Карпова Елена
Конспект НОД по изучению свойств воды в средней группе «Чудесная капелька» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать у детей знания о значении воды для всех живых существ, без воды не могут жить растения, животные, человек.
Воспитать бережное отношение к воде, как источнику жизни человека и всего живого на земле.
Программные задачи:
1. Уточнить и обобщить сведения детей о воде, её свойствах.
2. Формировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.
3. Развивать логическое мышление детей через применение символов - моделей.
4. Закрепить представления детей о водоемах.
Публикация «Конспект НОД по изучению свойств воды в средней группе „Чудесная капелька“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
5. Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей в процессе проведения опытов с водой.
6. Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приемы:
1. Игровой (сюрпризные моменты)
2. Наглядный (схемы, символы, картинки, презентация)
3. Практический (опыты)
4. Словесный (беседы, рассказы воспитателя, вопросы поискового характера).
Ход НОД:
Организационный момент:
Дети входят в зал. Звучит аудиозапись «Шум моря».
Воспитатель: - Ребята, прислушайтесь и скажите, что это за звуки? Ответы детей (звуки воды, шум моря)
Воспитатель: - Ребята, вы знаете из чего состоит вода (Ответы детей).
- Конечно! Вода состоит из маленьких капелек!
Сюрпризный момент:
Воспитатель: - Посмотрите, к нам пришла гостья - маленькая Капелька (воспитатель вывешивает на доску каплю из картона).
- Она попала на землю с дождиком, путешествовала со своими подружками капельками и заглянула к нам в садик, чтобы познакомиться с вами и узнать побольше о себе, ведь она ещё совсем маленькая.
- Ребята, как вы думаете, где путешествовала Капелька? Где она могла быть (Ответы детей)
По ответам детей показываются слайды с изображением: ручья, озера, реки, моря, океана. Воспитатель: - Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: океанах, в морях, реках и озерах. Вода в земле, в растениях, животных и даже в человеке.
- Ребята, а для чего нужна вода человеку? Ответы детей (пить, мыться, готовить еду)
- Но вода нужна не только человеку! А кому ещё(животным, растениям) Воспитатель: - Вода необходима животным, растениям, насекомым. Без воды все живые существа не смогут выжить. Вода - это основа жизни!
Ребята! Давайте поможем Капельке узнать еще больше о себе (Ответы детей).Но сначала давайте немного попутешествуем.
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре.
Вот так славно освежились.
Делать так руками надо:
Вместе раз - это брасс,
Одной, другой - это кроль,
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Проблемная ситуация:
На столе стоит цветок в горшке с увядшими листьями.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что стоит на столе (Ответы детей).
- Это цветок, называется хлорофитум, только что-то он грустный очень, посмотрите, все листочки опустил. Как вы думаете, почему загрустил наш цветочек?Ответы детей (хочет пить, не полит).
- Конечно, посмотрите, ребята, земля в горшочке совсем сухая, значит, цветок давно не поливали и без воды он может совсем погибнуть. Давайте с вами поможем нашему цветочку, польем его.
Дети с воспитателем поливают по очереди цветок из лейки.
Воспитатель: - Ну вот, мы полили цветок, скоро он снова поднимет свои листочки и станет красивым и веселым.
- Дети, вода имеет волшебные свойства : с ней можно играть, проводить разные опыты и эксперименты. Для этого мы сейчас отправимся в лабораторию, превратимся в настоящих ученых-лаборантов и будем проводить опыты. А Капелька сможет узнать много интересного о себе.
Практическая часть:
Дети подходят к столам с расставленными на них материалами для опытов. Одевают шапочки ученых и садятся за столы.
Опыт №1 «Вода - это жидкость».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, перед нами два стаканчика, один пустой, а другой с водичкой, давайте попробуем, очень аккуратно, перелить воду из одного стаканчика в другой.
- Что делает вода? (ответы детей) Вода льётся. А почему она льётся? (ответы детей)- Потому, что вода жидкая.
Вывод: Вода - это жидкость.
Вывешивается картинка с символом этого свойства воды.
Опыт №2 «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: - Ребята, а как пахнут цветы? Какой у них запах? Ответы детей (приятный, вкусный)
- Давайте понюхаем воду в наших стаканчиках. Чем пахнет вода (Ответы детей).
Вывод: Вода ни чем не пахнет, у воды нет запаха.
Вывешивается картинка с символом этого свойства воды.
Опыт №3 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: - Ребята, а какая соль на вкус? Лимон? Интересно, а какая на вкус вода (Ответы детей).
- А давайте проверим? Попробуем воду в своих стаканчиках.
- Какой вкус у воды (Ответы детей).
Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Вывешивается картинка с символом этого свойства воды.
Воспитатель: - Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!
Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.
Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!
Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!
Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.
Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду (Ответы детей).
Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?Ответы детей (сладкая, соленая)
Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества. Воспитатель: - Посмотрите, ребята, наша гостья Капелька улыбается! Ей очень нравится у нас в лаборатории! И как мы с вами экспериментируем!
Опыт №4 «Вода может менять цвет».
Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода – какая? (прозрачная). Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду. (Действия детей).
Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.
Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.
Воспитатель:
- Все мы славно потрудились,
Поиграть пришла пора,
И у Капельки – подружки,
Есть для нас одна игра!
Игра «Ходят капельки по кругу».
Каждому ребенку вручается шапочка - капелька.
Воспитатель. Ребята, я мама – Тучка, а вы – мои детки Капельки, и вам пора отправляться в путь. (Звучит музыка напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама - туча подсказывает, что им делать).
-Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют.
Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).
Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
- Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим под воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Воспитатель: Ребята, Капелька говорит, что вы ей очень понравились.
Выводы :
Воспитатель: Ребята, давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода? (Ответы детей).
А из опытов мы узнали, что: вода-это прозрачная, бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, не имеет формы, вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества. Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.
- Все вы много знаете о воде, отлично потрудились в лаборатории и очень весело играли! Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.
Итог деятельности.
Воспитатель: - Ребята. Понравилось ли вам наше путешествие?
А чем мы сегодня интересным занимались? Кому сегодня помогали? Получилось у нас это сделать? (ответы детей).
- Капелька дарит вам на память о себе волшебные капельки, чтобы вы никогда не забывали о пользе воды и бережном к ней отношении.