иваненко галина
Образовательная деятельность в старшей группе по речевому развитию «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».
Цель: Учить детей последовательному пересказу литературного текста.
Задачи:
Образовательные : Учить детей выразительно пересказывать литературный текст, без помощи вопросов воспитателя используя мнемотаблицу.
Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать полным предложением.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
Развивающие : Развивать слуховое внимание, память, связную речь, интерес к занятию. Обогащать и активизировать словарь детей прилагательными.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения и уважение друг к другу.
Предварительная работа: беседа о диких животных.
Оборудование: лисьи следы, игрушка лиса, книга, иллюстрации с изображением лисы, картина «Лиса с лисятами», разрезные картинки «лисята», Слайды: портрет Е. Чарушина,
Активизация словаря: шустрые, приятель, охотничий сапог, за шиворот, перевертывается, ловкачи.
Ход од.
1. Орг. момент: (дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту)
Друг на друга посмотрели, крепко за руки взялись.
Влево, вправо повернулись и друг другу улыбнулись!
- Ребята, посмотрите, здесь какие – то следы.
Давайте мы по ним пойдем,
Секрет наверно там найдем,
Мы секретик разгадаем,
Что нас ждет сейчас узнаем! (дети идут по следам и находят лисичку. Сидит и плачет)
2. Основная часть.
-Здравствуй лисичка-сестричка! Почему ты плачешь? Что случилось?
Лиса:- Здравствуйте, ребята! Ой, беда, беда! Я ушла в лес ловить мышей, а когда вернулась, не нашла в норе своих малышей. Что с ними произошло, я не знаю.
- Где же мне их искать?
-Ребята, как вы думаете, что случилось с малышами? (Ответы детей)
- Не огорчайся лиса, мы тебе обязательно поможем.
Лиса. - Ребята, я уже искала своих малышей, и нашла вот такой конверт. Только не смотрела, что в нем.
- Давай мы посмотрим, что там. Открываю конверт и достаю записку:
«Ушедшие от мамы лисы лисята у меня». Вам надо выполнить 3 задания и лисята вернутся к своей маме лисе». Охотник.
Задание №1. Работа с мнемотаблицей.
-Чтобы разобраться с таблицей и найти маме лисе ее детенышей, надо прочитать рассказ Евгения Чарушина «Лисята»
Слайд № 1. (портрет Чарушина) Знакомство с автором
Много лет назад в старинном городе Вятке жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки, цесарки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. Слайд № 2, № 3. (Обложки книг автора)
Первичное чтение.
Присаживайтесь и внимательно послушайте, рассказ Евгения Чарушина «Лисята» Слайд № 4
Беседа по содержанию.
- О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах).
- Какими были эти зверьки? (шустрые, беспокойные, ловкачи).
- Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф).
- Что они делали днем? (спали)
- Когда лисята просыпались? (ночью)
- Что они делали до самого утра? (носились по всей комнате)
- Что увидел охотник, когда пришел со службы? (что лисят нигде не было)
- Где охотник искал лисят? (заглянул на шкаф, отодвинул комод, искал под стульями)
- Где он нашел лисят? (охотник нашел лисят в сапоге)
- Как охотник обнаружил лисят? (сапог шевельнулся, поднялся, свалился на бок)
-Как вы думаете, почему животные жили у охотника?
- Чем заканчивается рассказ? (схватил охотник лисенка за хвост, вытащил из сапога, встряхнул сапог и другой выскочил)
-Чем заканчивается рассказ? (Вот какие ловкачи)
-Что значит ловкачи?
Физминутка.
Повторное чтение с опорой на мнемотаблицу.
-Я прочитаю рассказ еще раз.. Слушать надо внимательно, т. к вы будете его пересказывать, а запомнить его нам поможет мнемотаблица?
Пересказ рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу. (2 – 3 пересказа)
Анализ пересказа.
- Ребята, вам понравилось как пересказали?
- Использовали ребята слова, выражения автора? - Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)
Задание № 2. Речевое упражнение «Один – много», «Какой, какая, какие?»
- Посмотрите на лисенка, какой он смешной Слайд № 5. (лисенок в сапоге)
- Про одного лисё нка скажем: весёлый, смешной. А если их два скажем (весёлые, смешные).
- Послушайте, об одном или о двух лисятах я сейчас скажу :
Шустрый, озорные, шаловливые…., пушистый.
- А это слово о ком: хитрая - … о лисе или лисёнке?
- Лиса хитрая, а лисёнок…. Хитрый.
- А можно сказать хитрая лисёнок? (нет)
- А как правильно нужно сказать? (хитрый лисёнок)
- Наш лисёнок хитрый, весёлый, подумайте, о ком или о чём ещё можно сказать весёлый (день, танец, человек и т. д.)
- А о ком или о чём можно сказать весёлая (песня, игра и т. д.).
- О ком или о чём мы скажем весёлые? (ребята, танцы, и т. д.).
- Молодцы, ребята. Я думаю, что когда мы выполним следующее задание, то лисята вернутся домой.
Задание № 3. «Собери картинку»
Вам необходимо собрать портреты лисят из разрезных картинок. Дети выполняют задание
Тем временем выставляю картину «Лиса с лисятами» Посмотрите, лисята вернулись к маме. Лиса благодарит детей и дарит портреты лисят детям.
3. Рефлексия.
-Чем занимались на занятии?
-Как называется рассказ, который мы пересказали?
-Кто его автор? Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с мамой-лисицей и ее лисятами.