые годы жизни, когда ребенок познает мир, у него возникает речь и улучшается синхронная работа двух полушарий головного мозга.
Вам, как родителям хотелось бы видеть своего кроху внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Поэтому, я хочу обратить ваше внимание на отдельную науку о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения – кинезиология. (Слайд определение кинезиологии)
У праворукого ребенка (а в основном у нас дети праворукие, ведущее полушарие левое. А оно у нас отвечает за математическое, речевое, логическое, аналитическое восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
А правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ – развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Т. е. когда ребенок действует синхронно и одновременно двумя руками, выполняя определенные упражнения, он побуждает работать и синхронно взаимодействовать оба полушария головного мозга.
А это способствует развитию мелкой моторики; развитию способностей; развитию памяти, внимания, речи; развитию мышления.
Занимаясь, таким образом, с ребенком, мы выполняем своеобразную
ГИМНАСТИКУ МОЗГА, а это КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА»
Для самых маленьких и для начинающих:
1. «Колечки». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
2. Дом – замок – ежик. Поочередная смена позиций: дом - пальцы прижаты друг к другу, руки образуют крышу, замок - (пальцы обеих рук переплетены в «замок», ежик - ладони сомкнуты, пальца правой руки пересекаются между пальцев левой руки «иголками» вверх.
3. Фонарики / звездочки. Руки вытянуты перед собой. Одна ладонь сжата в кулак, вторая - пальцы расставлены в стороны. Ритмичная смена позиций (звездочки зажглись и погасли)
Практическая часть:
А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вам поиграть в кинезиологическую сказку «Два котёнка», которая учит детей внимательно слушать, развивает зрительное внимание, память, общую и мелкую моторику.
Кинезиологическая сказка «Два котенка»
(способ организации детей – сидя за столами)
Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).
Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: («Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).
В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко» : поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»,он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко» : из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой –ой, ой, ой!»).И тут колечко упало и покатилось по тропинке –котята за ним (упр. «Кошка»).
И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной. Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).
Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упр. «Лезгинка» : левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка» : смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки» : правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны–смена позиций).
Вот они и дошли до дома (упр. «Домик» : руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально – «труба»).
Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.
На слайде вы видите, как и когда организовать игры и упражнения по кинезологии (либо раздать памятки родителям)
Упражнения необходимо проводить ежедневно. С детьми раннего возраста мы учимся выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
• занятия проводятся утром;
• занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
• упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
• длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствует активизации межполушарного взаимодействия.
Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю,
а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.