Екатерина Баланчук
Релаксация для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Всем нам, взрослым, хорошо знакомо чувство усталости после трудового дня. И у многих есть свои эффективные приё мы для снятия напряжения: кто-то устраивается на уютном диване, кто-то любит полежать в тёплой ванне и пр. Но мало кто из нас задумывается над тем, что нашим деткам тоже необходимо расслабляться. Ведь маленький человечек не меньше взрослых устаёт и подвергается каждодневным стрессам.
Итак, вот некоторые приёмы релаксации специально для малышей.
Весёлый дождик
Растирание.
Рано утром мы проснулись, улыбнулись, потянулись (открыть глаза, улыбнуться и потянуться).
Публикация «Релаксация для малышей» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2019
Побежали умываться и водою обливаться (бег на месте).
Моем руки и лицо (трём ладошки друг об дружку и круговыми движениями от середины к ушам растираем лицо).
Моем уши хорошо (трём уши).
Моем шею и загривок (растираем двумя руками шею сзади и растираем загривок).
Грудь растёрли хорошо (растираем грудь круговыми движениями от середины к бокам).
Поясницу, ягодицы (потёрли поясницу сверху вниз, ягодицы круговыми движениями от середины к бокам).
И коленочки ещё (каждой рукой трём свою коленку круговыми движениями).
Похлопывание.
Струйки весело поют (хлопки по лицу).
Умываться всех зовут (хлопки по затылку).
Чтобы были все бодрее (хлопки по загривку).
Чтобы были здоровее (хлопки по груди).
Чтобы были веселее (хлопки по ягодицам).
Чтобы ладились дела (хлопки по коленям).
Прямо с раннего утра (хлопки по стопам).
Снежная баба
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У неё есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба.
Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растёкшуюся по земле.
Любопытная Варвара
Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Повторять по 2 раза в каждую сторону. Вернуться в исходное положение, расслабиться.
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперёд — тут немного отдохнёт.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно — расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
А теперь посмотрим вниз — мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно — расслабление приятно!
Массаж ушей
Лепим, лепим ушки детям и зверушкам (разминать ушные раковины сверху вниз и снизу вверх).
Чуткому зайчонку (потянуть за уши вверх,
Мудрому слонёнку (потянуть за мочки ушей вниз,
Весёлой обезьянке (потянуть уши в стороны,
Собачке Каштанке (взять сверху за уши и опустить их вниз, как уши у собачки).
И себе слепили (разминать уши сверху вниз).
Крепко прилепили (прижать ладони к ушам).
Пальчиком пригладили (провести поглаживающим движением указательным пальцем за ушными раковинами).
Ладошками погладили (провести по ушам ладонями поглаживающим кругом движением).
Массаж лица
Ой, лады-лады-лады (провести пальцами по лбу от центра к ушам).
Не боимся мы воды (провести пальцами по щекам сверху вниз).
Чисто умываемся (круговые движения указательными пальцами вокруг ноздрей).
Маме улыбаемся (круговые раскрывающие — от центра — движения ладошками по правой и левой щеке, захватывая уголки рта).
Массаж пальцев
Разминать каждый палец руки от кончика к основанию и от основания к кончику пальца (надеваем перчатку и снимаем) под приговорку.
Будем пальчики считать (потирать ладони).
Раз, два, три, четыре, пять (массировать поочерёдно каждый палец от мизинца к большому пальцу). Повторить массаж пальцев для другой руки.
Массаж стопы
Сидя на коврике, потереть руки, чтобы они стали тёплыми. Положить стопу на бедро другой ноги или на пол перед собой, приговаривая:
И стопу мы растираем, и стопу мы разминаем, а ещё похлопаем, погладим и потопаем.
При этих словах растереть, размять, кулачком поколотить, погладить и, приподняв стопу, слегка топнуть ею о пол. Поменять ногу и повторить массаж стопы.
Массаж всей ноги
Поставить стопу на пол и далее массировать всю ногу: подъём стопы, голень, икру, бедро, ягодицу. Под приговорку ногу растереть, размять, похлопать, погладить и слегка топнуть ногой о пол.
Ножку тоже разотрём-разотрём, разомнём-разомнём, пощиплем и похлопаем, погладим и потопаем.
Поменять ногу и повторить массаж всей ноги.
Перед сном
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Ты спокойно отдыхаешь (2 раза,
Сном волшебным засыпаешь.
Твои ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают (2 раза).
Губки чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется
(2 раза).
Дышится легко, ровно, глубоко.
Губки тёплые, вялые,
Но нисколько не усталые,
Всё чудесно расслабляется
(2 раза).
Эти упражнения очень нравятся детям. Они быстро обучаются умению расслабляться. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбуждённые, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Использование игр-релаксаций с детьми раннего возраста
Упражнения по психической релаксации предлагается детям в игровой форме. Психорелаксационные упражнения должны проводиться хотя бы один раз в день. Поэтому целесообразно включать их в режим дня детей, в том числе использовать на физкультурных занятиях в заключительной части.
Эффективно использование образов сказочных персонажей, любимых с детьми зверюшек, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют. Тексты для психорелаксации должны соответствовать возрастному восприятию, не содержать отрицание «не» и слов, вызывающих дискомфорт. Взрослый произносит текст спокойным, доброжелательным голосом, в медленном темпе. Каждое упражнение сопровождается музыкой, которая служит фоном, снимающим психоэмоциональное напряжение.
Цель игр-релаксаций : снятие психоэмоционального напряжения, нормализация мышечного тонуса, улучшения настроения.
ПРИМЕРНЫЕ РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1 УПРАЖНЕНИЕ. «ЗАЙКА НА ПОЛЯНКЕ»
Взрослый дотрагивается «волшебной палочкой» до каждого ребенка и «превращает» их в зайчат. «Были вы ребятки, стали вы зайчатки!» Зайчата убежали от мамы зайчихи на зеленую полянку.
- Зайки скачут: скок-скок-скок
На зеленый, на лужок. (Легкие прыжки)
Маленькие зайчики
Прыгают как мячики.
Радуются зайки, что убежали от мамы-зайчихи.
- Зайки сели все в кружок,
Роют лапкой корешок. (Имитационные движения)
Щиплют травку, кушают,
Осторожно слушают:
Не идет ли волк!
Зайки сжались в комочек, внимательно смотрят (Напряжение)
по сторонам. Нет волка!
Обрадовались зайки!
- Зайки скачут: скок-скок-скок
На зеленый на лужок. Легкие прыжки
Маленькие зайчики прыгают как мячики.
Зайки скакали, ножки устали. На травку прилегли. (Музыкальное
И серенький зайка Ваня лег, и пушистый зайчонок сопровождение)
Света, и шустрый зайка Миша прилег. Лапки зайки
Вытянули. Солнышко светит, зайчишек греет. (Расслабление)
Лапки у зайчат теплые. И у Вани, и у Светы, и у
Миши… Хорошо! Тепло!
Ласковый ветерок гладит зайчишек. (Взрослый поглаживает
Глазки у зайчат закрываются: заснул зайчонок Миша, детей)
и у Катюши глазки слипаются. … Спят зайки и снится
им зеленая полянка и сладкая морковка.
Отдохнули зайки, вытянули лапки, глубоко вздохнули
И открыли глазки!
Вернулись зайчата к маме зайчихе и больше от нее не убегали.
А я вас превращу обратно в ребят.
«Быть зайчонком хорошо, а ребенком лучше!»
УПРАЖНЕНИЕ 2. «КОТЯТА – ПУТЕШЕСТВЕННИКИ».
Взрослый дотрагивается «волшебной палочкой» до каждого ребенка и «превращает» их в котят.
«Мяу-мяу-мяукас, стань котенком ты сейчас!».
Еще не рассвело, все котята свернулись в комочки
И спят. Но вот встало солнышко, и котята проснулись. (Потягивание)
Хорошо тянемся, чтобы размяться после сна.
Еще потянулись, умылись, чтобы быть чистыми.
И пошли, не слышно, мягко, на своих лапках гулять. (Ходьба)
- Мягкие лапки,
А в лапках коготки-царапки.
Ручеек бежит. А котята не любят воды. Давайте
перейдем его по камушкам. Наступайте только
на камушки. Лапки напряжены, спинка прямая, а вдруг (Напряжение)
в воду упадем? Все, перебрались через ручеек!
И котенок Саша не замочил лапок, и котенок Юля,
И Миша…
Обрадовались котята! Расслабили усталые лапки, спинку. (Расслабление)
Лапки висят как ниточки. Отдыхают! Хорошо.
Пошли котята дальше. Смотрят по сторонам.
Все им интересно.
Какой-то шорох. Кто там в кустах? Замерли котята,
Вытянули шейки, навострили ушки.
Тс-тс-тс. …Испугались котята, (Напряжение)
Спрятались под куст. Свернулись клубочком.
Нет никого! Обрадовались котята. И пошли домой к
маме-кошке.
- Где, котятки, отзовитесь,
Маме-кошке покажитесь!
Прибежали малыши!
Так пушисты, хороши!
Котята гуляли, лапки устали. Легли спать рядом с
мамой-кошкой
И пушистый котенок Лена, и беленький котенок Света, (Расслабление)
и игривый котенок Коля… Лапки вытянули. Рядом с мамой
кошкой тепло. Лапки теплые, и у Лены, и у Светы… Хорошо!
Спокойно! Глазки закрываются, спят котята, и снится им
вкусное молочко.
Отдохнули котята, вытянули лапки, глубоко вдохнули и
Открыли глазки!
А я вас сейчас «превращу» опять в ребят.
«Быть котенком хорошо, а ребенком лучше!».
УПРАЖНЕНИЕ 3. «ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТОЧКИ»
Взрослый предлагает детям стать волшебными цветами.
Я полью вас из лейки волшебной водой и вы превратитесь в цветы.
- «Ты волшебная водица
Лейся на головки.
Превращай скорее деток
В разные цветочки.
1-2-3! Мы волшебные цветы!»
Ах, в какие красивые цветы вы превратились! Лепесточки нежные, стебельки гибкие, листья резные.
- Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Покачайте головками, попробуйте, как гнется стебелек,
Пошевелите пальчиками-листочками.
Ветерок раскачивает цветы, солнышко пригревает, (Расслабление)
Цветочки улыбаются солнышку, подставляют свое лицо,
Ладошки-листочки. Тепло цветочкам. И цветочку Катеньке,
и цветочку Ирише, и Сашеньке. … Как хорошо, приятно!
Но вот солнышко стало пригревать сильнее. Как жарко! (Напряжение)
Как хочется пить! Завяли цветочки. Плечики опустили.
Листочки скрутились. Грустно цветочкам.
Но вот пошел прохладный дождик. Обрадовались цветочки. (Прыжки)
Распрямились и стали от радости плясать. (Кружение)
Прыгают, хлопают в ладошки, кружатся!
- Солнышко садится,
Цветочкам спать пора ложиться!
Устали цветочки легли на спину, лежат, отдыхают. (Расслабление)
Вытянули руки, ножки. Расслабились. Как приятно!
Хорошо!
А сейчас я хлопну три раза, и вы снова станете детьми.
УПРАЖНЕНИЕ 4. «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС».
Взрослый предлагает отправиться на прогулку в осенний лес.
«Ветер закружил, нас в листочки превратил».
Ветер подул и поднял листочки высоко в небо. (Бег)
И красные, и желтые, и оранжевые.
Листочки медленно приземлились на травку.
Вытянули руки, ноги, выпрямили спинку. (Расслабление)
Дышим спокойно. Воздух чистый, свежий.
Давайте закроем глаза, послушаем, как шумит осенний лес.
Как хорошо! Приятно!
Подул ветер, закружились листочки и собрались в один
большой круг. Вытянули руки. Вот какой красивый букет (Напряжение)
получился. Скажи, листочек Саша, ты с какого дерева?
А листочек Аня?
Листочки закружились в воздухе. Легкие, красивые. (Расслабление)
Плавно летают.
- Желтый лист, красный лист
Ты кружись, кружись, кружись.
Плавно на землю ложись.
Ветер закружил, нас в ребяток превратил!
Давайте соберем разноцветные листочки. Выберите самый красивый и подарите кому хотите.
УПРАЖНЕНИЕ 5. «МЕДВЕЖАТА».
Взрослый дотрагивается «волшебной палочкой» до каждого ребенка и превращает их в медвежат.
«Были вы ребятки – стали медвежатки».
Ветки затрещали. Это маленькие медвежата балуются. Легли
На спинку, обхватили колени лапками, прижали их к животу и (Напряжение)
Качаются, как на качелях, вперед-назад. Спинка твердая, животик
Твердый. Весело медвежатам!
Накачались, устали, перевернулись на живот. Голову положили
на руки, ноги вытянули. Расслабились. Отдыхают медвежата (Расслабление)
на зеленой полянке. И медвежонок Оленька, и медвежонок Катя,
и Мишутка Сережа…
Медвежата, вставайте, хватит лежать. Махи руками.
Ж-ж-ж! Что это? Медвежата разбудили пчел! (Бег)
Ох, какие злые пчелки. Отмахивайтесь скорее от них, убегайте!
А то пчелы покусают.
Убежали медвежата от пчел. Стали по лесу гулять.
- Мишки по лесу гуляли (Наклоны)
И малину собирали.
Мишки по лесу гуляли (Ходьба)
И цветочки собирали.
Долго мишеньки гуляли,
Устали, легли, задремали.
Вытянули ноги, руки. Расслабились. Закрыли глаза. (Расслабление)
Солнышко светит, медвежат греет. Лапки стали теплые.
Спят медвежата. И медвежонок Оленька спит, и медвежонок
Сережа…а снится медвежатам сладкий душистый мед.
Отдохнули медвежата, вытянули лапки, глубоко вздохнули и
Открыли глазки!
А нам пора возвращаться. Я вас превращу обратно в ребяток.
«Быть медвежонком хорошо, а ребенком лучше».