Хвостова Елена
Образовательная деятельность в старшей группе «Живая и неживая природа. Опытное исследование свойств воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Живая и неживая природа. Опытное исследование свойств воды
Программное содержание: Закреплять знания детей о живой и неживой природе, сформировать представление о неразрывной их связи. Учить детей самостоятельно делать выводы о свойствах воды на основании собственного опыта на постановке эксперимента; обобщить знания детей о значении воды в жизни человека; формировать бережное отношения к воде, к природе.
Оборудование: столы с оборудованием для проведения опытов, интерактивная доска.
Публикация «Образовательная деятельность в старшей группе „Живая и неживая природа, Опытное исследование свойств воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: Проведение опытов, беседы, наблюдения и экскурсии.
Ход занятия.
Сегодня мы будем говорить о природе. Что это – природа?
(Это все, что вокруг нас, но не сделанное руками человека.)
Посмотри мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг – природа.
-Какая бывает природа? (живая и неживая)
Назовите, что относится к живой природе? (растения, животные, насекомые, рыбы)
Неживая природа – это (звезды, луна, ветер, воздух, вода и др.)
Дидактическая игра: “Покажи картинку” (поднять картинки с живой и неживой природой).
Воспитатель: Чем отличается живая природа от неживой? (Живая природа: дышит, растет, питается, движется, развивается, размножается, изменяется, умирает).
- Если внимательно присмотреться к природе, то можно заметить чему она нас учит.
Ребенок читает стихотворение:
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок - терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду,
И к тому же в их труде все по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
- Чему учит нас природа? (правдивости, чистоте, доброте, справедливости, терпению и др.)
- Воспитатель: Все живые организмы не могут жить без неживой природы. Они связаны друг с другом. Давайте приведем примеры, а для этого нам помогут картинки. На проекторе появляются (птицы в небе, животные в горах, рыбы в воде, люди копают землю, дети на речке и др.) Все мы тесно связаны с природой. Нам не прожить без воздуха, солнца, воды.
- Ребята, а вы сегодня видели воду? (да). Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах — в каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же как и мы.
-Сейчас немножко отдохнем. Массаж спины «Дождь». Дети встают друг за другом и выполняют указанные движения.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам. (Хлопают ладонями по спине)
Гром! Гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек. (Поколачивают кулачком)
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят. (Постукивают пальчиками)
Только мой братишка в луже
ловит рыбу нам на ужин. (Поглаживают спину ладошками)
Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж ещё раз.
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(Круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(Две руки вместе поднимаем вверх - вниз)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
-Воспитатель: Я предлагаю вам поэкспериментировать, чтобы узнать некоторые свойства воды. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети подходят к столам).
- Мы с вами узнаем, какими свойствами обладает вода. Но для того, чтобы у нас все получилось, вы должны соблюдать следующие правила: не шуметь — этим вы мешаете другим, аккуратно обращаться с посудой, слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
-Посмотрите на стакан с водой. Какого цвета, какой запах?
(без запаха, без цвета).
ОПЫТ №1 «Вода — жидкость, может течь».
Воспитатель: ребята, посмотрите, перед вами стоит 2 стаканчика, один с водой, второй пустой. Вам нужно из одного стаканчика перелить в другой аккуратно, чтобы не разлить. Вода льётся? (Да)
-Почему? (Потому что она жидкая.)
-Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно, если бы она не была бы жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Вода — это жидкость, которая может течь.
А чтобы лучше запомнить я предлагаю вам подумать и выбрать картинку, обозначающую это свойство воды. (Дети прикрепляют на доску соответствующую картинку).
ОПЫТ № 2 «Лёд — твёрдая вода»
Воспитатель: Какой лёд — тёплый или холодный? Из чего образовался лёд? (Из воды).
-А если взять лёд в руку, что с ним произойдёт? (Он начнёт таять).
-Почему? (Потому, что рука тёплая, а лёд холодный)
Вывод: Лёд — тоже вода. (Дети находят соответствующую картинку, обозначающую это свойство воды)
Воспитатель: вода, может быть ещё в виде пара, вы все видели это, а где?
Дети: Когда кипит вода в чайнике, варится что-то в кастрюле, видим пар над посудой.
Вывод: Пар - тоже вода. (Дети прикрепляют соответствующую картинку)
ОПЫТ №3 «Вода прозрачная»
Посмотрите, ребята, перед вами стоят по 2 стаканчика: 1 — с водой, 2 — с молоком. Давайте опустим в оба стакана маленькие ложки. В каких стаканах ложки видны? (Где налита вода). Почему? (Вода просвечивает).
-Какой вывод мы сможем сделать?
Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет. (Дети прикрепляют на доску соответствующую картинку).
ОПЫТ №4 «Вода окрашивается».
Добавляем жидкую краску в стаканчик с водой, у всех вода окрасилась. Почему вода поменяла цвет? (вода окрашивается красителями)
Вывод: Вода окрашивается. (Дети находят соответствующую картинку, обозначающую это свойство воды)
ОПЫТ № 5 «Вода - растворитель»
Воспитатель: У вас на столах есть кусочек сахара. Положите в стакан с водой. Размешайте ложкой. Что произошло? Какая вода на вкус? (сладкая)
Дети: Сахар растворился.
Вывод: Вода – растворитель. Вода растворяет твердый кусочек сахара. (Дети находят соответствующую картинку и прикрепляют на доску.)
-Что сегодня узнали благодаря опытам?
Закрепление всех выводов (дети делают самостоятельно, опираясь на символы). Вода — это жидкость, которая может течь, превратиться в лёд и в пар. Она прозрачная, может окраситься, растворитель.
Ребенок рассказывает стихотворение:
Вода это главное чудо планеты.
Ни запаха нет у неё и не цвета.
Бывает вода очень твёрдой, как лёд.
Бывает и жидкой из крана течёт.
А если нагреть на плите,
То облачком может она улететь.
Где мы встречаем воду в природе?
Дети рассказывают стихотворение Н. Рыжовой.
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить.
-Мы с вами изучили свойства воды. А теперь посмотрим, что происходит в природе с водой.
Вода в природе постоянно движется, совершая круговорот. Его движущей силой является Солнце, а главным источником воды - Мировой океан. Почти четверть всей солнечной энергии расходуется на испарение воды с поверхности водоемов. Около 2/3 атмосферной воды возвращается в виде осадков снова в Мировой океан, а 1/3 приходится на сушу. Эта вода пополняет ледники, реки и озера. В свою очередь, поверхностные воды снова стекают в моря и океаны. Вода испаряется с океана, и образуются облака. Облака с помощью ветра сталкиваются и появляются осадки в виде дождя, если облака поднялись выше, то осадки идут в виде снега. Все осадки просачиваются через землю и возвращаются опять в море.
У воды, ребята, так же как у нас с вами есть день рождения. День рождения Воды — 22 марта. Люди всех стран празднуют этот день. В этот день все, кто любит и ценит природу, выходят на берега рек, очищают русла ручьёв и рек, убирают мусор, спасают попавших в беду обителей водоёмов. Ведь, к сожалению, своей деятельностью человек очень сильно загрязняет воду. Вода — это Чудо природы, без которого не будет жизни на Земле, а, значит, её нужно беречь.
Чтобы убедиться, как нужна вода растениям, посадим луковицу одну в стаканчик с водой, а другую без воды. В течение недели будем наблюдать за луком. Сделаем вывод через неделю.