Наталья Заярная
Открытая образовательная деятельность в старшей группе по речевому развитию «Хвала рукам, что пахнут хлебом»
▼ Скачать + Заказать документы
(интегрированное занятие)
Публикация «Открытая образовательная деятельность в старшей группе по речевому развитию „Хвала рукам, что пахнут хлебом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
Подготовила: Заярная Н. А.
]Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Средства реализации:
- карточки из серии наглядно-дидактических пособий «Расскажи детям о хлебе»,
-образцы злаковых культур (пшеница /озимая и яровая/, ячмень, овес, рожь, просо, кукуруза);
- иллюстрации о труде хлеборобов, пекарей;
-выпечка, приготовленная руками родителей воспитанников (каравай, пироги, плюшки – как сюрпризный момент для детей);
-образцы хлебобулочных и кондитерских изделий (баранки, кренделя, тульский пряник, печенье; пшеничный и ржаной хлеб);
- продукты для выпечки: мука, дрожжи, соль, яйца, молоко, вода. - шапки-колосья на головы детей; - народный костюм для воспитателя: клетчатая юбка, фартук, сорочка с вышивкой, чепчик; - сноп пшеничный;
- аудиозапись песни «Хлеб всему голова»;
- заставка на экране:
«Человек привык трудиться. Люди пашут, сеют, жнут…
В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд.
Для продуктивной деятельности : влажные салфетки, дощечки для лепки, соленое тесто, сковорода, фартуки и шапки-чепчики
Место проведения: групповая комната с последующим переходом в музыкальный зал, оформленный в соответствии с развивающей предметно-пространственной средой, необходимой данной ООД.
Проблемная ситуация: Кто участвует в производстве хлеба? Чьим рукам возносится хвала? Цель: донести до детей осознание того, что хлеб – это жизнь, а не просто еда. Задачи: 1) подвести детей к разрешению проблемной ситуации, пробудить желание ценить хлеб; 2) развивать словарный запас (вводим понятия «сковородник», «хлебный мякиш»); умение давать полный ответ; 3) воспитывать уважение к труду людей, участвующих в производстве хлеба (хлеборобам, пекарям).
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приемы: проблемная ситуация, рассматривание, объяснение, повторение, рассказ, беседа, сюрпризный момент.
Форма: путешествие.
Приглашенные: привлечение родителей к образовательной деятельности (мама-повар рассказывает о продуктах для выпечки, делится секретами своего искусства).
Ход ООД:
Воспитатель: Тема нашей открытой образовательной деятельности «Хвала рукам, что пахнут хлебом». В процессе работы мы должны дать ответ на проблемный вопрос: чьим рукам возносится хвала? Кто участвует в производстве хлеба, который видим каждый день на своем столе? Я приглашаю вас отправиться в путешествие в страну «Познания», а для этого прошу пройти в музыкальный зал.
Дети, я приглашаю вас к витрине, на которой представлены образцы «злаковых культур» (другими словами «зерновых культур»)
- озимая и яровая пшеница;
- рожь;
- просо;
- овес;
- ячмень;
- гречка;
- рис;
- кукуруза.
Отборные (элитные) сорта этих культур идут на производство муки, из которой делают продукцию, которая присутствует на нашем столе каждый день.
Дидактическая игра «Какой колосок?»
Воспитатель проговаривает: дети отвечают:
колосок пшеницы пшеничный
колосок ржи ржаной
колосок овса овсяной
колосок гречихи гречишный
колосок ячменя ячменный
колосок проса просяной
колосок риса рисовый
Воспитатель: Я приглашаю к нам на занятие гостью, чьи руки пахнут хлебом. Это Ольга Владимировна, мама Залины и повар, которая работает в нашем детском саду. Она покажет, как приготовить тесто. Рассмотрите продукты, которые находятся на столе, назовите их.
Дети называют: масло, яйца, сахар, мука, сода, соль, молоко. вода (заострить внимание детей на том, что мука – главный продукт).
Рассказ повара с показом действий.
Ольга Владимировна: Что у нас получилось?
Дети: тесто.
Воспитатель: детки, а теперь я приглашаю вас к столу, где мы займемся продуктивной деятельностью. Надеваем фартуки, косынки или шапочки и слепим из соленого теста пирожки.
(звучит аудиозапись «Хлеб всему голова», дети делают пирожки и укладывают на сковороду, воспитатель знакомит детей с новым предметом-сковородником, затем отправляет сковородку с пирожками в русскую печку)
Воспитатель: пока пирожки ваши выпекаются, послушаем Алису
Алиса К. : читает стих «Хлебороб» (О. Повещенко)
Нет на свете важнее работы, Чем растить золотые хлеба. Хлебороб, земледелец - в почете, И красна пирогами изба, Он посеет весною пшеницу, Прорастет, пустит корни зерно. Поле хлебное заколосится И наполнится солнцем оно. Колосок к колоску, бережливо Соберет хлебороб урожай, Чтобы в доме всегда был красивый, Теплый, пышный, большой каравай.
Физкультминутка «Колоски».
- Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (дети присаживаются)
- Теплое солнце пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками (дети встают и поднимают руки)
- Колоски тянутся к солнышку (дети, приподнимаясь на цыпочки, тянут руки вверх)
- Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (дети постепенно опускают руки, голову, плечи, туловище)
- И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (дети руки подняли вверх)
Улыбнитесь друг другу!
Воспитатель: А теперь пройдите к доске, на которой представлены иллюстрации и послушаем деток, которые подготовили историю о хлебном мякише (вводится понятие «хлебный мякиш» как внутренняя часть хлеба)
Даша П. : Кап! Кап! Кап! Слезинки на пол. Мякиш под столом заплакал. Он давно лежит, скучает, Ничего не понимает: - В чем не угодил ребятам? Разве в чем-то виноват я? Ведь меня издалека В сумке принесла рука. А история большая, Вот послушайте какая.
Залина У. : Был я зернышком когда-то Маленьким, как вы, ребята, Меня руки подхватили И в землицу посадили. И потом не оставляли, Поливали, удобряли. Я росою умывался, Солнышком обогревался. Видел я закат, рассвет. Слали мне они привет.
Ксюша К. : Рос, тянулся я, старался, В стройный колос превращался. Набирался сил, здоровья На пшеничном, желтом поле Хлебушек, чтоб на столе Был вкуснее вам вдвойне. Жил и рос я на просторе. Подошла уборка вскоре. Ссыпали меня в мешки И куда-то повезли. Всюду бегает народ, Я приехал на завод.
Ксюша Х. : Руки крепкие меня В емкость ссыпали, любя. Вдруг, как все замолотилось, Затряслось и заходилось, Закрутились жернова, Потекла рекой мука. Снова ссыпали в мешки И куда-то повезли.
Амирхан А. : С радостью, с большим успехом На пекарню я приехал. Люди в беленьких халатах Для меня нашли здесь место, Очень бережно и нежно Замесили на мне тесто. Я кряхчу, соплю, пыхчу, Быть полезным всем хочу. Тесто вскоре поднялось, Мягко в форму улеглось. Поместили меня в печь, Чтобы там скорей испечь. Ох, как жарко быть в печи! Накалились кирпичи. Очень, очень я терпел, Быть полезным всем хотел. Я терпел, я испекался, Вкусной коркой покрывался, Приобрел красивый цвет - Пригожусь я на обед!
Матвей Ш. : Вышел с печки, чуть остыл И поехал в магазин. Здесь меня пришли, купили и до дома проводили. Очень нравится мне здесь мне Быть полезным на столе!
Соня Н. : Только детская рука Ничего не поняла! Чуть кусочек отломила, В рот отправить позабыла, Долго мяла, ковыряла, По всему столу гоняла, На пол кинула меня, Больше и не подняла. А ведь я для всех старался, Сил, здоровья набирался. Быть полезным всем хотел, Но меня никто не съел.
Воспитатель: Вот такую историю поведал хлебный мякиш. Ребята, а среди вас такие, кто неуважительно, плохо обходится с хлебом?
Дети: нет, мы хлеб очень любим, нам его всегда кажется мало. Особенно после прогулки.
Воспитатель: Мальчик, ногою пинающий хлеб, Мальчик, голодных не знающий лет. Помни, что были лихие года. Хлеб – это жизнь, а не просто еда. Хлебом клялись, За хлеб умирали не для того, Чтоб в футбол им играли. В слове Народная мудрость таится. Вот что в народе у нас говорится: «Если ты хлеб ценить перестал, Ты человеком быть перестал».
Наша открытая образовательная деятельность подходит к своему завершению. Подведем итоги.
Дети, так ответьте мне на вопрос: чьим рукам возносится хвала?
Дети: Хала возносится всем, кто выращивает и выпекает хлеб.
Воспитатель: Кто участвует в производстве хлеба?
Дети: в производстве хлеба участвуют трактористы, комбайнеры, водители, пекари.
Воспитатель: Как надо относиться к хлебу?
Ответы детей: Надо радоваться любому хлебу.
Хлеб надо ценить.
Хлеб надо уважать, потому что он дает нам жизнь.
К хлебу надо относиться бережно.
Хлебом нельзя играть.
Воспитатель: А теперь сюрпризный момент. Ваши родители приготовили для вас свою выпечку, и я поднимаю полушалок, под которым таится такая красота! Приглашаю всех к нашему столу: здесь и пряники, и булочки, и печенье, и кренделя, и бублики, и каравай…
Полюбуйтесь, какая красота! Вот и завершилось наше путешествие в страну «Познание». Сейчас мы вернемся в свою группу и отведаем кулинарные изделия, приготовленные вашими родителями.